16:09, 24 июня 2010 года

Как прессе выходить из кризиса

Сейчас рада тому, что ошибалась. И, убеждена – в кризис самое время научиться чему-то новому. А помог в этом не только мне, но и журналистам из многих российских регионов «Альянс руководителей региональных СМИ России» (АРС-ПРЕСС). Нынче он уже завершил реализацию проекта «Программа повышения деловой квалификации руководителей региональной прессы в условиях финансового кризиса». Проект финансировался из средств гранта Президента РФ в рамках поддержки НКО.

Мне, честно признаюсь, повезло. Я участвовала в двух семинарах, которые ни на йоту не повторились по тематике. Каждый раз возвращалась в Ставрополь с массой материалов, идей, авторы которых сумели найти пути развития СМИ в кризисный период. Отмечу, ряд значимых, на мой взгляд, особенностей прошедших обучающих семинаров. Во-первых, высочайший уровень экспертов, которых АРС-ПРЕСС привлек к реализации проекта. Во-вторых, бескорыстность коллег, которые щедро делились не самым легким опытом: пользуйтесь, мы все в одной лодке. А кризис давайте не считать. Вернее, считать сопутствующим нашему развитию фактором.

Кстати, о корпоративном духе в российской журналистике. Кризис показал, что дух, если можно так сказать, нужно структурировать. С сожалением констатировали участники завершающего семинара: все существующие объединения журналистов выполняют заявленные при создании задачи, но в целом остается еще много пробелов, в том числе и на правовом поле, где журналисты проигрывают. Особенно это касается региональных, районных, городских газет. Это как бы примитивное изложение сути, но вывод однозначен: нужно объединяться для защиты общих интересов и интересов каждого издания. Впрочем, это пока только наметки и, скажем так, достаточно неожиданный – даже для организаторов – итог прошедших обучающих семинаров.

Вот что говорит о цели проекта исполнительный директор АРС-ПРЕСС Софья Дубинская:

- Цель – повышение квалификации руководителей региональных газет, причем, в самом широком смысле слова. Это и экономика изданий, прежде всего оптимизация редакционных расходов, это и планирование и проведение подписных кампаний, это и взаимодействие с рекламодателями, это диверсификация издательских проектов, использование преимуществ интернет-технологий.

На нынешнем семинаре с огромным интересом мы слушали правового эксперта Общественной Палаты РФ Бориса Пантелеева. Тема – «Методики досудебного урегулирования споров в сфере деятельности СМИ». Слушали, подчеркну, руководители изданий, прошедших судебный Крым и Рым (например, за плечами у одного из них – более двадцати судебных процессов, впрочем, нынче «несудимых» редакторов, кажется, не бывает). И в ближайшее время не будет. Потому что старый, созданный еще в СССР и буквально на днях отпраздновавший свое двадцатилетие закон о СМИ при всей своей юридической грамотности (иначе трудно объяснить его долголетие), пора менять.

Замечу, что «праздновали долгожителя» в узком кругу, но на широкую ногу, как говорят, два дня. И как-то обошлись без тех людей и организаций, с которыми ассоциируется гласность в России. Впрочем, и сама гласность была названа неправильным словом. Правильные – «свобода слова». Не стоит, видимо, вдаваться в подробности, но этот значимый момент хочу отметить. Как и еще один. К юбилею подгадал и Верховный Суд: опубликовано Постановление пленума президиума Верховного суда №16 от 15 июня 2010 года "О практике применения судами закона "О СМИ" (два десятка лет до этого руки не доходили, а тут – самое то). Так что теперь у нас (это неизбежные выводы) самый хороший закон и самая лучшая судебная практика. Так что будем жить по старому закону. Который, порой, оставляет и журналистов, и СМИ беззащитными перед судом.

Поэтому так важно (да и просто необходимо) суметь до начала судебного заседания урегулировать споры и претензии, с которыми обращаются к средствам массовой информации. И нас научили, как. Представленные Б. Пантелеевым методики не только безупречны в юридическом смысле, но и еще (если так можно говорить о правовой сфере) наполнены юмором.

Небезынтересным и весьма полезным с практической точки зрения стало и выступление начальника Управления контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Николая Новикова. Он, кстати, весьма и весьма за взаимопонимание и даже дружбу своего ведомства с журналистами и СМИ. Напомню, соответствующее соглашение о сотрудничестве между Роскомнадзором и Союзом журналистов России подписано несколько лет назад. Аналогичное действует и на Ставрополье. Но вот на местах, в регионах, сотрудничество получается не всегда. Почему? Ответ на этот вопрос участники семинара искали, анализируя конкретные примеры. И во многих случаях находили.

И, конечно же, был востребован опыт коллег. Генеральный директор ИД «Норд-пресс» Леонид Левин рассказал о диверсификации издательских проектов, генеральный директор ИД «Северная неделя» Вячеслав Белоусов – о двадцатилетнем опыте работы издательского дома, генеральный директор-главный редактор газеты «Красноярский рабочий» Владимир Павловский – об использовании интернет-технологий в издательском бизнесе. А завершил семинар тренинг по организации рекламных служб, который провел Б. Пантелеев.

Каким видится итог, например, моего личного участия в программе в целом и семинарах в частности? Стала ли я умнее? Это вряд ли. Но эксперты и коллеги, которые обладают большими знаниями и большим опытом научили меня и других участников семинара каким-то алгоритмам действий, уже опробованным на практике и дающим хорошие результаты в период кризиса. Впрочем, мы же уже договорились, кризис можно не считать. И еще один итог – убеждена, что такие семинары для редакторов районных и городских газет могут и должны пройти на Ставрополье. Аналог такой президентской программы, на мой взгляд, вполне уместен и на губернском уровне.

«Много в лодке, не считая кризиса»
Газета «Ставропольская правда»
29 июня 2010 года