00:00, 12 марта 2010 года

Конфликт двух ветвей власти Андроповского района

Кастинг

Начнем с конкурса. В каждом районе действует положение, которым оговаривается процедура назначения главы администрации района – по сути, нанятого представительным органом менеджера с полномочиями решать все хозяйственные вопросы в районе и распоряжаться бюджетными средствами. Андроповский не исключение. Главным арбитром на первоначальном этапе выступает конкурсная комиссия, которая оценивает шансы претендентов по итогам тестов, представленных рефератов и собеседования. «Экзаменаторы», среди которых обязательно присутствуют представители Думы и правительства края, выбирают наиболее подходящих кандидатов и представляют их депутатам районного совета, которые тайным голосованием должны выбрать одного.

В декабре 2007 года местные парламентарии отдали предпочтение Вячеславу Ерину. И никто тогда не усомнился в легитимности избранного главы администрации. Гром грянул позже, через год с небольшим. Что же произошло за это время и почему возникла эта пиковая ситуация? Чтобы разобраться в хитросплетениях местных интриг, следует, пожалуй, рассказать о том, что произошло за это время в самом районном совете.

Воцарение

А для этого придется вернуться аж в 2006 год, в августе которого районный совет какое–то время возглавляли... два председателя. Обвинив в неэффективном расходовании бюджетных средств, депутаты лишили полномочий своего спикера – главу района В. Романенко и избрали на «свято место» Э. Царева. Переворот совершили в то время, когда шеф был в отъезде. Вернувшись «никем», он обратился в суд. Фемида признала незаконным постановление о смещении главы района — точка, однако, поставлена не была. Царев, уже будучи рядовым депутатом, если брать во внимание вступившее в силу решение суда, предложил коллегам, ссылаясь на якобы допущенные ранее процессуальные недочеты, повторить процедуру отречения Романенко. Постановление опубликовали в местной газете, и вновь воцарился Царев (простите за тавтологию). Думаю, не стоит здесь приводить все подробности той старой истории (о тех перипетиях можно прочитать в «СП» за 21 февраля 2007 года в материале «Двуглавая чехарда в отдельно взятом районе»).

Победил в той «борьбе за трон» с подачи депутатов Э. Царев. Правда, «царствование», мягко говоря, не задалось, потому что итогом его стали уголовное дело по обвинению в должностном подлоге и условный срок наказания. Сразу после задержания чиновника в мае 2008 года дела принял в качестве исполняющего обязанности заместитель председателя райсовета Г. Гасанханов, в нынешней истории противостояния в Андроповском районе играющий далеко не последнюю роль, и пробыл в этой должности до новых выборов главы района в мае 2009 года.

Амнезия

Предполагаю, что желание убрать В. Ерина с должности ко времени выборов главы района в мае прошлого года уже оформилось полностью. И мне кажется, оно серьезно повлияло на результат, ведь данная политическая фигура, безусловно, могла сыграть ключевую роль в конфликте с исполнительной властью. К подбору своего кандидата инициативная группа из райсовета подошла с большой тщательностью. К тому времени Г. Гасанханов уже сжился с должностью и вокруг него сформировалась команда, претендующая на лидерство в районе. Полагаю, именно по этой причине честь была оказана некогда «изгнанному из рая» В. Романенко, который после горького урока должен бы быть посговорчивей. Ему и предложили в очередной раз выставить свою кандидатуру на замещение должности спикера.

Альтернативной кандидатурой, поддержанной правительством края, губернатором и региональным политсоветом «Единой России», стала руководитель районного отделения Пенсионного фонда Т. Дегтярева. Куратор района, заместитель председателя краевого правительства Г. Ефремов на заседании Совета перед голосованием взял слово, чтобы объяснить, почему все–таки краевая власть рекомендует именно Т. Дегтяреву. В районе, по его оценке, сложилось противостояние элит, и уже не первый год эта «властная чехарда» мешает нормальному развитию территории. Поэтому хотелось бы, чтобы новый глава располагал объединительным потенциалом: Т. Дегтярева как человек, не входящий ни в одну из противоборствующих группировок, действительно могла бы погасить разгорающийся конфликт между представительной и исполнительной властью и наладить нормальные рабочие отношения, словом, оздоровить ситуацию. Не утихающие «подковерные» игры, подчеркнул Г. Ефремов, давно утомили жителей района.

