Основы мировых религиозных культур и светской этики c 1 апреля начнут преподавать в школах России
Преподаваться он будет пока только в четвертых классах, однако нововведение, особенно первая часть курса, касающаяся религиозных культур, поставила перед регионами ряд проблем. Так, Ставропольскому краю, одному из участников пилотного проекта, требуются более тысячи специалистов, способных вести предмет, подобного которому в российских школах после 1917 года не было. Кто будет их готовить, учитывая, что эксперимент рассчитан не на один год? Группа учителей края съездила в Москву на специальные тьюторские курсы с тем, чтобы передать полученные там теоретические и методические знания коллегам.
Понятно, что подобная «ускоренная подготовка» не панацея. Речь идет, очевидно, о необходимости восстановления в светских вузах обучения теологическим (богословским) наукам, как это принято по сей день в Европе, где все старые университеты и начинались–то с богословского факультета. Существовали они некогда и в российских университетах.
Сегодня в нашей стране 50 вузов имеют лицензии на подготовку бакалавров (кое–где – и магистров) по теологии. Один из них – Северо–Кавказский государственный технический университет, где на гуманитарном факультете вот уже несколько лет ведется подготовка социологов со специализацией «История и культура ислама», а с нынешнего года начнется подготовка бакалавров теологии с циклом исламских конфессиональных дисциплин. Сейчас здесь по спецнабору учатся 36 студентов из Кабардино–Балкарии, Карачаево–Черкесии, Дагестана и других территорий Северного Кавказа.
На гуманитарном факультете СевКавГТУ состоялся круглый стол, в котором участвовали профессура вузов края, а также преподаватели Ставропольской духовной семинарии во главе с проректором о. Владимиром Сафоновым. Обсуждалась тема «Теология в современных вузах России: состояние и перспективы». Вел дискуссию заведующий кафедрой социологии и социальной работы СевКавГТУ, доктор педагогических наук, профессор Валерий Шаповалов.
Для начала собравшиеся констатировали, что в соответствии с известной отечественной традицией телегу, увы, опять поставили впереди лошади. Преподавание религиозных знаний в школах вводят раньше, чем соответствующая образовательная вертикаль будет восстановлена в вузах. Ибо по логике вещей должно быть так: доктора теологии обучают магистров и бакалавров, а те уже несут свои научные знания в общеобразовательные и другие учебные заведения.
Между тем в номенклатуре Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РФ теология как научная специальность пока вообще отсутствует, а значит, нет и соответствующих диссертационных советов, то есть защитить кандидатскую или докторскую по теологии в светском вузе невозможно. Но без наличия хотя бы одного доктора наук нельзя открыть магистратуру по теологии. Ну и так далее – вниз по вертикали.... В ходе разговора прозвучала еще одна метафора: яйцо пытаются каким–то образом материализовать без курицы.
Присутствующие высказались за введение теологии как научной специальности в светском высшем образовании России. Как сказал доктор социологических наук, профессор СевКавГТУ Дмитрий Лушников, только после этого можно будет вести речь о воспитании гуманитарной элиты и о том, что же делать с духовным просвещением детей.
Что касается последнего – преподавания в школе основ религиозных культур, то тема эта взволновала всех. Спорили о том, как это лучше сделать. Дмитрий Лушников сообщил об исследованиях аспиранта своей кафедры, из которых явствует, что чем старше родители школьников, респонденты опроса, тем с большей осторожностью они относятся к введению в школах нового предмета. «За», по данным опроса, – молодые родители и в основном учителя, которые надеются, что он поможет им в воспитании учеников и добавит часов учебной нагрузки. По мнению Д. Лушникова, эксперимент в школах сейчас похож на ликбез первых послереволюционных лет в России; нужна была более вдумчивая, планомерная подготовка к нему. Профессор кафедры социологии и политологии Ставропольского государственного университета, доктор политических наук Геннадий Косов высказал опасение, что преподавание основ религиозных культур может стать столь же заформализованным, как и многие другие явления в сегодняшней школе. В качестве примера привел недавнее домашнее задание по мировой художественной культуре собственного сына, который готовился к тестированию... по Новому Завету.
Много говорили о том, кому же все–таки доверить преподавание теологических знаний и в школе, и в вузе. Большинство участников круглого стола высказалось за то, что определенную, наиболее сложную часть программы, особенно в университетах, хорошо бы передать духовным лицам. Отец Андрей Мороз, ученый секретарь Ставропольской духовной семинарии, напомнил, что такая традиция существовала в дореволюционной России. Русская религиозная философия была достоянием всего образованного общества, а профессора Духовной семинарии преподавали и в Санкт–Петербургском университете. Однако сегодня подобное возможно только при наличии у преподавателя духовного вуза второго, светского диплома.
За необходимость сотрудничества церкви и высшей школы высказался и проректор Ставропольской духовной семинарии отец Владимир Сафонов. Обществу, по его мнению, нужны образованные светские люди, владеющие основами теологических знаний, иначе завтра его, общество, «раздерут по квартирам» сектанты.
Директор Северо–Кавказского университетского Центра исламского образования и науки в Махачкале, доктор философских наук, профессор Максуд Садиков принял участие в разговоре заочно – прислал свое выступление. Он поддержал коллег в том, что «привитие молодежи уважительного отношения к традициям вероисповедания является важной частью воспитательной парадигмы в образовательном учреждении». В этих целях, по мнению профессора М. Садикова, а также для того, чтобы преподавание в российских вузах теологии было конкурентоспособным на уровне европейских стран, необходимо внести специальность в номенклатуру ВАК и разрешить открытие аспирантуры и диссертационных советов по теологии.
19 марта 2010 года