Игорь Бестужий представил журналистам новую версию стратегии социально-экономического развития краевого центра до 2020 года.

Игорь Бестужий представил журналистам новую версию стратегии социально-экономического развития краевого центра до 2020 года.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

О светлом будущем

– Напомню историю создания этого документа, – сказал И. Бестужий. – Еще в конце 2008 года для подготовки стратегии был заключен контракт с известным в России разработчиком подобных проектов. В начале 2009 года началась непосредственно работа – с привлечением аналитиков из Ставропольского гос-университета. Администрация города тоже принимала в ней участие, но только в сегменте постановочных вопросов и заданий, а также проводила обсуждения рабочих материалов со специалистами и общественностью. Мы трижды не принимали предложенный разработчиками вариант, и трижды он радикально переделывался. Уже летом 2009 года стало очевидно, что документ в желаемом виде город не получит. Мне было поручено создать рабочую группу, которая бы предложила свой вариант…

По словам вице-мэра, работа над концепцией стратегии строилась по принципу мозговых штурмов и моделирования различных вариантов возможного развития города. Кроме того, во время работы шел процесс обучения работников администрации города и его структурных подразделений. В итоге получился 156-страничный финансово-экономическо-социальный труд, с которым можно ознакомиться на сайте городской администрации (www.stavropol.stavkray.ru). В целом же за десять лет Ставрополь планируется сделать: «красивым, чистым, полным жизни и безопасным; сохранить присущую нашему городу дружественную, домашнюю атмосферу, подчеркивающую многообразие его жителей и культур; создать условия для здоровой экономики и сильного бизнеса; сформировать открытую среду для реализации всесторонних возможностей активной и талантливой молодежи; модернизировать здравоохранение и сформировать моду на здоровый образ жизни; повысить заботу о социально незащищенных слоях населения; модернизировать муниципальное управление и обеспечить эффективную, прозрачную и подконтрольную систему бюджетного финансирования».

Если уйти от провозглашенных лозунгов и обратиться к цифрам, то получим следующую картину. К 2020 году в Ставрополе планируется увеличить среднюю продолжительность жизни на три года и довести этот показатель до 74 лет. Среднемесячная зарплата должна подняться с отметки с 17,4 тысячи рублей до 33,9 тысячи. Уровень безработицы, напротив, по методике Международной организации труда, снизится с 8,5 до 3,4 процента. Отражены в стратегии и ожидаемые изменения в социально-культурной сфере. Так, например, рассчитаны целевые показатели для театров и музеев. Планируется, что количество зрителей через десять лет на одну тысячу жителей города увеличится с 447 «условных единиц» до 600. Среднее время ожидания общественного транспорта должно сократиться с 12 до четырех минут.

В общем, горадминистрация задумала превратить Ставрополь в «город-сказку, город-мечту». Претворять же эти грандиозные планы в жизнь предстоит специальной структуре в городской администрации. Подразделение стратегического менеджмента будет создано на базе комитета экономического развития и торговли, пояснил И. Бестужий. В его функции будут входить планирование, реализация самой стратегии, контроль и систематическая актуализация, корректировка стратегических целей и методов их достижения.

О доходах

В одном из региональных изданий недавно прошла информация о том, что вице-мэр краевого центра И. Бестужий является счастливым обладателем 22 квартир в одном из новых жилых комплексов города. При этом автор публикации ставит под сомнение, что все это добро честно куплено на зарплату муниципального служащего. Надо думать, именно в надежде получить комментарий по этому поводу пишущая и снимающая братия Ставрополья явилась в пресс-клуб «СП» едва ли не в полном составе. Похоже, каждый готовился задать вице-мэру один и тот же вопрос. Но озвучил его на правах хозяина главный редактор «Ставрополки» М. Цыбулько, попросив гостя «рассказать о квартирах».

– Я занимался бизнесом без малого 20 лет. На государственную и муниципальную службу я пришел именно из бизнеса. Вот сведения о моих доходах за 2008 год — до июня месяца (И. Бестужий продемонстрировал журналистам декларацию о доходах. — «СП»), когда я еще не работал в администрации города. Итого доход за отчетный период составляет 170 миллионов 605 тысяч рублей. Я понимаю, что кого-то эта цифра может шокировать. Но, занимаясь бизнесом, каждый зарабатывает разные деньги. Здесь же в пункте «прочие обязательства» значится: договоры с ЗАО «Элитстрой» на участие в долевом строительстве на общую сумму 26,8 млн рублей. Все оплачено банковским переводом. И можете мне не верить, но с руководителем компании-застройщика я даже не знаком.

Вице-мэр посетовал на то, что современному российскому обществу не хватает лояльности к чужому успеху. По его мнению, в молодом поколении нужно развивать амбициозность, активность, самостоятельность. В будущем именно эти качества должны прийти на смену таким человеческим качествам, как зависть и жадность, уверен он.