Не переломило настроения большинства, с которым застрельщики уже провели соответствующую работу, и предложение, прозвучавшее от имени депутатов, занимающих позицию «над конфликтом». Выбрали В. Романенко, начисто забыв еще свежую в памяти кампанию по его отрешению от этой же должности: председателя райсовета – главы района.

Секретные материалы

Впрочем, в активную фазу противостояние с главой администрации районного совета вступило накануне описанных выше выборов. В апреле 2009–го депутаты в первый раз (была и повторная попытка. – Л.К.) удовлетворили протест и. о прокурора района А. Хроменко, которым избрание главы администрации было названо незаконным, и приняли решение о расторжении с В. Ериным контракта. Основание для такого скорого и незаконного «вердикта» называлось следующее: якобы проголосовавшие в декабре 2007 года за избрание Ерина главой администрации парламентарии были введены в заблуждение конкурсной комиссией. А «открыл глаза» им Г. Гасанханов, почти год исполнявший обязанности главы района и обнаруживший в сейфе своего бывшего начальника Царева «секретные материалы», свидетельствующие, по его оценке, о неправомерности работы этой самой комиссии.

Судебная круговерть

После неожиданной «отставки» В. Ерин обратился за защитой своих прав в суд. В соответствии с законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и действующим уставом территории райсовет не имел права расторгать контракт в одностороннем порядке, даже не объяснив причин своих действий и не пригласив для объяснений на заседание самого «увольняемого». В данном случае и прокурор, который счел, что избран на должность В. Ерин неправильно, должен был отстаивать свою позицию в судебном порядке, а не через местный представительный орган. Ни один из пунктов перечня оснований, по которым в соответствии с законом полномочия главы администрации досрочно прекращаются, не подпадает под данный случай. Контракт с руководителем администрации может быть расторгнут по соглашению сторон, которого не было, или в судебном порядке. Проигнорировано еще одно обстоятельство: в контракте указано, что глава администрации исполняет отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного само–управления субъектом РФ, проще говоря, третьей стороной договорных отношений выступает краевая исполнительная власть. К принятию оспариваемого решения Совета, говоря юридическим языком, эта сторона не привлекалась.

Что касается «обойденного» конкурсной комиссией Гасанханова, – который, следует пояснить, также, одновременно с Ериным, выставлял свою кандидатуру на замещение должности главы администрации района и теперь не устает доказывать неправильность избрания нынешнего руководителя исполнительной власти, – то ответ на этот вопрос есть вне зависимости от содержания «секретных материалов». И это было отмечено судом. Совет района может назначить из списка, представленного конкурсной комиссией, любое лицо, в том числе кандидата, не набравшего наибольшее количество баллов. Эта юридическая данность, содержащаяся в районном Положении о порядке проведения конкурса, противоречит выводам, указанным в протесте прокурора, который поторопился удовлетворить райсовет. Вопрос об отставке, следует заметить, на внеочередном заседании вообще рассматривался в спешном порядке, без должного, соответствующего серьезности ситуации, изучения всех обстоятельств дела, что подтвердили в суде депутаты и члены конкурсной комиссии. Начнем с того, что парламентарии не были ознакомлены с подлинными документами проведенной прокурорской проверки. Пытались узнать у автора протеста А. Хроменко, почему тот обратился не в суд, как предписывает закон, а напрямую в Совет, но вразумительного ответа не получили, кроме невнятного пояснения: мол, мой протест не отменит и сам Ю. Чайка (генеральный прокурор РФ. – Л. К.). Представителю закона депутаты поверили на слово и большинством голосов решение о расторжении контракта утвердили. Голосовать по–другому тем, кто сомневался в необходимости скорого суда, было проблематично. У глав сельсоветов, судя по всему, объединивших свои усилия против главы администрации, безусловно, есть рычаги воздействия на «своих» депутатов. Схема, напомню, такова: в представительный орган делегируются от каждого поселения глава сельсовета плюс два депутата.

Чтобы не утомлять читателя юридической казуистикой, следует, однако, добавить для ясности, что одним протестом прокурора дело не кончилось. Когда районный суд, а затем и кассационная инстанция решение Совета о расторжении контракта с Ериным признали незаконным, попытку убрать с должности главу администрации повторили – причем по тому же сценарию. И вновь Фемида в двух инстанциях назвала действия представительного органа незаконными.

