Подводные камни «детского часа» на Ставрополье
В обсуждении приняли участие краевые парламентарии, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих структур, общественных объединений. Напомним, что на Ставрополье «детский» закон действует без малого год и ключевые его моменты таковы: несовершеннолетним запрещено находиться в точках, торгующих товарами сексуального характера, исключительно алкогольной продукцией: пивных, рюмочных, барах и т.д. Во-вторых, тинейджерам до 16 лет запрещено без сопровождения родителей, опекунов или лиц, сопровождающих детей на общественные мероприятия, находиться на улицах и в иных общественных местах с 22 до 6 часов, а во время летних каникул (с 1 июня по 31 августа) – с 23 до 6 часов. И третье – закон ограничивает распространение продукции, не рекомендуемой для реализации несовершеннолетним (в том числе алкоголь и табачные изделия), в радиусе ста метров от границ школ, детсадов, медицинских и культурных организаций, спортивных и физкультурно-оздоровительных учреждений.
Как отметили участники мероприятия, в общем и целом реализация закона проходит благополучно: во всех территориях созданы специальные экспертные комиссии, власти на местах проводят активную разъяснительную работу по исполнению требований закона. В территориях определены места, доступ в которые маленьким гражданам запрещен, ограждены они и от пагубного влияния некоторых интернет-ресурсов: в компьютерных классах установлены специальные фильтры, отсекающие доступ к не совместимым с задачами воспитания подрастающего поколения сайтам. К сегодняшнему дню выявлено более восьмисот административных правонарушений в области соблюдения «детского часа».
Но есть и некоторые шероховатости: до сих пор так и не определено, какое из министерств или ведомств должно стать координатором реализации закона – то есть кто конкретно отвечает за его успешное воплощение. Кроме того, участники совещания сетовали, что хоть вечерние и ночные рейды по местам пребывания молодежи проводятся, но об их результатах мало что известно. В большинстве городов и районов распространено такое явление: судя по милицейским отчетам, протоколов за нарушение кз-52 составляется много, но до рассмотрения в соответствующих комиссиях добрая половина из них не доходит. То ли протоколы составляются безграмотно, то ли еще какая-то причина. А представитель одной из территорий поведал совсем уж из ряда вон выходящую информацию. По ее словам, в одной из бесед с подростками ребята рассказали, что некоторые стражи правопорядка завели собственный «тариф» для малолетних нарушителей закона: если попался в неурочное время на улице – «штраф» 100 рублей, а если при этом еще и с запрещенным напитком, то все 150. Заплатил – и гуляй дальше.
В число проблемных вошли и вопросы досуга ребят – ведь действительно, не от хорошей жизни подростки слоняются по улицам в поисках острых ощущений. Острая нехватка доступных спортзалов, секций, мест действительно культурного досуга привела к тому, что их места прочно заняли сомнительные ночные клубы, разгульные дискотеки, а то и просто подворотни. Не в последнюю очередь тормозит ход реализации закона и элементарное его незнание. Поэтому было решено усилить информационную и разъяснительную работу как среди ребят и их родителей, так и в бизнес-среде.
Без энтузиазма восприняли собравшиеся предложение представителя милицейского главка увеличить штрафы за невыполнение норм закона, а то, дескать, смешные суммы провинившихся не пугают. Как отметили некоторые депутаты, завинчивать гайки в виде ужесточения меры наказания не стоит – закон не должен служить пугалом для детей и родителей: он призван в первую очередь работать на предупреждение негативных последствий детской безнадзорности, выполняя в большей мере просветительские и воспитательные функции. Тем не менее над предложением кратно увеличить наказание рублем для родителей «маленьких ночных гуляк» и владельцев развлекательных заведений, неоднократно попадающихся на нарушениях закона и откровенно игнорирующих его положения, стоит подумать, подчеркнули участники круглого стола.
В общем, «подводных камней» на пути реализации закона еще много. Но, как говорится, Москва не сразу строилась, а дорогу осилит идущий. В ходе круглого стола участники подготовили ряд предложений, призванных решить эти проблемы в оптимально короткие сроки.
14 июля 2010 года