00:00, 17 марта 2010 года

Основы религиозной культуры и история религий в школе нужны и полезны

Прежде всего хочется подчеркнуть главное: мне думается, что изучение религии будет полезно подрастающему поколению, да, в общем–то, и родителям школьников тоже. Жизнь без Бога невозможна, как бы ни называли его люди, исповедующие ту или иную веру. Да, мы помним из отечественной истории: слова известного революционера о религии как «опиуме для народа» восприняли слишком серьезно, и началось массовое уничтожение того, что касалось духовной, религиозной жизни. В связи с чем хочется сказать большое спасибо таким людям, как Савва Ямщиков, которые, многим рискуя, спасали и восстанавливали уникальные храмы, старейшие иконы, церковную утварь, бесценные реликвии.

Помним мы опять же из истории, что даже Сталин обратился к Богу в сложнейший для страны момент. По преданию, когда в грозном 1941–м немец был готов взять Москву, святая Матрона Московская просила людей: «...передайте Сталину, чтобы вынесли из церкви икону Казанской Божьей Матери и обошли с нею всю Москву, тогда немец до Москвы дойдет и обратно повернет», а еще наказала Сталину ни за что не покидать в эти дни Москву. И тогда, рассказывают, Сталин приказал взять икону и облететь с ней весь город на самолете, сам же обратился к народу с речью, которая начиналась словами «братья и сестры». В моем понимании это как бы крик души: «Господи, помоги!». Разве это не яркое свидетельство того, что каждому человеку, будь он хоть глава страны, хоть обычный гражданин, нужно во что–то верить, без веры он не сможет?!

Но вернемся к статье «Между небом и землей...». Так нужен ли новый предмет в школе? Безусловно. Но приоритет должен отдаваться изучению истории религий. Отчасти хотя бы потому, что каждый, называющий себя христианином, должен знать, какой рукой креститься, а каждый, называющий себя мусульманином, – знать, в направлении к какой части света молиться.

В упомянутой статье есть такие слова: «На Ставрополье, где основное население составляют русские, вводить основы православной культуры. А в Чечне по тем же принципам – основы культуры ислама и т. д.». Позволю себе не согласиться: на Ставрополье, в Чечне, в других регионах нашей страны живут люди различного вероисповедания. Что получится, если мусульман, иудеев, буддистов, а также атеистов обяжут изучать основы православной культуры. Не вызовет ли подобный предмет разногласия и споры, не станет ли поводом для искусственно спровоцированных конфронтаций среди юного поколения? Не вырастим ли мы новых крестоносцев и шахидов? Мое личное мнение: поскольку наше общество состоит из граждан, исповедующих разные религии, необходима толерантность. Столь серьезный предмет не должен разделять класс, в котором он преподается. И преподавать его должен не религиозный деятель, служитель какой–либо конфессии, а историк–философ, умеющий преподнести всю глубину информации о религиях мира. Если при этом учитель будет еще и просто интересен детям, они сами, по доброй воле, а не по велению взрослых, пойдут в церковь, мечеть, синагогу… Впрочем, если даже не пойдут, то хотя бы станут обладателями отнюдь не бесполезных знаний об истории, традициях, духовной культуре.

Много споров вызывает и вопрос, с какого класса вести данный предмет. На мой взгляд, вводить его в учебный план лучше всего с четвертого–пятого класса, когда ребенок еще достаточно чист душой (если можно так сказать) и готов адекватно воспринимать информацию на подобную тему. На занятиях, возможно, следует использовать игровые формы. Это уже дело профессиональных педагогов и организаторов образования.

В целом же пока складывается впечатление, что эксперимент как–то не продуман, много остается неясного, что и вызывает весьма разноречивые толки.

Екатерина ЧЕРЕПАНОВА.

Студентка Ставропольского кооперативного института (филиал Белгородского университета потребительской кооперации).

Екатерина ЧЕРЕПАНОВА
«Все мы – братья и сестры»
Газета «Ставропольская правда»
17 марта 2010 года