Театр кукол Ставрополя открывает новый сезон
Вообще-то фактически коллектив уже вовсю ведет активную работу со зрителем, с первых дней учебного года выступая в школах и детских садах. Тем не менее о предстоящем сезоне поговорить стоит. И не только о нем. А еще напомнить жителям края о поистине бедственном положении уникального творческого учреждения, единственного в своем роде в культуре Ставрополья.
…Этот старый особняк в центре Ставрополя никто, упаси Господи, не бомбил. Но уже при входе знакомо бьет в ноздри запах многолетней пыли вперемешку с невыветриваемым никакими уборками – кладовочным – духом ненужных вещей. Мимо обшарпанных серых стен по разбитым ступенькам поднимаюсь на второй этаж, испытывая, признаюсь, вежливо скрываемое ощущение страха, что вот-вот откуда-то сверху упадет кусок штукатурки… И дальше впечатления ничуть не светлее. Наоборот, как-то особенно тоскливо смотрятся на облезлых стенах драпировки, соору-женные из подручного материала – предусмотрительно не выброшенных полуизодранных от возраста декораций. Все это жалкое великолепие развешено очень старательно, ровно, чтобы не выглядывали разбитые углы и косяки, и даже для покосившихся оконных проемов нашлись столь же древние тюлевые занавески. Понятно, что вынужденные здесь работать люди стремились хоть чуточку замаскировать устрашающий аварийный интерьер. Да и кому не хочется немного одомашнить свое рабочее место? Но здесь получился обратный эффект: при взгляде на потемневшие от времени, вылинявшие кусочки ткани, на декоративные пуговички, разбросанные по полю старательным оформителем, становится не то что неуютно – страшно. Страшно, господа, пребывать даже недолго в таком, с позволения сказать, учреждении культуры. Страшно за пребывающих здесь ежедневно. Страшно за всех нас, смирившихся с таким вот обликом главного культурного «храма» для наших детей.
Но вернемся к сезону. При всем донельзя ограниченном кризисом бюджетном финансировании (а речь о государственном краевом театре) талантливый коллектив умудряется жить полноценной творческой жизнью. Не ведающая о взрослых заботах кукольников юная публика с обожанием взирает на героев любимых сказок, радостно отбивая ладошки в аплодисментах. Так бывает буквально всюду, куда приезжают артисты со своими симпатичными персонажами, с любовью изготовленными мастерами поделочного цеха. Не раз доводилось лично убеждаться в огромном и, конечно, положительном воздействии искусства марионеток на маленьких зрителей, будь то воспитанники детского сада или ученики начальных классов школ. Жизнь на колесах служебного автобуса давно стала основным способом существования артистов, декораторов, осветителей, звукорежиссеров…
- Именно с таких выездов и напряженных репетиций фактически и начался новый сезон, – говорит заведующая литературной частью театра Ирина Темниханова. – Официальным стартом будет премьерный спектакль, который был сдан в прошлом сезоне, но еще почти не работал, это постановка пьесы «Бука» Михаила Супонина. Ее успел осуществить бывший главный режиссер Григорий Гольдман незадолго до того, как уехал из Ставрополя. Спектакль сделан в хорошо освоенной нами форме игры со зрителем, когда дети в зале становятся как бы участниками происходящего. Активно репетируем также постановку «Робот Биби», нисколько не утратившую своей актуальности: недаром у нас несколько сезонов по сложившейся традиции начинались именно этим спектаклем, поскольку – начало учебного года, дети идут в школу, и мы средствами искусства напоминаем им о правилах дорожного движения. Могу добавить, что хоть спектакль и давний, но в нем существенно обновлены декорации и куклы, сменился и актерский исполнительский состав.
В ближайших планах постановка «Дюймовочки», сказочного спектакля по пьесе современного драматурга Николая Шувалова, в основе которой классический сюжет. Уже есть договоренность с режиссером и художником в одном лице Ольгой Сидоренко из Брянска, ее имя достаточно известно в кругах кукольников, сейчас она, например, ставит спектакль в Омске. Там, обещают создатели, будут задействованы разные системы кукол – мимирующие, статичные, маски… Мастера-декораторы собираются приступить к изготовлению материальной части спектакля. А к Новому году, как всегда, ребятне будет приготовлено специальное «блюдо» – оригинальное праздничное представление. Ну и, конечно, всяческие мысли посещают кукольников в преддверии большой даты: осенью 2011-го театр отметит свое 75-летие. Как его встретить в отсутствие надежной крыши над головой? Быть может, начать «акции протеста»?..
- Ничего не изменится, – с обреченностью в голосе отвечает на это заведующая труппой Светлана Гниденко. – Веры уже нет. Хотя что нам остается, если не верить? Ну как-то скребемся, что-то подтягиваем, выживаем…
«Подтягивать» стало еще труднее с весны, с уходом из театра главного режиссера Г. Гольдмана, не выдержавшего затянувшегося ожидания нормальной работы. Да ведь и понять его можно: девять лет ждал! Теперь талантливый постановщик осуществляет свои творческие задумки отнюдь не в Ставрополе… Вообще-то, у театра есть опыт существования без главрежа, до Гольдмана пять лет так работали, но тогда здорово вытягивал актерский курс, набранный в краевом училище искусств, да и зал свой еще худо-бедно работал, и репетиционные помещения были еще ничего себе… Сегодня и этого нет. Как же чувствует себя коллектив?
