Козлов и Славка

Ему было под сорок — уже не юноша, но ведь и не старик — счастливый средний возраст. И все чаще, словно бы нечаянно, он задавался «проклятыми» вечными вопросами: а для чего он здесь, на этой грешной земле? Зачем человеку этот мир, несправедливый и жестокий? И что делает одних людей счастливыми, а других несчастными? В последнее время Славка начал даже писать стихи, пытаясь в сочетаниях рифм запечатлеть свои тревожные чувства.

…Во дворе прозаически залаяла собака, и «необязательные» мысли разметались, словно пугливые воробушки. Приехала Славкина коллега Тамара, торжественно вручила путевку в санаторий «Горячий ключ». «Шеф передал, – сказала она, – что вы, Вячеслав Викторович, очень ценный работник, и он желает вам поскорее поправить здоровье».

Через день он уже был в «Горячем ключе». Встретили его приветливо, и Вячеслав зажил счастливой курортной жизнью. Как-то он прогуливался по аллее, и молодая знакомая Галочка предложила ему пойти в музей. На одном из стендов Славу заинтересовала необычная фотография: молодой улыбающийся офицер в немецкой форме и с железным крестом на груди. А сверху надпись: «Человек-легенда». Подошедшая экскурсовод пояснила: «Это советский офицер — разведчик Александр Иванович Козлов, три года работавший в разведшколе Абвера «Сатурн». В августе 1941 года военная часть, где находился лейтенант Козлов, попала в окружение, потом — плен. Став агентом, он был заброшен немцами в советский тыл, сумел связаться с органами контрразведки, где ему дали пароль «Байкал», и вернулся в «Сатурн». Вот, если коротко, его история, – рассказала экскурсовод и добавила, – да вы можете с ним даже пообщаться. Он жив, здоров и живет совсем недалеко от музея».

На следующий день Славик зашел в продуктовый магазин, решив навестить своего героического земляка, ведь Александр Иванович был родом из села Александровского, что на Ставрополье, и даже закончил там десятилетку. Набрал пакет всяких вкусностей и, внимательно взглянув на молоденькую продавщицу, спросил:

- А вы знаете, кто такой Александр Иванович Козлов?

- Нет.

- А кто такая Ксения Собчак?

- Знаю!

- А Лолита Милявская?

- Знаю!

- Что ж, вы, сударыня, кого ни попадя знаете, а насчет того, что рядом с вами живет человек-легенда, извините, – ни в зуб ногой?.. Это, красавица, наш разведчик, который готовил в школе Абвера диверсантов, а потом «палил» их СМЕРШу. Представляете, сколько наших людей ему удалось спасти, сколько предотвратить смертельных диверсий?!

Глаза у продавщицы загорелись интересом.

- А вы, сударыня, местная? В музее своем хоть раз были?

- Нет.

- Ну все понятно.

Откланявшись, Славка двинулся в гости к человеку-эпохе. В детстве он видел фильмы «Путь в Сатурн», «Конец Сатурна» и не верил, что сейчас произойдет встреча, о которой он мог только мечтать. Вот и нужный дом. Славка потихоньку постучал. Тишина. Постучал погромче. Вышел средних лет человек.

- Здравствуйте! А можно Александра Ивановича?

Он кивнул и скрылся в дверном проеме. Минут через пять вышел худощавый крепкий мужчина лет семидесяти на вид.

- Здравствуйте, Александр Иванович. Привет вам с вашей малой родины.

- Здравствуйте, спасибо!

Александр Иванович пригласил Славку в дом. Показал фотографии, письма. Одно из них было от актера и режиссера Евгения Матвеева. «Поверьте, – писал он, – очень хочется воплотить на экране сегодняшнего Козлова. Вы под стать такой глыбище, как шолоховско-бондарчукский Соколов… Горжусь, что знаком с Вами. Искренне, Евгений Матвеев».

Почти час беседовали легендарный Козлов и Славка, которому было особенно приятно, что они земляки. На прощание он пообещал Александру Ивановичу передать от него привет и низкий поклон и Александровскому, и всему Ставрополью.

Вечером, прогуливаясь с Галочкой, Слава делился впечатлениями. «Восемьдесят семь лет человеку, а какой крепкий. И все-таки печально, что молодежь его не знает. А он кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени и еще медалей куча…

В ту ночь Славка долго ворочался, не мог спать. «Это же какую голову надо иметь на плечах, – думал он, – чтобы пройти между молотом и наковальней и остаться в живых. Мужество, твердость духа, мощная интуиция, оригинальный ум! Это достойно восхищения и уважения».

Славик в свое время служил на границе и знал, как это изнурительно — постоянно быть начеку. Эти два года были самыми тяжелыми, но и самыми светлыми в его жизни.

Быстро пролетели чудесные санаторные дни. Славка вернулся на родное Ставрополье. Смотрел по видику свой любимый фильм «Офицеры» с блестящей работой Ланового и Юматова и над некоторыми эпизодами плакал. Хотел даже письмо написать модным современным кинодеятелям: вот, мол, какие фильмы надо снимать и показывать, а не бесконечные бандитские разборки, но… написал другое письмо – ветеранам Великой Отечественной войны:

«Уважаемые ветераны!

На вашу долю выпали такие испытания, такие страдания, которые нам, вашим потомкам, не дай Бог пережить. В тяжелейшие военные и послевоенные годины, несмотря на разруху, голод, холод, вы смогли оставаться людьми чуткими, добросердечными, порядочными, чего ох как сейчас не хватает нам, наследникам Великой Победы. Но мы будем стараться всеми силами быть похожими на вас выдержкой, терпением, верой. В хорошее справедливое, и думается, это время когда-нибудь придет, когда миром будут править Доброта, Дружба, Честность!

Крепкого вам здоровья и побед над всякими недугами!

Ваш Слава».

P.S. Вот такое сочинение ко Дню Победы. Это мой дебют, так сказать. «Литературная гостиная» – любимая страница в «Ставрополке». С уважением, потомственный хлебороб из села Спицевка. Ура, товарищи!

Владимир ГОНЧАРОВ