Проблемы государственно-частного партнерства обсудили в Ставрополе
Разговор получился продуктивным. Одним из его конкретных итогов стало решение о создании площадки для центра ГЧП в Ставропольском крае. Но вначале был обмен мнениями о том, каким образом частный бизнес может участвовать в решении социальных проблем и что для этого необходимо предпринять властным структурам. Свои взгляды на перспективы такого сотрудничества изложили президент Конгресса деловых кругов Ставрополья В. Травов, вице-президент этой организации Г. Сумкин, ректор ИДНК, доктор экономических наук, эксперт комиссии ООН по ГЧП Т. Ледович, доктор экономических наук, профессор МГУ А. Бузгалин, заместитель министра труда и социальной защиты В. Шевцов, декан экономического факультета ИДНК Ю. Туманян.
В. Травов: - К сожалению, пока приходится констатировать, что далеко не все понимают, что же такое государственно-частное партнерство. Да и отношения между бизнесом и властью порой складываются по принципу «кто кого». О партнерском взаимодействии попросту говорить не приходится, потому что многие чиновники, которые имеют отношение к распределению бюджетных средств, стремятся все подмять под себя и попросту не представляют, каким образом бизнесмены могут участвовать в решении общественных задач. Так что одна из целей нашего разговора: вместе подумать, каким образом можно научить людей мыслить по-новому и определиться, в каких конкретных проектах бизнес и власть могут стать партнерами.
А. Бузгалин: - Уверен, что взаимные упреки у представителей бизнеса и власти были, есть и будут. А о партнерских отношениях можно будет говорить, когда удастся четко определить принципы этого самого государственно-частного партнерства. Пусть представители бизнеса сформируют свои интересы и условия, при которых они готовы принимать участие в решении социальных проблем. И представители государственной власти тоже должны четко определиться, при каких условиях и на каких принципах они смогут доверить предпринимателям решение этих проблем. Собственно, ради этого Институт дружбы народов Кавказа и предоставляет площадку для центра ГЧП. Он может стать прекрасной дискуссионной базой, где представители бизнеса и власти могли бы встречаться, чтобы учиться слышать друг друга и находить компромиссы. А также продвигать мировой опыт ГЧП в качестве инновационной формы предпринимательства.
Т. Ледович: - Мне бы хотелось рассказать о том опыте государственно-частного партнерства, который уже накоплен в мире. Возьмем, например, Турцию: трудно не обратить внимание на огромные изменения, которые произошли в этой стране. Там появились новые аэропорты, автомобильные дороги, социальные объекты, которые построены именно благодаря партнерству между органами власти и представителями частного бизнеса. Лично мне довелось побывать на самом крупном в мире мусороперерабатывающем заводе. Думаю не стоит объяснять, почему в его создании было заинтересовано государство. Это предприятие решает массу экологических проблем, благодаря такому заводу освободились огромные территории, которые раньше занимали свалки и мусорные полигоны. Теперь появилась возможность застроить эти площади отелями и жилыми домами. И вполне понятно, что мало в Турции бизнесменов, которые смогли бы только за счет собственных средств возвести такое громадное предприятие. Выход был найден благодаря тому, что государство выделило бизнесменам субсидированный кредит на создание этого завода. Государство взяло на себя часть рисков, которые были неизбежны на этапе строительства. А бизнесмены, в свою очередь, гарантировали, что предприятие обязательно построят в обозначенные сроки. Точно таким же образом в Турции реконструированы несколько аэропортов, создана современная автотрасса между Анкарой и Стамбулом. Эта дорога, построенная бизнесом частично за счет полученного гос-кредита, теперь отдана в аренду предпринимателям, которые тоже вложили средства в ее создание. Они получают деньги за счет ее эксплуатации. И наверняка окупят свои затраты. Государственная выгода тоже налицо - ведь в стране появилась дорога, отвечающая самым современным требованиям и серьезно сокращающая время в пути между двумя самыми крупными городами. Примерно таким же образом государство и частный бизнес сотрудничают в Индии. Правда, там используются несколько иные схемы кредитования и иные пропорции участия государства и частного бизнеса в решении серьезных социальных проблем. В Британии и Португалии государство и бизнес активно взаимодействуют в области здравоохранения, и тоже - с обоюдной выгодой. А в Болгарии благодаря государственно-частному партнерству успешно решается проблема нехватки мест в детских садах. В Казахстане также есть опыт таких партнерских отношений между бизнесом и властью. Там создан центр ГЧП при президенте республики. В Ставропольском крае принят закон «О государственно-частном партнерстве», однако можно говорить о том, что сотрудничество бизнеса и власти пока только зарождается. Еще нет ярких примеров такого взаимодействия. Нет и масштабных проектов, которые удалось совместно осуществить бизнесу и власти. Вот, собственно, почему мы и предлагаем создать краевой центр ГЧП. Он нужен для того, чтобы усадить рядом представителей бизнеса и власти, дать им возможность обсудить проблемы в своих взаимоотношениях, помочь их решить и выработать совместные проекты.