Но это не остудило пыл представительной власти, настойчиво предпринимались другие попытки вынудить руководителя уйти. Например, распоряжением главы района принято решение лишить В. Ерина ежемесячных надбавок и дополнительных доплат, предусмотренных заключенным трудовым контрактом. А когда в Госинспекции труда в СК указали на нарушение трудовых прав «контрактника», глава района В. Романенко обратился в районный суд с заявлением об оспаривании этого предписания. На его неправоту указали две судебные инстанции – районная и краевая.

Надо сказать, что в судебной круговерти вокруг противостояния властей ориентироваться уже непросто. Скажем, на недавнем суде, заседание которого проходило как раз в день моего приезда в Курсавку, Ерину пришлось в очередной раз доказывать, что он не сидит сложа руки, а работает. Глава района В. Романенко вынес ему выговор за неисполнение обязанностей по утилизации твердых бытовых отходов. Материалы о проделанной на этой ниве работе на 40 страницах убедили суд, но не представительную власть. «Ругательным» распоряжениям и выговорам уже несть числа.

В качестве постскриптума к этой главке хотелось бы добавить: автор протеста прокуратуры А. Хроменко был уволен с должности с формулировкой «за нарушение присяги». «СП» интересовалась в краевой прокуратуре, за что отстранен их бывший работник. Ответили нам, не вдаваясь в подробности, так: за неоднократные «проколы» в работе. Г. Гасанханов же эту недобровольную отставку связывает непосредственно с историей с теми самыми «секретными материалами»: мол, пострадал за правду, дал огласку неудобным фактам. В прокуратуре такую оценку категорически отвергли.

А «секретные материалы» теперь хранятся в тайнике, как пояснили мне в райсовете. По моей просьбе Г. Гасанханов, сохраняя режим секретности, все же их показал. Пришлось, правда, подождать на улице, пока бумаги будут извлечены «из–под половицы». Опросные листы с баллами, подписями, словно карты из колоды, выкладывались передо мной с комментариями, подсчетами. Г. Гасанханов, как уже было сказано, и сам участвовал в том конкурсе на замещение должности главы администрации в числе трех кандидатов, побывав, кстати, прежде в роли члена комиссии, что тоже вызывает вопросы... По его оценке, обнаруженные им документы свидетельствуют о «фальсификации» результатов конкурсных заданий и несправедливом исключении его как набравшего самое высокое число баллов из списка претендентов.

Первый вопрос, который возник, когда стала анализировать весь объем информации, полученной во время моей командировки в район, – если бумаги такие ценные, то почему тайно хранятся. Ведь оценку им должны давать не главы сельсоветов, собравшиеся для беседы со мной, а правоохранительные органы? Поскольку ситуация уже оценена в суде, то какие сегодня могут быть разговоры на эту тему? И еще. Если ключи от сейфа попали в руки замглавы сразу после задержания Царева (май 2008 года. – Л. К.), то почему в прокуратуру за правдой Г. Гасанханов обратился только через год? Порывистостью натуры и правдолюбием такой пролонгированный во времени поступок назвать трудно. Хотя сам он, конечно, объясняет свое решение именно так: шок, поход в прокуратуру, протест прокурора... И наконец, как воспринимать в этом случае пояснения членов конкурсной комиссии, рассматривавших шансы претендентов и выбравших из трех претендентов двух для представления депутатам райсовета. Их оценки и показания в суде расходятся с извлеченными с большим опозданием на свет материалами.

Черная кошка

Наверное, читатель уже не раз задавался мыслью: какая черная кошка пробежала между представительной и исполнительной ветвями власти? А вот этот вопрос самый непростой. В. Ерин, например, объясняет это своим отказом в феврале 2008 года участвовать в одном щекотливом деле, решение по которому якобы просила «протолкнуть» группа товарищей, вроде бы связанная с его сегодняшними «гонителями». Свою позицию руководитель администрации района изложил в заявлениях на имя губернатора, в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по краю, где и называет конкретные фамилии. Речь, по его словам, шла о выделении большого куска земли и заключении многомиллиардного инвестиционного договора с некой бизнес–структурой. Ерин убежден, что сегодня пожинает плоды проявленной тогда принципиальности: ему пообещали, что работать он не будет.

