Пасха Победная: воля к стоянию за Отечество
– Владыка, завтра православные встретят светлую Пасху, а впереди юбилей Великой Победы. Мне кажется, в празднике Воскресения Христова есть что–то, трудно объяснимое словами, что очень близко по ощущению с восприятием Праздника Победы. Быть может, это – торжество жизни над смертью, победа высокого духа?
– Вопрос удивительно глубокий, затронувший самую суть. Действительно, есть некое высокое созвучие в праздновании Пасхи и Победы. Что такое Пасха вообще? Христа распяли с надеждой, что тем самым с его учением покончено. Но ошиблись палачи, ибо он был не просто человек, а Богочеловек, через свою добровольную крестную смерть взявший на себя все грехи человеческие. Если бы не было его доброй воли, никакой Иуда, никакие легионеры ничего бы не смогли ему сделать. Он шел на Крест добровольно, сказав апостолу Петру: Неужели ты думаешь, что если бы надо было, то мой Отец Небесный не послал бы легион ангелов и они защитили бы меня! Но так подобает пострадать Сыну Божию и человеческому. После распятия, мы знаем, было схождение во Ад и затем Воскресение. И через это Воскресение все человечество приобщилось к жизни. В Пасхальном богослужении читается слово Иоанна Златоуста, где звучит риторический, по сути, вопрос: Смерть, где твое жало? Ад, где твоя держава? Христос воскрес и нет мертвых!.
Рассмотрим теперь Победу в Великой Отечественной. Вспомним историю: гитлеровская Германия, полностью подмяв под себя Европу, внезапно – повторю, внезапно! – нападает на Советский Союз, со стопроцентной уверенностью, что ослабленный изнутри СССР (причины тому мы знаем) будет молниеносно раздавлен, а далее – гегемония коричневой чумы в мире. Так и верхушка иудейского народа две тысячи лет назад приговорила Христа к смерти и думала, что расправилась с его учением... Считаю должным подчеркнуть: нельзя сравнивать эти события слишком уж прямолинейно! Но и там, и там налицо соработничество правящей верхушки со злыми силами, практически с сатанизмом... Кстати, о Гитлере не раз писали, что он общался с разного рода чернокнижниками, астрологами, магами. Их мир, противный Богу, предрекал фюреру благоприятное будущее, но – споткнулся на русском духе. И на сплоченности населявших СССР народов, их духовной крепости. Не случайно первым с призывом к народу обратился не Иосиф Сталин, а Патриарший местоблюститель (позже Патриарх) митрополит Сергий Старогородский – просто и кратко: «Братья и сестры! Отечество в опасности. Встанем все как один на защиту!». И именно дух народа победил.
– И добрая воля...
Совершенно верно! Почему важна добрая воля? Потому что нам ведома предвоенная ситуация в стране, всяческие чистки, репрессии, коллективизация, расказачивание, изъятие церковной собственности... Но все обиды и распри были как бы забыты, все отнесено на потом. Всех объединила воля к стоянию за Родину.
– И все, кто положил свои жизни за Победу, достойны святости...
– Не зря же и войну эту называли священной. Казалось бы, сочетание несочетаемого – священная и война, звучит чуть ли не кощунственно? Но нет, это война, исполняющая священную заповедь: «больше той любви нет, кто и душу положит за други своя, за ближних своих». Миллионы душ клали на алтарь Победы.
– В каком–то смысле я бы соединила и такие два слова, как Пасха и Победа, в единое – Пасха Победная...
– Еще раз обратимся к Священному Писанию: изначально Пасха означала именно освобождение, исход народа из рабства египетского... И в годы Великой Отечественной тоже был тяжелейший гнет, фактически рабство, и произошедшее освобождение, «исход» от фашистской чумы – тоже своего рода пасхальная радость, хоть не в буквальном смысле...
– За несколько месяцев, прошедших после нашей предыдущей беседы о духовной стороне Победы в Великой Отечественной войне, кажется, общество все–таки всколыхнулось, пошли серьезные, главное – гораздо более объективные дискуссии и конкретная работа по утверждению значимости Победы.
