«Крен в сельскохозяйственную специализацию» плохо влияет на экономику Труновского района
О выводах, сделанных рабочей группой, проверившей положение дел в Труновском районе, доложил заместитель председателя правительства края Ю. Белолапенко. Основу экономики территории составляет сельское хозяйство, на долю которого приходится 90% объема производимой продукции. В рейтинге 300 наиболее эффективных представителей аграрного сектора Российской Федерации значатся ЗАО «Совхоз имени Кирова», СПК колхоз имени Ворошилова, колхоз «Терновский» и ряд крестьянско-фермерских хозяйств. Труновцы – одни из лидеров по использованию орошаемых земель и входят в «девятку» районов, в которых животноводство является прибыльным. Администрация, как отметил выступающий, занимается продвижением инвестиционных проектов. Например, АО «Ставропольский виноград» в прошлом году реализовало свои планы по закладке более 100 га новых виноградников, а ООО «Грин» запустило завод по выпуску керамического кирпича. В селе Безопасном в этом году планируется строительство мегафермы на 4 тыс. голов крупного рогатого скота, в стадии проработки вопрос о создании консервного завода мощностью 25 млн банок в год, цеха заморозки овощей. Сказано было и об усилиях властей в коммунальной сфере, образовании, культуре. Однако... при всем видимом благополучии правительство края не устраивает, что финансовые показатели района ежегодно «сползают», снижается рентабельность предприятий.
Глава края В. Гаевский отметил, что крен в сельскохозяйственную специализацию не лучшим образом отражается на экономике района: «пашем, сеем, вывозим, но сырье, а не продукцию». Не имея подстраховки на других направлениях экономики, труновцы оказываются очень уязвимы: есть достойная цена на зерно - хорошо, если нет - провал. Многие инвестиционные проекты района на слуху, однако не так хорошо реализуются на деле, как хотелось бы. За прошлый год инвестиции в развитие территории сократились с 428 до 140 млн рублей. В результате дефицита диверсификации экономики безработица в районе в три раза выше среднекраевого показателя, есть села, где половина работоспособного населения не находит себе применения. Понятно: при таком положении дел надо эффективнее заниматься созданием дополнительных рабочих мест, развитием доходной базы бюджета, решением социальных вопросов, которых также накопилось достаточно. Нет ответа на вопрос, кто в районе выращивает овощи... Пять хозяйств сдают под эти цели свои поля в аренду, что никак не отражено в госстатистике, а государство соответственно недополучает налогов. Прозвучала критика в отношении качества кадрового резерва и такого «греха», как семейный подряд в стенах администрации.
Глава администрации района Н. Великдань высказанные замечания признал справедливыми. Сложившаяся мономодель экономики района действительно не столь состоятельна, как хотелось бы. Поэтому местная власть уже двигается по пути развития переработки, открытия новых производств. Не забывают и о социальной сфере. Например, после отстранения главного врача ЦРБ ведется большая работа над ошибками в системе здравоохранения: по развитию аптечной сети, сохранению фельдшерско-акушерских пунктов в глубинке, ценообразованию на лекарства. Прозвучали и цифры, вызвавшие некоторое недоумение. Выдали помощь 107 желающим открыть собственное дело, а реализовали свои намерения только четверо. Одно из двух: или не по назначению расходуются полученные от государства деньги, или крайне затруднена регистрация бизнеса, не работает система поддержки предпринимательства. Не очень внятно ответил руководитель администрации района на вопрос министра образования А. Золотухиной, на что же потрачены изъятые из бюджетной статьи «Образование» 9 млн рублей, однако аварийную школу в Безопасном по-обещал отремонтировать.
Министр экономического развития Ю. Ягудаев высоко оценил инвестиционный потенциал района: если все организационные вопросы будут решаться мобильно, сделать можно многое, вплоть до создания на территории района агроиндустриального парка. Очень многое, по его мнению, зависит от выбора инвестора. Члены правительства пришли к выводу, что действующая команда района имеет неплохой потенциал и способна выправить ситуацию к лучшему. Губернатор пожелал успеха, но обещал держать ситуацию на контроле.
Были рассмотрены на заседании перспективы социально-экономического развития Ставрополья до 2015 года. В качестве целевых ориентиров, как пояснил глава края, обозначено достижение таких важных рубежей, как увеличение доли инновационной продукции до 20%, создание 46 тысяч новых рабочих мест, сокращение до 15% доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, увеличение средней продолжительности жизни до 72 лет. В. Гаевский призвал все структуры власти консолидироваться для достижения этих целей, вне зависимости от узковедомственных задач и муниципальной географии.
Представивший проект документа министр экономического развития края Ю. Ягудаев отметил взаимосвязь запланированных мероприятий и целевых индикаторов с пунктами краевой Стратегии-2020. Выполнение пятилетней программы должно стать первым шагом в ее осуществлении. Предусматривается реализация 80 проектов, среди которых 11 социальных, 16 - инфраструктурных, 53 - инвестиционных. Общая потребность финансирования программы - более 552 млрд руб., из которых свыше 153 млрд должны быть обеспечены из бюджетов всех уровней. Документ получил одобрение и будет передан для дальнейшего рассмотрения в Госдуму края.
Утвержден также сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления Ставрополья за 2009 год, в котором, в частности, определен рейтинг территорий по направлениям социальной сферы, жилищно-коммунального комплекса, экономики, качеству муниципального управления. Приняты проект изменений в краевой бюджет на 2010 год, прогноз социально-экономического развития Ставрополья на 2011 год и период до 2013 года, коррективы в ряд краевых программ, пакет документов имущественного характера.
17 сентября 2010 года