07:54, 26 мая 2010 года

Вторая волна кризиса меняет мир

Социализм или капитализм?

Первая волна кризиса, начавшегося в 2008 году, потрясла финансовые системы мира, отразившись на экономическом положении многих стран. Вторая волна рушит привычные социальные гарантии населения и стратегические доктрины великих держав. А текущая политика США и ЕС не дает шансов на выход из кризиса, который является системным.

В ХХ веке не происходило «исторического соревнования» капитализма и социализма. Возникновение СССР не привело к конфликту, который создавал бы неизбежность войны. Противоречия и конфликты начиная с 1919 года продолжались и нарастали между историческими империями – Британской, Французской, Германской и Японской, сформировавшимися в течение предыдущих столетий. Вторая мировая война была, по существу, продолжением первой. Нападение Германии на Советский Союз в июне 1941 года произошло не из–за того, что Гитлер хотел ликвидировать советский социализм. Нацистскому Третьему рейху были необходимы природные и продовольственные ресурсы всей Восточной Европы и Кавказа. В тот сравнительно недавний период истории все еще доминировало колониальное мышление, формировавшееся веками, в соответствии с которым недостающее можно было получить прежде всего военной силой. Эта психология начала «давать трещины» лишь после 1946 года, когда пришло понимание неизбежности мировой катастрофы в случае развязывания атомной войны. Новая ситуация привела к поискам новых форм экономического развития. Советский Союз совершил собственную историческую ошибку, создав в Восточной Европе экономическую модель своеобразного «колониального социализма», навязав Польше, Чехословакии и другим освобожденным от фашизма странам национализацию промышленности и коллективизацию сельского хозяйства.

В это время в Западной Европе, несмотря на расточительные расходы «холодной войны» и новой гонки вооружений, происходил быстрый рост экономик, сопровождавшийся множеством социалистических преобразований. В 1946 году британский парламент принял акт о национальном здравоохранении, который обеспечил всех граждан страны бесплатным медицинским обслуживанием. Социалистические преобразования включали расширение пенсионного обеспечения, пособия по безработице, бесплатное среднее и высшее образование. Аналогичные и даже более щедрые социалистические реформы осуществлялись в послевоенной Франции, странах Скандинавии, Голландии, Бельгии и Италии.

Через 40 лет после окончания Второй мировой войны в экономически развитом мире существовали три основные общественные формации. В странах Европейского союза был сложный симбиоз двух моделей: капитализм доминировал в экономике, социализм преобладал в социальных системах жизнеобеспечения. В Советском Союзе и странах СЭВ в обеих сферах главную роль играло государство. Эту модель нередко обозначают термином плановая, или командная, экономика, а иногда как государственный капитализм. Третьей общественной формацией была американская, в которой социалистические элементы были сведены к минимуму.

Не сумели жить по средствам

Советская экономическая модель вошла в кризис, который оказался фатальным, значительно раньше американской или европейской. Существовало множество причин: неудачи в войне в Афганистане, Чернобыльская катастрофа, межэтническая вой–на между Азербайджаном и Арменией, щедрые субсидии дружественным странам в Африке, Азии и в Центральной Америке и просто слабое и некомпетентное руководство страной. В течение всего периода существования СССР у партийных лидеров не было ясного понимания того, что в действительности является истинно социалистической экономикой. Марксизм не давал в этой области достаточно ясных рекомендаций.

Учебник политической экономии социализма начали создавать лишь в 1950 году. В рецензии на его первый проект в 1952 году Сталин определил основной закон социализма как «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества.» Это, естественно, подразумевало непрерывный рост благосостояния, который было решено стимулировать не увеличением зарплат и доходов, а снижением цен. Бесплатными были образование, медицинская помощь, детские сады и ясли, пионерские лагеря и спортивные сооружения, жилье. Коммунальные услуги лишь частично оплачивались гражданами. Из государственного бюджета субсидировались железнодорожное и авиационное сообщение, почта, практически все театры, клубы, стадионы, санатории и дома отдыха страны. Перестройка этой утопической экономики оказалась слишком сложной и привела к ее распаду.

Однако западные экономические системы, хотя и значительно позже, столкнулись с теми же проблемами систематического превышения расходов над доходами и потребления над производством. Первой жертвой нараставшего бюджетного дисбаланса оказались США. За ними последовали страны ЕС и Япония. Многие азиатские страны пока избежали кризиса, но не потому, что их экономика имеет какие–либо преимущества, а в результате их бедности и в связи с этим минимальности социальных расходов.