– Этому ощущению есть основания: наконец–то государственная в хорошем смысле пропагандистская машина начала работать в нужном направлении. Идет процесс воссоздания памяти народной. В связи с чем хотелось бы еще раз напомнить и о роли СМИ, вузов, школ, армии – на этих институтах лежит особая ответственность сохранения памяти о Победе. Почему? Потому что уходят поколения победителей. Люди постарше еще застали живых носителей трагической и героической эпохи, успели ощутить живой дух Победы – от дедов и отцов. Сегодня поколение победителей, к сожалению, неумолимо тает, и у современной молодежи уже нет возможности общаться с живыми героями. Вот почему так важно с ранних лет давать детям знания о величайшей трагедии, принесенной фашизмом, и о великом подвиге нашего советского солдата, всего советского народа, который неимоверными усилиями отстоял мир и пришел к Победе. Нужно сделать все, чтобы молодежь получала правдивую, полную, а не однобокую память о своей истории. Прежде всего обо всем добром, что питает народ, а не о том, что его разлагает. А питать способен только позитив, героизм, это есть то, что поможет сохранить нашу державу крепкой и сильной. Не ура–патриотизм, а настоящее чувство гордости.
– А что такое патриотизм сегодня, как меняется смысл этого понятия в современном высокоинтегрированном мире, где все стремительно унифицируется, подводится под общий «знаменатель»? И ведь от этого процесса не укроешься, не отмахнешься, такова реальность наших дней.
– Тут я с вами поспорю! Все многомерно. Да, мир унифицируется, но при этом не утрачивают значения понятия национальной культуры, национального духа, исторических корней. С одной стороны – глобализация, с другой – явно выраженная концентрация по национальному, религиозному, этническому, культурному признаку. Принято кивать на «толерантных» американцев, а посмотрите, как они целенаправленно пытаются навязать другим свою модель – политическую, социальную, экономическую, не уставая твердить: «наш американский образ жизни», «наш менталитет», «наши ценности». Посмотрите и на соседку–Европу: каждый народ стремится вернуться «к себе», своим корням, истории, культуре, языку. Особенно наглядно это видно на примере Германии. Да и французы начинают расплачиваться за свой супер–либеральный подход, ищут способы отстоять свою идентичность. И лишь Россия продолжает идти по другому, чуждому пути – забыв и отбросив все свое. Словно мы уже живем в мире, который нам вроде бы ничем не угрожает. Но поляризация–то идет! Только что мы сопереживали пострадавшим от терактов в Москве... Никто меня не упрек–нет в нагнетании истерии, и все же не могу понять, почему рядом с нашими границами разворачиваются натовские ПРО... Вот уж где не грех вспомнить о патриотизме – здоровом, истинном.
– Согласитесь, владыка, молодому человеку, который часто видит жизнь сквозь «окна» Интернета, через активное международное общение, труднее сориентироваться, если ему не помочь.
– Разумеется, патриотизм не рождается на пустом месте, он требует ухода, как посаженное деревце, – и почву подготовить надо, и поливать, и взращивать. Нужна стройная государственная система патриотического воспитания, которое вовсе не ограничивается военной подготовкой. Хотя и она небесполезна, например, секции ДОСААФ, а вспомните, как еще несколько лет назад встречали в штыки: как это так, ребенка снова в сапоги да маршировать?! А с рогатками, что ли, лучше?..
– Зато с каким восторгом участвуют дети в военно–спортивной, а по сути, патриотической «Зарнице».
– Вот! Потому что тут и своя культура, и своя вера, и спорт – словом, все то, что возвышает общность людей как нацию. Тот фундамент, который способен в случае необходимости, если, не дай Бог, какая беда, защитить и военными средствами. Но не только. Вспомним, разве не было огромного всплеска патриотизма, когда Гагарин полетел в космос?
– О, еще какой!
– И это есть в любом уважающем себя государстве. Зачем, к примеру, американцы рвались первыми полететь на Луну, а теперь уже и на Марс?.. Патриотическое воспитание способно осуществить прорывы вперед. Только патриот может инновационные идеи применить с пользой для Отечества. Патриот, а не тот, кто постоянно заряжен лишь на деньги. Лучшие ученые с мировым именем, как правило, отдавали свои достижения Отечеству, укрепляя и одновременно прославляя его. Вот такие должны быть поддержаны государством. И не возгласами «ура», а кропотливой упорной работой. Сохранением исторической памяти народа – будь то храм или монумент, будь то люди, вышедшие из вашего города или села... Нельзя забывать своих героев. Почему бы не провести по всей Руси великой единую акцию – «Герои малой родины», чтобы каждое поселение отыскало своих патриотов, а потом и книги о них издать.