Отправляясь в Курсавку, я первоначально рассчитывала, что беседа состоится непосредственно с главой района В. Романенко. А в итоге попала на «круглый стол» с участием руководителей примерно половины сельсоветов. Первыми скрипками в этом уважаемом собрании были заместитель председателя райсовета Г. Гасанханов (он также руководит Красноярским сельсоветом) и глава села Крымгиреевского В. Геращенко. Остальные больше поддакивали или просто слушали. Сам В. Романенко практически все время молчал.

– Ни одного суда мы не начинали, – пояснили мне. – Вместо того чтобы искать с нами общий язык, он (Ерин. – Л. К.) тяжбами занимается. А в районе все разваливается, безработица растет. Глава района вынес ему выговор, а он сразу в суд. А материалы конкурсной комиссии находятся у нас на ответственном хранении, за них даже деньги предлагали большие. Вот будет возбуждено уголовное дело, тогда и предоставим их. И будет большой политический скандал, потому что в работе комиссии принимали участие люди от краевой власти.

В целом от разговора осталось ощущение, что «вандея» глав сельсоветов крепко обиделась на краевую власть. Вот только за что? И откуда взялось утверждение, что на заседании Совета, на котором избрали В. Романенко, вице–премьер, куратор района Г. Ефремов угрожал какими–то карами за неправильный выбор? Я просмотрела видеозапись его речи и никаких жестких высказываний в адрес местной власти не обнаружила. Ну разве что за таковые сочли предложение прекратить ссору районного значения, поставив на должность нейтрального человека. С Дегтяревой работать не захотели, поскольку–де она не глава поселения и потому не понимает местных проблем. Зато, видимо, их хорошо видит когда–то проштрафившийся, с точки зрения, подчеркиваю, тех же депутатов, ныне действующий глава района? Нелогично как–то. Как и разговоры о патологической тяге В. Ерина к судебным тяжбам. А что было бы, если б не отбивался?

Соблюдать баланс властей – этот постулат российского законодательства никто не отменял. Само понятие «местное само–управление» не означает полную автономность от вертикали государственной власти. Но в Совете, видимо, однолинейно понимают 131–й закон. Как говорится, было бы чем гордиться при нашей–то бедности – район дотационный на 93%. А учитывая непреходящее состояние «окопной войны» в районной власти, которая не затихает уже без малого шесть лет, причем все это время с эпицентром в райсовете, то и улучшения экономической ситуации ожидать проблематично. Никто ведь не подсчитывал, сколько инвестиций за это время прошли мимо андроповской земли. Неэффективно, согласитесь, вовлекать район, где пылает междоусобица, в серьезные проекты. Хотя, по отзывам многих, эта земля богата и щедра и могла бы быть использована с большей отдачей.

Жаловались мне в Совете и на то, что их проверками замучили. Странная, на мой взгляд, претензия. Ведь поводов для тревоги здесь, по понятным причинам, достаточно. Вот выводы, сделанные контрольно–ревизионным управлением министерства финансов края, проверившим исполнение бюджетов муниципальных образований района в 2006–2008 годах. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности от года к году уменьшаются, что говорит о неэффективной работе глав поселений, отсутствии инициативы по повышению экономического потенциала территорий. Полномочия в сфере образования, ЖКХ, управления муниципальным имуществом по соглашениям переданы администрации района. Очень удобная рокировка – полномочий нет, денег нет, спрашивать не с кого. Зато штат поселковых администраций, где должности замещают порой члены одной семьи, «съедает» 30–40% бюджетных средств ряда поселений. Учитывая, что бюджеты дотационные, речь фактически идет о неэффективном использовании краевых средств.

Ответ на вопрос – почему нет мира между властями? – частично кроется и в заложенном 131–м законом противоречии. Во время беседы в райсовете эта мысль прозвучала так: «Один с полномочиями, другой с деньгами, вот народ и не понимает, кто главный». А если на двойственность законодательных формулировок наложить сложные межличностные отношения, старые счеты и новые обиды... – вот и факел, который трудно потушить.

* * *

А тем временем судебные решения продолжают не исполняться, при этом никто за это ответственности не несет. Группа депутатов продолжает конфликтовать с депутатами же избранным главой администрации, что вкупе с пренебрежением к мнению Фемиды остается хорошим горючим материалом для затягивания конфликта, который, к сожалению, имеет тенденцию разгораться. В итоге страдают не только те, кто находится на передовой противостояния: не легче всем жителям района, тщетно ожидающим благих перемен от слаженной работы ветвей власти.

«Привычка воевать»
Газета «Ставропольская правда»
12 марта 2010 года