Существует множество причин, в результате которых экономический кризис начался именно в США. Себестоимость социальных услуг населению, которые в США осуществляются не социалистическими, а капиталистическими методами, оказалась вдвое, а иногда и втрое выше, чем в Европе, и ниже по эффективности. Особенно наглядно можно об этом судить на примере медицинского сервиса, который обеспечивается страхованием, причем часть взносов обязан платить работодатель. Потеря работы, естественно, означает и потерю медицинских страховок. Лишь в 1965 году конгресс США, по инициативе президента Джонсона, принял законодательный акт, который ввел медицинское страхование пенсионеров за счет госбюджета. Аналогичная система вскоре была введена для детей и инвалидов, ветеранов всех войн. Ныне бюджетные расходы США на медицинское обслуживание приближаются к триллиону долларов. При этом около 40 миллионов относительно бедных американцев все еще остаются без медицинских страховок и без гарантированной медицинской помощи. Этот дефект частной медицины начал исправлять Обама. Однако принятые недавно решения будут реализованы нескоро, поскольку потребуют строительства множества новых больниц и подготовки врачей. Вся программа рассчитана на десять лет и обойдется в триллион долларов. По расходам бюджетных средств на душу населения США занимают первое место в мире, но по состоянию здоровья, отражаемому в уровнях продолжительности жизни и детской смертности, только 15–е, отставая от всех стран Западной Европы, Скандинавии и Японии.

Бюджетный дефицит США составляет в настоящее время 12,3% ВВП страны. Примерно на этом же уровне по этому показателю оказались в текущем году Великобритания, Италия, Испания и Греция. Проблемы Греции находятся в настоящее время в центре внимания не только потому, что бюджетный дефицит и государственный долг этой страны являются максимальными по отношению к ВВП (12,7% и 113% соответственно), но и в результате того, что ее социальные расходы на благосостояние населения оказались слишком щедрыми. Греческие госслужащие могут выходить на пенсию в 55 лет и получают в год 14 зарплат. Второе место в Европе по щедрости пенсий занимает Польша, третье – Словакия. Все страны бывшего СЭВ, Словения и страны Прибалтики после принятия в ЕС резко повысили пенсионное обеспечение своих граждан, одновременно сократив производство и расширив сервис. Но уже сейчас их социальные выплаты осуществляются за счет нарастания госдолга, который приближается к объему ВВП. Сохранение этой системы нереально. Дефолт Греции в этой ситуации без внешней помощи неизбежен, и спасение ее экономики ложится тяжелым бременем на бюджет ЕС.

Безработица продолжает расти

Нередкие заявления о том, что кризис в США и в Европе кончается, сменяясь пока еще незначительным ростом производства и торговли, нельзя воспринимать с оптимизмом. В США, Европе, России и Азии правительства вливали в экономику в 2008 и в 2009 годах столь колоссальные суммы денег, частично из резервов, но в основном за счет эмиссии, что вызывает удивление не замедление темпов спада производства и некоторое оживление международной торговли, а слишком скромный темп этих изменений. Бюджетные дефициты и государственные долги значительно возросли, но число рабочих мест продолжало снижаться.

За последний год, с марта 2009–го до марта 2010–го, уровень безработицы в США возрос с 8,5% до 9,7%, в Еврозоне с 8,5% до 9,9%, в Канаде с 7,7% до 8,2%, в Японии с 4,4 до 4,9% и в России с 8,5 до 8,6%. При этом росла и инфляция. По длительности роста безработицы нынешний кризис превысил все прежние, кроме Великой депрессии 1929–1934 годов. В прошлые кризисы, вызывавшиеся перепроизводством или нефтяными шоками, главные потери рабочих мест наблюдались в промышленных отраслях. В настоящее время в США и ЕС в наибольшей степени страдают финансовый и торгово–сервисный секторы. Кризис необратимо разрушил репутацию банков, страховых и инвестиционных компаний.

Москва – Лондон.

(Продолжение следует).

Рой МЕДВЕДЕВ, Жорес МЕДВЕДЕВ.
«Вторая волна кризиса меняет мир»
Газета «Ставропольская правда»
26 мая 2010 года