11:25, 3 апреля 2010 года

Музейная педагогика

Людмила и Татьяна – энтузиастки музейного дела, хотя обе попали в него по стечению обстоятельств. Сотникова в прошлом – техник–строитель, в свое время потеряла работу. Возглавить народный музей ей предложил глава села, приметивший ее как активную участницу переписи населения. Клюшникову, также не имевшую специального образования и тоже за энергичность и общественную активность, пригласила на работу заведующая районным музеем. Увы, дипломированный специалист сейчас в село и не поедет. Зарплата в музеях, что в районных, что в поселенческих, низкая, жилья нет. Вся надежда на своих, местных, на их любовь к родному краю... Которая, впрочем, сама по себе человека специалистом не делает, да и в наставниках у него чаще всего такие же энтузиасты, не имеющие современных профессиональных знаний.

Музейное дело в районах, говорит Звездана Доде, сегодня переживает кризис. Историко–краеведческие музеи там однотипны, экспозиции порой не обновляются годами, методы работы и привлечения посетителей также не изменились чуть ли не с 60–70–х годов прошлого века, когда эти учреждения культуры создавались. А сегодня требования совсем иные: необходимы знания по маркетингу, музейной педагогике, музейному праву и т. д. Нужны практические навыки, которым сельские специалисты также учатся «методом тыка». Во время одного из занятий в «Наследии» Людмила Сотникова ахнула: оказывается, закопченный, серого цвета самовар, который она у себя в Сухой Буйволе для экспозиции отчистила до блеска, мыть и скоблить нельзя было ни в коем случае: он, по правилам, должен быть выставлен в том виде, в каком поступил!..

З. Доде убеждена, что пришло время менять методики обучения студентов–культурологов. Мало толку, когда производственная практика сводится к формально–экскурсионному посещению музеев. Нужна реальная работа практикантов с экспонатами, и, что особенно важно, их общение с настоящими профессионалами своего дела, как это и произошло в ГУП «Наследие».

Реставраторы М. Балатрук и Ю. Воронин рассказали студентам о правилах реставрационных работ, о применяемых химических средствах, демонстрируя конкретные предметы, найденные в археологических экспедициях – уникальные древние ткани, изделия из металла и т. д. Некоторые артефакты – например, керамику трехтысячелетней давности – практикантам доверили мыть, предложили склеить сосуд из ее фрагментов.

Главные специалисты ГУП В. Бабенко и А. Калмыков учили навыкам исследовательской работы – научному описанию вещей, составлению каталога. Свою работу с древней курильницей студенты, по их словам, запомнили на всю жизнь. Меня, сказала Татьяна Клюшникова, в районе ругают за подробное описание вещей. А здесь мы «каждую царапинку, каждую вкрапинку» описывали. Теперь я смогу отстоять свое мнение на фондово–закупочной комиссии!..

Музей «Наследия» показывала практикантам его главный хранитель и главный специалист Ольга Бендюк. Вспоминая об этом, мои собеседницы своего восхищения и зависти скрыть не смогли. Чтобы такую научность и такую красоту соблюсти, нужны, кроме музейного специалиста, еще инженер, художник, осветитель... В районах, конечно, этого нет и, вздохнули обе, не скоро будет. Но представление о таких возможностях профессионалу иметь надо.

Я присутствовала в «Наследии» на итоговом занятии по музейно–краеведческой практике. Стороны обменивались впечатлениями. Студенты были единодушны: производственная практика должна проходить в краевых учреждениях культуры, а не в местных, где они сами и работают. Претензия у заочников оказалась одна: часов практики, на их взгляд, было мало. Хотелось еще сделать самостоятельную экспозицию из предметов военного быта к годовщине Победы, более подробно изучить ведение документации...

И тут я в очередной раз подумала о нашей отечественной привычке выплескивать вместе с водой ребенка. Дело в том, что сейчас всерьез обсуждается проект отмены в вузах заочного обучения. Спору нет, среди заочников и экстернатников бездельники и халявщики есть. Но перекрыть им путь к халяве, одновременно закрыв доступ к получению высшего профессионального образования практикам, особенно сельским, таким вот преданным своему делу «музейным девушкам»? Может, лучше, как написал сатирик, «что–то поменять в консерватории»?..