20:08, 4 октября 2010 года

Музыкальная осень Ставрополья объединяет подлинных любителей высокого искусства

Вот тот случай, когда говорится: яблоку негде упасть, столько собралось меломанов, желающих лично присутствовать на главном культурном событии года. Праздничная атмосфера встречала гостей уже в фойе звуками духового оркестра.

Наконец на сцену вышли ведущие - музыковед Ставрополь­ской краевой филармонии очаровательная Татьяна Диева и под стать партнерше подтянутый и галантный актер театра драмы Денис Орлов. Приветствие губернатора Валерия Гаевского участникам и гостям зачитал заместитель председателя правительства края Василий Балдицын. В обращении, в частности, было сказано о том, что, разменяв уже пятый десяток лет, «Музыкальная осень» по-прежнему радует своих поклонников, собирает полные залы и завоевывает сердца все новых слушателей. Особенностью 41-го фестиваля является то, что он проходит под знаком 65-летия Великой Победы. В годы военного лихолетья порой только песня поддерживала дух народа, укрепляла его и сплачивала. И наш фестиваль тоже несет объединяющее начало, собирая вокруг себя подлинных любителей высокого искусства. У него замечательная история и отличные перспективы. Губернатор пожелал всем участникам фестиваля вдохновения и несмолкаемых аплодисментов, а зрителям истинного удовольствия от праздника музыки. Затем В. Балдицын напомнил известные строки поэта Б. Окуджавы о «музыканте, соорудившем из души своей костер», делающем чище и праведней и наши души. Он пожелал, чтобы дни «Музыкальной осени» вот так, по-хорошему, «опалили» ставропольцев высоким искусством. Как председатель оргкомитета фестиваля, В. Балдицын объявил «Музыкальную осень-2010» открытой.

Первые аккорды фестиваля были отданы песне одного из именитых гостей – народного артиста России, лауреата Государственной премии композитора Евгения Крылатова на слова Леонида Дербенева «Что может быть лучше России». Песню исполнила вокальная группа государственного казачьего ансамбля «Ставрополье» в сопровождении симфонического оркестра краевой филармонии под управлением дирижера Андрея Абрамова. А за роялем – сам Евгений Крылатов, которого зал встретил громом оваций. Потом были такие знакомые, чудесные «Прекрасное далёко» и «Крылатые качели». Чисто и звонко раздавались голоса слаженного сводного хора учащихся детских музыкальных школ Ставрополя и камерного хора филармонии, а солировала великолепная Наталья Виноградова, актриса Пятигорского театра оперетты. Еще нет и года, как работает в крае эта певица, но она уже успела покорить сердца тысяч ставропольцев и богатейшим тембром мощного вокала, и высочайшим сценическим мастерством, и присущим ей естественным обаянием. Не менее популярной песней «Три белых коня» «крылатовскую» страничку фестиваля продолжила вокальная группа ансамбля «Слобода» Ставропольской филармонии. Явно доволен был этим пением сам композитор, который порадовал зал собственным исполнением и задорно-веселой «Шпаги звон, как звон бокала…», и нежно-лирических «Сережки ольховой», «Колыбельной медведицы», «Лесного оленя»… Несмотря на солидный возраст, Е. Крылатов непринужденно, свободно и легко общался с публикой, отвечавшей ему аплодисментами, букетами цветов, счастливыми улыбками. Вообще весь этот вечер прекрасным мелодиям сопутствовали буквально охапки цветов и несмолкаемые рукоплескания.

Да и было за что благодарить. Например, практически каждому сидящему в зале дороги и памятны нестареющие произведения советских композиторов, прозвучавшие в исполнении известного ВИА «Лейся, песня», – от «Обручального кольца» и «Песенки сапожника» до знаменитого в 80-е годы диска «По волне моей памяти». Однако при всей содержательности этой части программы нельзя было не заметить, что театральная сцена очевидно перегружена находящимися на ней одновременно симфоническим оркестром, роялем, занявшим значительную площадь, тесной чередой микрофонов. И на фоне остающегося на сцене оркестра эстрадный коллектив выглядел как-то чужеродно, кажется, это ощущали и сами музыканты ВИА. А потому подумалось, что, во-первых, конечно же, тесен для «Музыкальной осени» этот красивый и уютный зал, и, во-вторых, не слишком гармонично такое контрастное соседство очень уж разных жанров. Понятно, что организаторы сделали все, что можно было в этих условиях, и все-таки как же нужен краевому центру крупный современный концертный зал! Способный и публики больше вместить, и исполнителям предоставить больше комфорта…