О дорогах

В городе стартовал сезон ремонта дорог. Понятно, что обойти вниманием эту тему журналисты просто не могли. Какие дороги будут отремонтированы в краевом центре в этом году и сколько на это планируется потратить средств? Кто будет отвечать за качество ремонта? Что делается для того, чтобы предотвратить «автоапокалипсис», который случился, например, в прошлом году во время реконструкции перекрестка Доваторцев – Тухачевского? И чем можно объяснить привычку городских дорожников столь часто менять бордюрное ограждение, порой установленное только в прошлом сезоне?

– Дороги для Ставрополя — вообще больной вопрос. А в этом году особенно: зима выдалась очень сложная по погодным условиям, дорожное покрытие было серьезно разрушено. И то, что горожане засыплют нас жалобами, было очевидно еще в начале года. Однако объем средств на ремонт дорог в городском бюджете был заложен небольшой. Его хватило бы лишь на то, чтобы залатать самые большие ямы. Но нам повезло — Ставрополь вошел в партийную программу «Дороги Единой России», в рамках которой он получил 380 млн рублей.

Теперь о том, как они будут расходоваться. Мы наметили 13 основных участков магистральных дорог, которые должны быть отремонтированы. Это улицы Народная, Войтика, Дзержинского, Ленина (от Л. Толстого до пересечения с Кулакова), сам проспект Кулакова, Тухачевского, 50 лет ВЛКСМ и несколько других адресов. Уверяю, что работы будут выполнены качественно. С основным объемом мы планируем справиться к концу сентября. На Кулакова и Ленина — самых сложных объектах из всех — окончание работ намечено не позднее 15 октября, чтобы никто не упрекнул нас, что укладываем верхний слой асфальта по снегу.

По бордюрам — вопрос не новый. Но, согласитесь, было бы неэстетично и неправильно оставлять на новой дороге старый бордюр. При этом замечу, что старое ограждение мы будем использовать повторно при проведении ремонта на внутриквартальных сетях.

Об экономике

Подавляющее большинство ставропольских МУПов (всего их более трех десятков) стабильно работают в убыток себе, и соответственно, городскому бюджету. Принимаются ли меры для повышения эффективности управления муниципальным имуществом?

– Основной объем прибыли среди городских МУПов приходится на «Водоканал» и МУП «Социальная аптека». Положительные тенденции в плане увеличения прибыли отмечены у «Аварийно-ремонтной службы» и «Стройинвеста». Тем не менее, показав положительную динамику в 2009 году, в нынешнем несколько предприятий снова ушли в «минус». Если в случае с кинотеатром «Салют», который вложил значительные средства в ремонт фасадной части здания и обустройство детской комнаты, причина временного снижения рентабельности объективна и оправданна, то в отношении других предприятий вердикт неутешителен: неэффективное управление. Исправить ситуацию можно, только если у предприятия появится эффективный собственник, который будет переживать за порученное ему дело.

Для повышения эффективности мы предполагаем передать заведомо убыточные или не помогающие муниципалитету в осуществлении своих полномочий предприятия в частные руки и расширить в 2011 году план приватизации. В качестве примера приведу ситуацию с продовольственными рынками. Несколько лет тому назад в Ставрополе действовали два крупных торговых предприятия, более известных горожанам как Верхний и Нижний рынок. Затем Верхний рынок был передан в управление частному лицу, а Нижний остался в муниципальной собственности. В итоге Верхний рынок превратился в современный торговый комплекс, а Нижний так и остался базаром. (Напомним, что несколько лет назад годовая прибыль МУП «Рынок № 2» составила всего… 14 тысяч рублей. – «СП»).

– Как снизить негативное влияние промышленных предприятий, расположенных в черте Ставрополя, на окружающую среду и здоровье горожан? Может быть, нужно вынести их за пределы города?

– За последние годы мы потеряли 15 крупных предприятий и около семи тысяч рабочих мест. Поэтому сегодня самый больной вопрос — это создание новых рабочих мест в городе. И я благодарен каждому производителю за то, что он работает на территории Ставрополя, платит налоги и создает рабочие места. Что касается экологии, мы специально провели мониторинг. Его результаты подтверждают: среди девяти крупных городов Юга России по состоянию окружающей среды и уровню заболеваемости населения Ставрополь — один из самых благополучных. У нас на одного жителя приходится больше 100 квадратных метров зеленых насаждений. Безусловно, в идеале промышленное производство должно быть вынесено за пределы населенного пункта. Но это вопрос отдаленной перспективы.

О транспорте

Одной из центральных тем, как и следовало ожидать, стала судьба ставропольских троллейбусов «как класса». Есть ли у них будущее?

