09:27, 3 ноября 2010 года

Право на воду отстаивают 300 семей дачников, живущих вблизи Ессентуков

Сразу оговорюсь, что этот материал должен был появиться  на страницах газеты еще в августе. Но люди, которые собственно и дали повод для его написания, обратившись в редакцию со своей проблемой, неожиданно попросили «не пускать» статью в печать. Тогда им казалось, что трудности разрешились...

Кручу–верчу

В «СП» обратились члены садоводческого товарищества «Ово­щевод», что под Ессентуками. Де-юре - дачники, де-факто - его постоянные жители. Таких здесь наберется под 300 семей, всего же в товариществе свыше тысячи членов. Современные домики, все удобства, аккуратная зелень - словом, типичный пример обжитого дачного кооператива, по сути превратившегося в мини-поселок коттеджного типа. Таких образований много вблизи крупных городов. Со временем они с ними срастаются, и вчерашние дачники получают статус горожан.

В товариществе есть газ, свет и вода. За «голубое топливо» и электричество дачники рассчитываются по показаниям коллективных счетчиков. А с водой ситуация исторически сложилась иначе. Филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в Предгорном районе предпочел заключать с дачниками договоры на водоснабжение, которыми предусмотрен расчет по индивидуальным водомерам. Такая практика продолжалась около десяти лет и, похоже, устраивала обе стороны. За это время абонентов-инди­видуалов в «Овощеводе» набралось больше 250.

Для полноты картины добавлю, что общий прибор учета воды в товариществе тоже имеется. (Правда, расположен он более чем в километре от границ и ничем не защищен от «левых» врезок). Товарищество как юридическое лицо заключало собственный договор с филиалом крайводоканала, по которому погашалась разница между показаниями коллективного счетчика и индивидуальных водомеров.

Так продолжалось до нынешнего лета. В самый разгар пекла - в июле - подача воды в «Овощевод» была ограничена. А через несколько дней на большинстве участков она пропала вовсе. Как выяснилось, у товарищества серьезная - под сто тысяч рублей - задолженность по общему счетчику, и принудительным «обезвоживанием» водоканал пытался добиться ее погашения. При этом, уверяют дачники, все они продолжали платить в обычном режиме, и монополист не удосужился ни предупредить их о грозящем отключении, ни организовать подвоз воды. На все обращения по поводу незаконности подобных действий - ведь тем самым нарушаются условия индивидуальных договоров, по которым водоканал принял на себя обязательства по бесперебойному снабжению абонентов водой, – неизменно следовал ответ руководства филиала: мол, договоры эти ничтожны, они не более чем «простые бумажки», настоящим своим абонентом организация считает только задолжавший «Овощевод».

Взвинченные отсутствием живительной влаги в разгар аномальной жары и подобным отношением к себе, люди начали стучаться во все двери: в прокуратуру, Роспотребнадзор, краевой комитет по ЖКХ, антимонопольную службу и т. д. Однако в России, как известно, скоро только сказка сказывается, потому в качестве последней меры дачники обратились в «Ставрополку».

Поколебимая непоколебимость

Прежде всего за разъяснениями мы обратились к директору филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в Предгорном районе Игорю Сандлеру.

Да, подтвердил он, подача воды СТ «Овощевод» была ограничена из-за долга товарищества. И не будет возобновлена, пока его не взыщут в судебном порядке. К слову, на тот момент краевой Арбитражный суд только принял иск водоканала к рассмотрению...

Но как в таком случае быть с людьми, которые оказались заложниками ситуации: имея на руках договоры с водоканалом и исправно внося платежи за потребленную воду, они оказались отрезанными от водоснабжения? Тем более что по закону холодная вода является единственным видом коммунальных ресурсов, подачу которого физическим лицам поставщик не вправе ограничивать.

На это руководство филиала озвучило совсем уж удивительные резоны: мы, мол, отключили юридическое лицо, значит, никакого закона не нарушаем. А что касается проблем физических лиц, то И. Сандлер, как выяснилось, их за своих абонентов вообще не считает. По его словам, договоры, заключенные с ними, недействительны, поскольку предусматривают водоснабжение жилых помещений, тогда как дома обитателей «Овощевода» имеют статус дачных домиков.