А. Бузгалин: - И хорошо бы, чтобы разговоры эти происходили не по принципу «стенка на стенку», а доверительно. Первая и самая актуальная тема: почему бизнес и власть не доверяют друг другу. А еще хорошо бы провести в этом центре деловую игру, поменяв местами представителей бизнеса и чиновников. Пусть каждый из них ощутит, каково быть в шкуре оппонента. А потом уже можно бы было перейти к обсуждению конкретных проектов.
В. Шевцов: - Мне кажется, что бизнес и власть вполне могли бы сотрудничать в сфере образования. Ведь по сути в крае нет эффективной системы дополнительного профессионального образования. В частности, можно говорить и о подготовке кадров в области ГЧП. В целом же система государственно-частного партнерства, о которой идет речь за этим круглым столом, лично у меня как у представителя исполнительной власти края никаких возражений не вызывает. Бизнес ведь берется решать государственные задачи, да еще и за свой счет. Кто же во власти будет против этого возражать? Но тут возникает вполне закономерный вопрос у представителей частного бизнеса: а что они за это получат от государства? В частности, речь можно вести не только о помощи из бюджета, но и о разделении рисков между участниками ГЧП. А без этого будущее государственно-частного партнерства не имеет четкой перспективы.
Ю. Туманян: - Меня как-то пригласили читать лекции о государственно-частном партнерстве на семинар, где присутствовали представители бизнеса и власти. Сразу же обратил внимание, что и уселись они отдельно друг от друга, и смотрели на оппонентов не очень дружелюбно. Как ни старался, «примирить» их так и не удалось. Поэтому пока приходится констатировать, что, несмотря даже на принятый краевой закон, о котором здесь уже говорили, о государственно-частном партнерстве в нашем регионе пока можно говорить лишь как о перспективе. И весьма неблизкой из-за нынешних отношений между бизнесом и властью.
Г. Сумкин: - А я уверен, что государственно-частное партнерство - это как раз и есть одна из возможностей преобразовать страну и модернизировать экономику. О чем в последнее время так часто говорит президент России. Тут, правда, стоит определиться еще не только с тем, что получит бизнес благодаря такому партнерству, но и с тем, кто будет выступать партнером со стороны государства. При этом стоит помнить, что примерно 80 процентов финансов страны сосредоточены сейчас в Москве. Поэтому первые проекты, которые, я надеюсь, будут разработаны в краевом центре ГЧП, не должны быть слишком затратными и учитывать конкретные возможности регионального бюджета.
А. Бузгалин: - Да, это факт: бизнесу придется понять, что больших денег на осуществлении государственных программ не заработаешь. Однако стабильную среднюю норму прибыли государство вполне способно обеспечить тем бизнесменам, которые возьмутся решать социальные проблемы.
В. Травов: - Мне кажется, сейчас за этим круглым столом обозначены основные проблемы, которыми займется краевой центр ГЧП. Надеюсь, что в нем удастся обеспечить равенство участников партнерства - представителей бизнеса и власти. Мероприятия центра будут фокусироваться и на уровне тех, кто принимает решения, и тех, кто должен осуществлять ГЧП. Основная цель Центра - развитие партнерства как новой инновационной формы хозяйствования, направленной на реализацию инфраструктурных проектов, способных изменить и экономику, и облик нашего края, создание новых образовательных программ в этой области, распространение опыта и поддержка успешных проектов ГЧП. Надеюсь, что Центр может стать ресурсом, который будет содействовать разработке и реализации конкретных проектов и предприятий государственно-частного партнерства. Властным структурам мы бы могли помочь представить их проекты перспективным инвесторам. А частному бизнесу, я думаю, поможем наладить партнерские отношения с правительством края и его ведомствами.
24 июля 2010 года