08:00, 21 мая 2010 года

Экспозиция «Искусство Франции. Русские художники и Франция» открылась в ставропольском изомузее

А у окна белеет мраморный Аполлон, мечтательно воздевши изящные руки к небесам. Десять шагов - и перед вами бронзовый Пастух Миолена защищает своих овец от волков, а бронзовый Геракл Барбедьена сражается с кентавром, посмевшим похитить Деяниру. От них лишь отводишь взгляд, и он застывает на дивном средневековом пейзаже «У стен старого замка» - вот готовая роскошная декорация к эффектному историческому фильму про благородных рыцарей... Едва удерживаю себя от чисто женского порыва заглянуть в ящики великолепного комода, инкрустированного бронзой, фарфором, украшенного золочением и надглазурной росписью: несомненно, сама Мария-Антуанетта, королева Франции, хранила в нем белоснежные кружева... А вон в том шкафу в стиле знаменитого художника-столяра(!) восемнадцатого века Андре Буля за причудливыми волнообразными стенками фасада, покрытого сияющим черным лаком, поди-ка до сих пор лежат аккуратной стопкой накрахмаленные сорочки и шуршащие пышные юбки...

Вы думаете, что у меня чересчур разыгралась фантазия? Так попробуйте пройтись среди всего этого великолепия и убедитесь сами: здесь воистину витает дух старой доброй Франции, и даже мрачноватые портреты ее революционеров не заслоняют неповторимых «королевских» черт этой удивительной страны, умеющей быть и торжественно-парадной, и безудерж­но-­смеш­ливой, и вос­тор­женно-влюблен­ной. Каким-то непостижимым образом всего полторы сотни собранных тут экспонатов открывают вам вполне осязаемый, узнаваемый облик, знакомый по романам Стендаля и Дюма. Таков новый вариант «Золотой коллекции» Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, названный составителями подчеркнуто суховато: «Искусство Франции. Русские художники и Франция». Как отмечает директор музея Зоя Белая, идея экспозиции, конечно, связана с проведением нынче Года Франции в России и России во Франции:

- Мы решили пересмотреть внимательно все, что есть в наших фондах классического искусства и связано с искусством Франции, попытаться выбрать главное и посмотреть, что получится. И оказалось, музей обладает очень даже неплохим собранием, в котором есть и однозначно подтвержденные авторы из Франции, и предположительно французы, например, Миньяр у нас хоть и под вопросом, но пока что его авторство никем не оспорено.

В голосе Зои Александровны звучит понятное удовлетворение: это действительно замечательно, когда провинциальный музей может вот так взять и, «порывшись» в запасниках, обнаружить волшебные жемчужины. Нет, конечно, не бриллианты Лувра, не ослепительное золото Эрмитажа, но тоже очень даже впечатляющее ожерелье маленьких шедевров. Между прочим, начало ему было положено сто лет назад частным собранием ставропольских купцов Алафузовых, не чуждых прекрасному. В последующую эпоху картины и прочие предметы искусства из купеческого дома, понятное дело, перекочевали в музей, благодаря чему мы теперь можем заглянуть в загадочные глаза кокетливой «Парижанки» Юрия Лемана, восхититься фотографической скрупулезностью деталей «Восточных видов» Шарля Перрона, наконец, потрогать неслыханной красоты причудливые деревянные узоры мебельного гарнитура в стиле Людовика XlV. Значительную часть классических фондов составили поступления из столичных, приславших в середине прошлого века только что созданному Ставропольскому изомузею ряд произведений в качестве «стартового капитала»...

Многое, повторюсь, было ранее показано, когда несколько лет назад в присоединенном к музею и отреставрированном здании родилась постоянно действующая «Золотая коллекция». Но сейчас здесь стараниями искусствоведа Людмилы Волошенко в особенно концентрированном виде собралось вместе «все французское». В том числе и почти не известное многим из нас. Как, например, серия литографий, посвященных Наполеону. Император и полководец изображен здесь в приподнято-пафосном стиле, характерном во время его правления: то он эффектно опирается на своего белого коня, взирая на происходящую вокруг битву, то царственно-покровительственно принимает коленопреклоненное приветствие покорившейся ему Европы... Однако отдадим должное гражданскому юмору составителей: на соседней стене привлекает взор достаточно объемное полотно Де Сен-При «Аустерлиц. Гвардия великого князя Константина Павловича пошла к Праценским высотам»: автор - российский подданный французского происхождения, сам был участником знаменитого «сражения трех императоров», и уже спустя год после события - в 1806-м - он запечатлел на холсте полный драматизма эпизод кровавой схватки (воевал в составе русской армии!). Аустерлиц, если вспомнить историю, стал триумфом дипломатического и военного гения Наполеона, а по сути - последней яркой вспышкой карьеры завоевателя... Вообще в музейных залах на каждом шагу - ее величество История. В самых разных своих аспектах. Не могу не согласиться с выводом Зои Александровны:

- Экспозиция наглядно демонстрирует вековые связи Франции и России. Мы знаем, что многие замечательные французские художники активно и успешно работали при дворах русских царей, но и непосредственно из Франции привозилось также немало, началось это еще при Екатерине ll, заложившей традицию коллекционирования европейского искусства. Недаром сегодня лучшей в мире коллекцией французского искусства обладает петербургский Эрмитаж. Наши дипломаты и вельможи постоянно везли все новые шедевры в Россию, особенно активно - в годы первой французской революции. Даже при Александре l, хотя и шла война, из Парижа выписывали новые модные шляпки, платья и прочее... Франция оставалась культурным ориентиром, и наши контакты развивались очень плодотворно...

