08:43, 17 июня 2010 года

Служба спасения Ставрополя спешит на помощь

Корреспондент «Ставропольской правды» провела с ними несколько часов и почувствовала, как это – спасать.

– Вы должны понимать, что возгорание может и не подтвердиться. Конечно, лучше бы так и было, – говорит специалист «Службы спасения» Татьяна Маркевич. Несколько минут назад в ЕДДС (единая дежурно–диспетчерская служба) поступил звонок. Звонившая жаловалась на соседа. Мол, из его квартиры горелым пахнет. Первоначальная версия – возможное возгорание пищи. И вот я с экипажем спасателей уже в пути. Всю дорогу мне объясняют: главное, чтобы человек не надышался выделяющимися в процессе горения веществами. От этого людей гибнет больше, чем от открытого огня.

На месте уже дежурят пожарные. Угроза устранена. Как выяснилось, горел матрас. Видимо, хозяин почти пустой квартиры на нем и отдыхал, покуривая. Осматриваем место происшествия. Помещение выглядит удручающе: грязно, темно, один прожженный матрас и целая гора окурков на нем. Посреди комнаты стоит виновник, который держит в руках несколько пачек сигарет.

– Лен, ты бы себя поберегла. Не лезь к парню, может, он неадекватный! – предостерегает корреспондента «Ставрополки» начальник поисково–спасательной группы Николай Шевцов. Поскольку поведение погорельца показалось спасателям странным, они вызвали медиков. Тем временем словоохотливые соседи поведали, что парень недавно выписался из психиатрической клиники, куда попал несколько месяцев назад после гибели родителей. А вот и медики, которые выяснили, что молодой человек напичкал себя медицинскими препаратами и запил их водкой.

– Ну что, поехали? – спрашивает сотрудник «Скорой помощи». – Что это, кстати, на нем?

Выясняется, парень разгуливал в чем мать родила, пришлось набросить на него первое, что обнаружили в квартире, – плащ.

Подобные выезды не редки.

Во время журналистского «дежурства» кошка забралась в цветочный магазин и забилась в дальний угол за вазонами с цветами. Бедное животное издавало жалостливые звуки, но никого к себе не подпускало. Продавцы в суматохе бегали вокруг цветов, но переставлять их не решались. Боялись и за цветы, и за кошку. Когда мы прибыли, продавцы начали упрашивать, чтобы кошка не пострадала. Спасатели поймали сопротивлявшегося городского «тигра» петлей и выпустили на улицу. Животное забралось на дерево и забило хвостом.

Очередной звонок в ЕДДС: бабушка с внуками осталась дома, дверь не открывается, а другая бабушка ушла. Спасателей насторожила эта ситуация. Что за вторая бабушка? Может, это вор?! Известили милицию. Ломать дверь не пришлось. Оказалось, бабушка уже сама разобрала замок и пояснила, что ее «коллега», когда уходила, просто неудачно закрыла дверь. Спасатели посоветовали, какие детали им надо приобрести, чтобы починить замок, и со спокойной душой уехали.

– Мы, конечно, Служба спасения, но такие вызовы, как открывание дверей, мы не обязаны обслуживать, если это только не инвалид или ветеран. В общем, человек, который по объективным причинам не может сам себя вызволить или которому грозит смертельная опасность. А для людей, потерявших ключ или находящихся в нетрезвом виде, у нас в городе существует частная служба, которая занимается открыванием дверей. Кстати, с официальной лицензией, так что бояться не надо, – поясняет начальник управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Ставрополя Борис Скрипка.

Воспринимать работу Службы спасения как захватывающую дух или увлекательную нельзя. Случаются в практике и очень тяжелые и печальные ситуации.

Но бывают и забавные случаи. В ЕДДС поступил звонок. На крыше многоэтажки – мужчина, который, судя по всему, собирается прыгать. Спасатели примчались на место, проникли на крышу, скрытно подобрались к «прыгуну» и, бросившись на него, прижали к крыше. Мужчина здорово струхнул, а позже выяснилось, что он просто устанавливал антенну. Тем не менее поблагодарил спасателей за хорошо выполненную работу.

И напоследок несколько слов о технологии работы Службы спасения.

Звонок поступает в ЕДДС. За пять месяцев нынешнего года на телефоне 112 зарегистрировано более 180 тысяч вызовов. В состав каждой смены входят начальник, три оперативных дежурных и психолог, который, если необходимо, выезжает на место. Оперативный дежурный передает информацию службам, в том числе и спасателям, и, пока они едут на место, выясняет детали: как лучше проехать, в каком состоянии находятся участники происшествия и т.д. А дальше работают сами спасатели. В каждой группе три–четыре человека, в том числе обязательно медик. В машине находится все необходимое оборудование: аптечка, специальный чемоданчик–лаборатория, аппарат искусственного дыхания и еще много различной техники и приспособлений.

Кроме того, на базе Службы спасения созданы и функционируют специальные курсы.

– Мы обучаем 12 категорий слушателей – от детей до руководителей учреждений. Рассказываем основы оказания первой медицинской помощи в той или иной ситуации. Много времени уделяем вопросам гражданской обороны, защите от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Для малышей у нас есть мультфильмы, где все это наглядно демонстрируется. В год на курсах обучаются от 400 до 600 человек, – сообщает начальник курсов ГО Сергей Рябков.

Вот и закончилось несколько часов работы в Службе спасения корреспондента «Ставропольской правды», который на собственном опыте понял: неподготовленному человеку выдержать нагрузки, которые каждый день испытывают спасатели, и физически и морально непросто. И все же эти сложности меркнут перед благодарностью людей.

Елена ТЮРИКОВА
«Как это – спасать?»
Газета «Ставропольская правда»
17 июня 2010 года