Безусловно, еще одной радостной страничкой концерта стала встреча с другим не менее любимым композитором – народным артистом России, лауреатом Государственной премии Давидом Тухмановым. Спустя шесть лет он вновь приехал на «Музыкальную осень», причем в свой юбилей – 70-летие. Что особенно приятно отметить: его творчество великолепно представили ставропольские исполнители – молодые вокалисты двух лучших наших ансамблей «Ставрополье» и «Слобода». Как-то совершенно по-новому, молодо прозвучали и давняя «Последняя электричка», и «Соловьиная роща». Ребята пели так радостно, так энергично, так весело и легко, что куда там некоторым пресловутым, до оскомины надоевшим псевдозвездам! Сильные, красивые голоса у солистов Сергея Захарченко, Юрия Панькова, Александра Голыбочкина, отличная сценическая «выправка», прекрасная аранжировка, словом, просто блестяще. Их голоса назвал замечательными сам автор. Ну а уж исполненные лично Д. Тухмановым «Как прекрасен этот мир», «Напрасные слова», «Чистые пруды», «Наш адрес Советский Союз» просто не могли не увлечь зал искренностью и удивительной человеческой простотой знаменитого гостя. Со снисходительным юмором признавшись, что его вокал не столь силен, Д. Тухманов в очередной раз легко покорил публику своим неповторимым, неподдельным природным обаянием. Эх, какие все-таки чудесные и вечно молодые «старики» эти наши советские композиторы, чьи мелодии сопровождают нас многие годы!

Апофеозом этой части концерта, безусловно, можно назвать исполнение симфоническим оркестром, сводным хором и народным артистом России Борисом Брусневым двух великих тухмановских произведений – «Я люблю тебя, Россия» и «День Победы». Последняя, справедливо названная гимном нашей Победе, вообще звучала так мощно, так проникновенно, что весь зал слушал стоя, отвечая долгими овациями. Тепло и искренне приветствовал Д. Тухманова от имени ветеранов войны наш известный музыкант, руководитель муниципального духового оркестра Даниил Осиновский. Его коллектив, кстати, в минувшую субботу провел юбилейный Тухмановский вечер в городской Детской школе искусств.

Второе отделение концерта посвятили классике. Симфонический оркестр Ставропольской филармонии, которым вышел управлять заслуженный артист России дирижер Юрий Каспаров, начал программу с элегантной «Фарандолы» Ж. Бизе. После чего публика восторженно встречала непревзойденных, настоящих звезд – «команду» теноров, участников блистательного проекта «Таланты мира» под руководством президента одноименного Фонда Давида Гвинианидзе. В прошлом году на фестивале выступали басы, баритоны и тенора, так что нынче вокалистов этой программы встречали уже как своих признанных любимцев, хотя имена были все новые. Какие голоса, какой артистизм, какие арии! Публика моментально и безоговорочно влюбилась в каждого певца. Ведь для нас пели Франческо Аниле из самой «Ла Скала» (Италия), Алехандро Олмедо из «Метрополитен опера» (США), Дмитрий Полкопин и Чингис Аюшев из театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (Москва), Алексей Сулимов из музыкального театра им. Б. Покровского (Москва), Михаил Акименко из Румынской национальной оперы и, естественно, сам Давид Гвинианидзе, солист «Геликон-оперы» и «Новой оперы» (Москва). Лучшие творения гениальных Верди, Леонкавалло, Куртиса, Пуччини, Фальво, Лара пленяли слух, равно как и наша народная «Ах ты, душечка» и непременный гвоздь «Талантов мира» – «Очи черные». Непередаваемо причудливые рулады, мощная энергетика и тонкий юмор сделали каждый выход теноров на сцену незабываемо-прекрасным. Даже не верилось, что уже четвертый час длится это чудо. Вновь и вновь несут артистам цветы, вновь и вновь встает взволнованная публика, и кажется, что никогда не смолкнут аплодисменты…

*****

Долго еще звучали в памяти волшебные звуки, а особенно запали в душу слова из крылатовского «Прекрасного далёка» о том, как все мы «станем чище и добрее»… Нельзя не стать чище и добрее, если живет с нами такое искусство.

«Станем чище и добрее»
Газета «Ставропольская правда»
5 октября 2010 года