Капитальный ремонт школы в хуторе Садовом оценили в 5 млн. рублей
Сейчас обстановка вроде бы нормализовалась. Все учащиеся из Садового регулярно посещают базовую Сенгилеевскую школу № 8, директор которой Татьяна Гейнц утверждает, что ребят доставляют в село на двух школьных автобусах. Мальчишки и девчонки постепенно адаптируются к новым условиям. Большой прибыли, несмотря на «подушевое» (слово-то какое!) финансирование, новые ребятишки школе не принесут. Но и обузой не станут…
А вот в самом хуторе по-прежнему неспокойно. У опустевшей школы лежат увядшие букеты цветов, которые 1 сентября ребята возложили на крылечко. А на доске одного из классов через закрытое окно можно увидеть выведенную детской рукой фразу: «Мы любим свою школу!!!».
Беседовал я и с учителями хуторской школы (теперь уже бывшими), и с родителями, чьи дети ежедневно ездят в Сенгилеевское. Труднее всего приходится первоклашкам: они вынуждены вставать в шесть утра, чтобы успеть на автобус. Заставить малышей рано завтракать – проблема. В базовой школе решают вопросы с питанием «пришлых».
Непросто приходится педагогическому коллективу и техперсоналу закрытого образовательного учреждения: в общей сложности по сокращению уволили четырнадцать человек, существенно пополнив хуторской отряд безработных.
- Похоже, «похоронят» наш хутор, - говорит Наталья Надточий, бывший завуч, учитель русского языка и литературы. - А что тут хоронить-то осталось? Клуб давно закрыт. Главным очагом культуры была школа: тут и выборы проводились, и чествование ветеранов, и встречи Нового года, и свадьбы, случалось, здесь же справляли… Точно так же «самоликвидировался» располагавшийся неподалеку от Сенгилеевского хутор Сладкорубленый. И начиналось все с закрытия школы…
Такая перспектива жителей Садового не устраивает. Вот почему Виктория Воеводко, Алла Начикова, Валентина Сосновская и еще несколько родителей учащихся обратились в Ленинский районный суд Ставрополя с иском к министерству образования края, администрации Шпаковского района и муниципальному образовательному учреждению (школа № 8). Требования таковы: обязать мин-образования СК включить хуторскую школу в перечень аварийных объектов для софинансирования капитального ремонта из федерального бюджета в 2011 году, районную администрацию – подготовить проектно-сметную документацию и расчет затрат на ремонт здания, а руководство СШ № 8 – осуществить его ремонт.
Суд первой инстанции своим решением иск хуторян удовлетворил в полном объеме. Но в законную силу это решение не вступило: минобразования СК и администрация Шпаковского муниципального района подали в краевой суд кассационную жалобу. Каковы же мотивы?
Начальник отдела образования Шпаковского района Людмила Тарабыкина утверждает, что проблема заключается в отсутствии средств и в образовательной политике федерального центра. Деньги на ремонт и содержание малокомплектных школ выделяются весьма неохотно. Причина – пресловутое «подушевое» финансирование. Так, в год на содержание одного ученика предусмотрено двадцать тысяч рублей. По муниципальным школам эти средства распределяет своим решением глава администрации района. Не поровну: чтобы обеспечить полноценное функционирование малокомплектной школы, на каждую «душу» требуется примерно пятьдесят тысяч рублей. Значит, приходится «отнимать» деньги у крупных школ – здесь на каждого ребенка остается по семнадцать тысяч…
Такая вот арифметика, полный курс которой мы проходили в советские времена. Тогда тоже укрупняли колхозы, сносили «неперспективные» хутора и деревни. Вместе со школами, фельдшерскими пунктами, клубами. Медики и учителя бежали в города «на какую-нибудь» работу.
Впрочем, чему, собственно, удивляться? Не так давно глава Минобразования России Андрей Фурсенко заявил, что в российских школах сейчас на двести тысяч учителей больше, чем необходимо. «У нас не более десяти учеников на одного учителя, тогда как в Европе это соотношение 15 к одному. В результате учителя придумывают себе дополнительные занятия и часы», – сказал министр и предложил сократить двести тысяч школьных педагогов.
Вот так-то! Давненько, наверное, не бывал министр Фурсенко в сельских школах, где треть учителей – пенсионеры. И не потому что за место свое держатся – заменить их некем. Молодежь (особенно парни) в педагогические вузы идет без большой охоты. А если и идет, то, получив высшее образование, старается осесть в городе. В сельскую глубинку ее калачом не заманишь. А уж после такого заявления министра…
Но вернемся к проблемам Садового. Эксперты оценили капитальный ремонт хуторской школы в пять миллионов рублей.
- Это первоначально, - поправляет Л. Тарабыкина. - Сейчас сумма возросла почти в полтора раза: придется полностью разбирать стены, укреплять фундамент… Но все равно будем пытаться включить этот объект в перечень аварийных. Хотя надежды на федеральное софинансирование мало, курс на сокращение малокомплектных школ пока не меняется…
Чтобы изменить этот «курс», жители Садового направили предложения Президенту России...
Завершая разговор, я спросил у Людмилы Тарабыкиной о судьбе хуторского детского сада. Он ведь тоже находится в аварийном состоянии, половина здания уже закрыта…
- Детсад будем ремонтировать за районные средства, - твердо пообещала начальник отдела образования…
Так хочется верить…
17 сентября 2010 года