- Там живут люди, среди которых есть и прописанные за пределами Ставропольского края, - аргументировал он свою позицию, добавив, что его организация вообще не имела права заключать с ними договоры, но раз уж так вышло, то придется расторгать их в судебном порядке. Главная же цель всего этого комплекса мероприятий, признался он, – перевести членов СТ «Овощевод» на расчеты по коллективному водомеру:

- Они же платят таким образом за газ и электричество. Чем мы хуже?

В самом остром на тот момент вопросе - о возобновлении подачи воды - И. Сандлер был непреклонен, уверял, что ограничение произведено с соблюдением всех предписанных законом процедур (неоднократные предупреждения, попытки урегулировать конфликт и т. д.), поэтому никаких послаблений членам товарищества не будет, пока филиал крайводоканала не добьется своего.

Тем не менее буквально спустя пару дней после этого разговора вода в «Овощеводе» все-таки появилась, причем так же неожиданно, как и исчезла. Да еще и с напором, какого здесь никогда не видели. Стало очевидно, что непоколебимая уверенность руководства местного водоканала в своей правоте не так уж и непоколебима. Однако дачники, просидевшие несколько недель без воды, были рады и этому. Они попросили не предавать огласке эту историю в надежде, что все как-нибудь образуется и в конфликте с водоканалом наконец-то будет найдет компромисс.

Не мытьем, так катаньем

Надежды эти не оправдались. Водоканал вышел в суд с исками по признанию индивидуальных договоров на водоснабжение ничтожными. (Интересно, что в числе первых ответчиков оказались именно те, кто активнее всего сотрудничал со «Ставрополкой»). Правда, основания для этого были выбраны, на мой взгляд, довольно странные. Например, в укор абонентам-частникам ставится якобы отсутствие у них индивидуальных водомеров. Хотя представители водоканала сами устанавливали и принимали эти приборы в эксплуатацию. Соответствующие документы имеются. Кроме того, именно по показаниям этих якобы несуществующих счетчиков люди годами оплачивали воду, и касса водоканала без проблем принимала эти «неправильные» платежи.

Параллельно в краевом арбитраже рассматривается дело о задолженности СТ «Овощевод» за воду. К настоящему моменту, со слов представителей водоканала, она перевалила за 130 тысяч рублей. Однако объяснить дачникам, из чего сложилась эта сумма, монополист упорно отказывается. Между тем председатель правления товарищества Елена Стеблевская уверена, что к начислениям здесь могут быть вопросы. Водоканалу все-таки придется в ближайшее время представить свои расчеты. К этому его обязал суд.

Тем временем на ситуацию начали реагировать и различные государственные и общественные органы, в которые обращались дачники. В частности, делом заинтересовалось краевое управление Федеральной антимонопольной службы. На сторону членов «Овощевода» встали и представители региональной общественной организации потребителей «Контроль качества». Его председатель Раида Денейкина считает, что водоканал стремится перевести дачников на коллективный счетчик с одной-единственной целью: так гораздо проще контролировать поступление платежей. В самом деле, в этом случае вся суета по организации сбора денег с нескольких сотен семей перекладывается на плечи правления товарищества. А при любом финансовом сбое водоканал получает полное право ограничить водоснабжение «Овощевода» - ведь формально абонентом является юридическое лицо. Да, такая схема не запрещена законом, говорит Р. Денейкина, но вопрос в том, какими методами водоканал пытается ее реализовать. По ее мнению, монополист, во-первых, должен был сначала (действуя в рамках существующих правил) расторгнуть индивидуальные договоры и только после этого заключать договор с правлением товарищества. Во-вторых, вопросы возникают и по резонности расчетов по показаниям общего счетчика - слишком уж он далеко расположен от кооператива и слишком доступен для «левых» врезок, которые, возможно, имеют место быть. Но представители водоканала почему-то не желают всерьез рассматривать эту проблему и решать ее сообща, например, перенести счетчик на границу товарищества вскладчину.

Чем закончится эта эпопея, пока неясно. Многое будет зависеть от того, чью правоту признает Фемида: монополиста с целым штатом юристов или дачников, в свое время поверивших в искренность этого монополиста.  

«Проблемы индейцев шерифа не волнуют»
Газета «Ставропольская правда»
3 ноября 2010 года