– Проблемы на троллейбусном предприятии существуют. Общая задолженность по всем платежам на сегодняшний день составляет около 17 млн рублей. Но перед энергетиками почти все долги погашены. Вообще есть два способа вывода предприятия из кризиса. Первый — повысить стоимость проезда. То ли за счет пассажиров, то ли за счет муниципального бюджета. Второй — приложить все усилия к тому, чтобы вернуть пассажирский поток к уровню в полтора миллиона человек в месяц (то есть почти вдвое увеличить нынешние показатели — «СП»). В прошлом году администрация города сделала ставку на второй вариант, и уже были серьезные подвижки, но мы не смогли обеспечить серьезного разрыва между стоимостью проезда в троллейбусе и маршрутном транспорте. Это было явление скорее из политической плоскости. Хотя я надеюсь, что здравый смысл в конечном итоге все же должен взять верх над политикой.

То положение дел, которое сложилось в транспортной сфере, никого не устраивает. И мы готовы открыто говорить об этом. Однако бюджетного планирования никто не отменял. Мы можем направить деньги на поддержку троллейбусного предприятия и не сделать, например, пристройку к детскому саду. Задача администрации — постараться сохранить баланс.

Однако, заметили журналисты, при том уровне организации перевозок, который есть в краевом центре сегодня, троллейбусы в принципе неконкурентоспособны. Вездесущие маршрутки куда быстрее, а разница в стоимости проезда настолько невелика, что считать ее серьезным аргументом в пользу «рогатых» нельзя.

– Хочу доложить. Мы очень напряженно отработали материалы по перспективным маршрутам. И когда подойдет время для заключения новых контрактов с перевозчиками, у нас все готово, чтобы, во-первых, перенаправить часть общественного транспорта на востребованные пассажирами маршруты. Во-вторых, планируем уменьшить общее количество маршрутных такси в городе и, в-третьих, хотим убрать их из центра. Эта программа в администрации есть, и мы готовы проводить новые конкурсы уже с сентября. При этом речи о серьезном повышении тарифов на проезд в маршрутках не идет. Мы рассчитываем защитить тариф в 15 рублей.

О регистрации

В Ставрополе и его окрестностях расположено большое количество дачных кооперативов. Многие их них по факту — жилые. Однако получить в них регистрацию крайне затруднительно. Хотя есть решение Конституционного суда РФ о том, что регистрация граждан возможна в помещениях, пригодных для проживания и расположенных на территории населенного пункта. Главная загвоздка в том, что администрация города препятствует тому, чтобы дачные дома получали статус ИЖС. Чем это можно объяснить?

– На сегодняшний день в администрации города не сложно решить этот вопрос, а попросту невозможно. Принято принципиальное решение на этот счет: мы не переводим дачные и садовые домики в ИЖС. Эта позиция основана на том, что кооперативы не соответствуют нормативам, которые предъявляются к городской территории. Это ширина улиц, возможность для подъезда машин экстренных служб и т. д. Можно приводить примеры, когда дачные домики представляют собой дворцы со всеми удобствами. Да, может быть, сам дом соответствует статусу ИЖС, но территория вокруг не соответствует.

Но проблема остается, и мы заинтересованы, чтобы решение Конституционного суда, о котором идет речь, исполнялось на территории города. В этой связи администрация Ставрополя активно взаимодействует с управлениями Росреестра и ФМС. И мы, я почти уверен, уже нашли решение этого вопроса: с тем чтобы люди, постоянно проживающие в дачном домике, имели возможность получить прописку, но без изменения целевого назначения и вида разрешенного использования земельного участка. Так что это вопрос времени.

О работе над ошибками

Недавно стороники ЛДПР выступили с инициативой создать книгу позора ставропольских чиновников. Смысл вроде бы заключается в том, чтобы сфотографировать все «проблемные» места в городе — разбитую дорогу, свалку и т. д. И предъявить книгу власть предержащей. Мол, пусть им будет стыдно.

– Основные проблемы города и так знаем. Хотя чего-то, может быть, не замечаем. Вообще, оппозиция нужна. Как правило, она показывает нам наши слабые места. Если появится такая книга, ну что ж, будем лучше работать над собой.

Администрация Ставрополя пытается в судебном порядке вернуть бывший Пионерский пруд из частной собственности, в которую, кстати, сама же его и отдала несколько лет назад, в муниципальную. Активисты-общественники надеются, что на этом месте будет возрожден детский оздоровительный лагерь. А каковы планы самой администрации на этот счет, неизвестно. Не получится ли так, что от одного частника пруд плавно перейдет к другому?

Вот этого точно не будет. По крайней мере при существующей городской власти.

Николай ГРИЩЕНКО, Наталия КОЛЕСНИКОВА

Ставрополь-2020: город-сказка / Газета «Ставропольская правда» / 31 августа 2010 г.