При том что в Ставропольском изомузее по вполне понятным причинам просто нет работ французских мастеров целого ряда эпох, начиная от ранних и заканчивая знаменитыми в начале ХХ века Матиссом, Сезаном, Пикассо, тем не менее даже те вроде бы отрывочные, разрозненные образцы семнадцатого-девятнадцатого столетий, которые составляют численно скромное собрание французской школы, открывают большие возможности перед зрителем, с одной стороны, и музейщиками - с другой. Потому что первым тут есть что узнать, вторым есть что рассказать. Здесь у каждого отдельного экспоната можно провести целую увлекательнейшую экскурсию! Каждый музейный предмет - обилие информации, начиная от автора, стиля, сюжета и заканчивая бытовыми приметами времени... И обо всем этом - слушать не переслушать... Прежде всего благодаря широте тематики и жанров: от городского пейзажа до «придворного» портрета, от батальных или мифологических сюжетов до библейских мотивов... Последние, кстати, очень наглядно представлены в опять-таки компактной подборке гравюр Муатта, Базана, Романе, Боварле.

Отдельная, но органично вписывающаяся в единую канву экспозиции тема - русские художники во Франции. Сколько выдающихся мастеров кисти ехали когда-то в Парижскую академию художеств учиться, а впоследствии стали знаменем нашего отечественного искусства. Некоторые из имен можно увидеть в маленьком зальчике: Васильковский, Репин, Верещагин, Маковский, Петров-Водкин... Париж был городом мечты русских художников. Впрочем, все та же госпожа история показала, что внимание двух культур было взаимным.

- Сегодня самые авторитетные французские искусствоведы признают, что русские художники начала ХХ века, учившиеся и жившие во Франции, в свою очередь, оказали громадное влияние на французское изобразительное искусство, и теперь наших мастеров чтут там едва ли не больше, чем у нас, - продолжает рассказ З. Белая. - Мне думается, что у молодых людей, пришедших на эту выставку, вольно или невольно возникнет желание пойти дальше - почитать о Франции, порыться в Интернете, собрать для себя что-то дополнительно...

Отталкиваясь от «красивости» искусства прошлого, музейщики приглашают нас перекинуть своего рода мостик в мир нынешний: весьма полезно взглянуть на богатство и разнообразие художественных стилей старой Франции, чтобы, поразмыслив, понять, что так называемые излишества, которые там на определенных этапах осуждались, стали знаковыми историческими явлениями. Кстати, этих милых «излишеств» нам сегодня порой так не хватает, к примеру, в современной архитектуре вовсю правит бал сплошной примитив, а то и просто угловатое железобетонное безобразие... А если бы хоть чуть-чуть взять от того же барокко? Да, темпераментные французы после своей революции барокко безоглядно осудили, провозгласив «простоту форм». Ой как это все знакомо... Не так ли и мы ныне упростились до невозможности, сведя красоту к потребительско-рыночно-вещевому уровню?

- В этом-то и есть извечный круговорот событий, - считает З. Белая. - Искусство развивается вместе с историей, оно и диктует моду своего времени, и воспитывает вкус... Кстати, одновременно с началом работы выставки мы выпустили набор открыток по искусству Франции. Как еще одно напоминание: люди, гордитесь тем, что у нас на Ставрополье есть такое - единственное - место, где можно прикоснуться к этому чуду. Вообще-то к теме Франции мы только-только приступили и до конца года будем ее всячески развивать, притягивая в наши стены единомышленников...

Для себя я назвала эту до краев наполненную французским очарованием выставку реабилитацией незаслуженно обиженного, опошленного в последние годы гламура. Оказывается, гламур - не только и не столько финтифлюшки пресытившихся дворянчиков и их недостойных подражателей, не только внешний лоск и показуха. Собственно, гламур вообще-то означает очарование, шарм, обаяние. Видите, совсем иной смысл, не глянцево-обложечный, не зазывно-рекламный, не тусовочный. Чуткое к своему времени молодое поколение недаром потянулось в музеи, увидев, что познавательно-полезное способно быть еще и просто красивым, а изящная эротика восемнадцатого века - это отнюдь не порнуха, надоевшая даже подросткам... Старинные часы с печальным (да!) Наполеоном, конечно, давно молчат, но зато как красноречиво.

«Реабилитация гламура, или Наш уголок Франции»
Газета «Ставропольская правда»
21 мая 2010 года