– Большое значение для воспитания подрастающего поколения имеет как раз та общественная социальная и духовная работа, которая развернулась в преддверии Победы. Помощь ветеранам и сама по себе вещь обязательная и справедливая, а если посмотреть на нее как на пример для молодежи? Она должна все это видеть.
– И деятельно участвовать. Мне очень нравится, как сейчас начинает разворачиваться волонтерское движение по краю. Нужно всячески его приветствовать, развивать. Пусть юноши и девушки проведут свои акции на местах – «Наша школа – ветеранам», «Наш вуз – ветеранам»... Молодежь прикоснется к Подвигу, к боевым ранам и слезам стариков, и произойдет духовное единение поколений.
– Насколько мне известно, православная церковь тоже ведет такую работу.
– Церковь по своей природе патриотична. Напомню замечательные слова святого митрополита Московского Филарета, современника Пушкина: «Плохой гражданин земного Отечества не может быть хорошим гражданином Отечества Небесного». И церковь всегда исходила в своей проповеди, в своей повседневной деятельности из Божьих заповедей о любви к Отечеству, начинающейся с любви к ближнему... С любви к тем, кто живет рядом, работает, учится.. Эта любовь и основана прежде всего на патриотизме. Даже прививая любовь к храму – как произведению искусства, а не только культовому зданию, мы тоже прививаем патриотизм. Я уж не говорю о воспитании на примерах из славной истории Отечества – примерах Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Дмитрия Ушакова: каждый – не только непобедимый ратник, но – христианин, отдавший жизнь «за други своя», за Отечество. Думаю, эти имена не раз прозвучат на занятиях вводимого в школах курса «Основы православной культуры», способного также послужить воспитанию Гражданина.
В эти дни по всей епархии, во всех приходах идет сбор сведений о живущих ветеранах с целью помочь каждому чем можно. Где продуктами поддержать или лекарствами, где крышу подлатать, а в общем, более всего нужна этим старикам теплота живого человеческого внимания и участия. Приведу пример: во Владикавказе настоятель Покровской церкви протоиерей Владимир Михайлов собирает на благотворительных обедах по 500 человек! Прямо на улице накрывают столы, садятся все вместе, получается по–настоящему всенародный праздник. Вряд ли стоит говорить, как это важно для людей, переживших войну, много повидавших не только на фронте, но и в тылу. Чей вклад в Победу больше, даже и не скажешь... Трудились все, от мала до велика, жещины выращивали хлеб, варили сталь, собирали танки, валили лес... Значит, это и их Победа, и им – низкий поклон.
У нас в епархии подготовлен и такой подарок ветеранам: сводный хор семинарии записал диск песен Великой Отечественной войны.
– Поют семинаристы замечательно!
– После праздника Пасхи начнем с ними реализацию другой идеи: в каждой поездке по епархии будем проводить не только богослужения в селах и станицах, но и обязательно – концерты хора для ветеранов.
– Владыка, а будет ли и другой подарок к Пасхе – служба в воссоздаваемом кафедральном Казанском соборе?
– Будет! Строительные работы там пока приостановлены, и в воскресенье, 4 апреля – в день Святой Пасхи – в 17 часов в соборе пройдет первая торжественная вечерня. Именно туда к этому времени будет доставлен Благодатный огонь, привезенный со Святой земли... Съедется духовенство со всей епархии. Таким образом, собор примет богомольцев на Пасху! Да, в храме еще пока нет иконостаса, условия, если так можно выразиться, «походные», но я верю, что для нашей паствы это будет день истинной Пасхальной радости. И наша общая молитва тоже станет лептой в возрождение Казанского собора. Потому как и само это дело – всенародное. Помогают десятки людей, начиная от губернатора и заканчивая скромными бабушками, приносящими свои небольшие сбережения. Нижайший поклон всем, кто вносит свой вклад. Каждая такая копеечка нам дорога. Ну а работа над оформлением храма затем продолжится.
Христос воскрес!
Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы... Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют.
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из–за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
Иван Бунин.
1896 год.