- Радует то, что состав у нас, слава богу, пока стабильный, и даже пополнение есть, в 2008 году пришел один выпускник училища искусств, в 2009-м – двое, очень интересные, перспективные ребята, – говорит С. Гниденко. – Буквально на днях еще одна девушка успешно прошла прослушивание. Но в целом кадровая проблема очень серьезная, и чем дальше, тем она острее, потому что старшее поколение становится еще старше и не все режиссерские требования готово выполнять. Нынче ведь многие постановщики любят, чтобы актеры играли не только за ширмой, но и выходили сами на сцену, и часто при этом предлагаются костюмы, которые не соответствуют возрасту исполнителей. Неловко себя ощущаешь в некоторых ролях. Специфика театра такова: за ширмой-то мы можем и до 90 лет быть зайчиками…
Ну, если эту проблему хотя бы загримировать можно, то вот как быть с моральным состоянием?.. Да, неисправимые оптимисты и энтузиасты театра пока что делают все, что в их силах. А обещания лучшей жизни, которые они слышат из года в год, словно сделались неким привычным фоном существования… Ну посетил редкий гость из министерства, подтвердил, что наверху все про них знают, что отслеживают ситуацию, вроде бы даже с новым полпредом наш вопрос обсуждался… Но реальных подвижек так и не видно.
- Сколько мы можем выезжать только на своих внутренних резервах? – даже не с возмущением, а с грустью вопрошает Светлана Петровна. – К тому же и денег на новые постановки нет. А уж это для театра вообще беда: актерам обязательно надо расти!
Уход главрежа здесь восприняли почти как само собой разумеющееся. Но ситуация-то ненормальная. Должна быть направляющая творческая рука, благодаря которой в коллективе живут своя идея, свой дух особенный, своя политика, если хотите.
- А получается, мы просто плывем по какому-то течению, хотя и честно работаем, – продолжает С. Гниденко. – Парадокс: не имея стационарной сцены, мы должны выезжать, а нам не с чем – нет свежих спектаклей. При этом обязаны делать план.
Вспомнили, когда только «замаячил» на горизонте капремонт, театру предлагали поискать в городе временное пристанище. Странное предложение: идите, господа артисты, авось вас где-нибудь пригреют… Потом предлагали кое-какие абсолютно неприемлемые варианты. Впрочем, кукольники бесконечно благодарны руководству Дома офицеров, на сцене которого они уже несколько лет выступают по выходным, каждый раз привозя сюда свой походный скарб. Насколько удобны эта сцена и особенно зрительный зал – говорить не приходится, ибо других просто нет.
- Наша головная боль – абсолютная неизвестность по поводу дальнейшего финансирования, сейчас переживаем, что будет с запланированной «Дюймовочкой», – вновь включается в беседу Ирина Темниханова. – Мастерские ропщут, им ведь уже надо приступать к работе, чтобы уложиться в сроки подготовки.
И при этом совершенно фантастическими выглядят разговоры чиновников о наборе нового актерского курса кукольников в колледже искусств. Но на какой практической базе эти ребята будут учиться? И какое у них профессиональное будущее?
Кстати, этот вопрос нередко задает себе без пяти минут дипломированный режиссер Наталья Ледовских. Десятый год она в театре, осталась одна из того упомянутого первого актерского набора, сейчас работает над дипломным спектаклем в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. В ее личном багаже уже есть несколько спектаклей, поставленных в родном коллективе и имевших большой успех. Каждая ее постановка отличается особым светлым, добрым взглядом на мир, и как же это нужно современным ребятишкам! Но вот для защиты диплома Наталья предпочла «чужие» площадки: пригласили внимательные к молодежи продюсеры театров Рыбинска и Костромы, сумевшие заинтересовать нашу землячку по-настоящему творческой атмосферой, в частности, возможностью поработать со светоэффектами, чего у себя в театре она, наверное, еще долго не увидит.
- Мне вообще полезно попробовать себя на другой площадке, с другим коллективом, – поясняет свой выбор Н. Ледовских. – А еще я смогу там грамотно выстроить спектакль, использовать современные технические средства… Конечно, я люблю свой театр и никуда отсюда не уйду, буду делать новые постановки в Ставрополе, но и отказываться от привлекательного творческого материала тоже грех…
Что ж, видимо, не самые большие города Рыбинск и Кострома гораздо выше ценят своих кукольников, чем Ставрополь.
- И все-таки у нас из года в год прибавляется число зрителей! Идут не только «прирученные», уже знающие нас, но и много новых ребятишек, – с оправданной гордостью сообщает И. Темниханова.
Да, к счастью, любовь малышни к кукольному чуду неистребима, и в этом главный залог будущего театра. Напоследок я спросила у Наташи Ледовских: если вдруг завтра появится у театра свой новый дом-мечта, какой спектакль она поставила бы там? Ответ последовал быстро:
- «Звездочку»! Есть такая замечательная современная пьеса, она широко идет по России, отличный материал! Там главная героиня Звездочка спускается с небес на землю, потому что хочет приносить пользу… А в результате оказывается, что Звездочка нужна на своем собственном месте на небе – чтобы заблудившийся на земле Ежик смог добраться домой…
17 сентября 2010 года