Выставка художницы Риммы Дворянидовой из Ставрополя открылась в краевом изомузее
Я радуюсь и за Римму, и за всех нас, потому что впервые появился шанс в таком полном объеме увидеть творчество этой замечательной художницы, сказала, открывая выставку, директор изомузея Зоя Белая. Ранее она много раз участвовала в разных выставках, но эта первая персональная. Проработав более тридцати лет на родном Ставрополье, она тем не менее явно отличается от многих коллегземляков, сохраняя в себе то, что было заложено выдающимися педагогами Ярославского художественного училища, которое окончила Римма Николаевна.
А цветовая гамма, стоит согласиться с Зоей Белой, в работах Дворянидовой едва ли не главное действующее лицо. На первый, поверхностный взгляд, она не столь ярка и красочна, как это свойственно другим художникам, но впечатление от ее полотен оказывается куда более сильным. Разгадка, наверное, в особой, также всеми сразу отмечаемой, энергетике ее кисти. Стоя у картины, испытываешь некое буквально осязаемое «движение навстречу» картина словно встречает тебя. Откуда это чудо? Скорее всего, от того, что сам автор существует в постоянной и прочной гармонии с природой. Дворянидова неравнодушна ко всему живому, естественному, но обязательно прекрасному. И потому ее абсолютно непритязательные, нередко даже повторяющиеся композиционно пейзажи, ее «простенькие» с виду уличные зарисовки, ее чутьчуть наивные портретные работы все, без исключения, несут на себе отпечаток красоты и тепла. И, несомненно, великой любви к жизни, к миру, к человеку. Любви негромкой, но очень сильной. Это можно проследить даже в подчеркнутой простоте названий работ: «Белые дома», «В парке», «Ущелье», «За окном туман»... Кажется, ничего такого, однако почемуто вдруг захочется постоять, помолчать у скромнейшего, ничем не примечательного «Дома с красной крышей», попробовать «заглянуть» за распахнутую калитку террасы в «Конце сезона», погреться среди напоенных жарким полуденным солнцем ступенек в «Кривом переулке»... А уж женские портреты кисти Дворянидовой и вовсе нечто особенное. Причудливо сплелись в этой минигалерее восхищение, легкая ирония, добрый юмор и, конечно же, индивидуальный почерк мастера. Модели Дворянидовой, как правило, узнаваемы, но волшебной силой искусства знакомое лицо вдруг открывает чтото неожиданное, даже загадочное. Роскошный женский мир, представленный женской же рукой, тут вам и чары, и страсти, и нежность, и прелесть, и Бог знает что еще...
Следует воздать должное организаторам выставки и за то, что к ней подготовлен и издан специальный буклеткаталог. Интересную идею высказала, представляя издание, З. Белая (она же составитель), предложив краевой организации Союза художников совместно наладить выпуск целой серии таких буклетов под названием «Художники Ставрополья», создав таким образом летопись современного изоискусства края. Почему бы и нет?
Глядя на работы Риммы Дворянидовой, забываешь будничные заботы и проблемы и остро чувствуешь, что вообщето наша жизнь прекрасна! так сказала в своем приветствии героине дня заместитель министра культуры края Валентина Солонина. – А еще думаешь: да, слова живописец, педагог, творец мужского рода, но главная, глубинная их суть всетаки женская любовь, красота, душа, теплота... Все это дарит нам художница.
С чудесной драгоценной жемчужиной сравнил творчество Риммы Дворянидовой поздравивший ее от коллег по цеху председатель краевой организации Союза художников Сергей Паршин, проявив себя и галантным джентльменом, и вдохновенным поэтом:
Поток чистоты, исходящий от картин Риммы Дворянидовой, отражает саму ее душу чистую, тонкую, хрустальную... И мы среди этих картин словно вспоминаем, как хочется жить именно в таком добром, светлом пространстве! Я думаю, многие еще не раз придут на эту выставку, чтобы «покупаться» в ней, «полетать» среди этих холмов и деревьев, среди этих образов, почувствовать запечатленную высокую гармонию...
При том что училась Римма Дворянидова в старинном русском городе Ярославле, она коренная ставропольчанка, и этим много сказано. В том числе в ее привязанности и бесконечной любви к родным местам, отраженной на милых сердцу пейзажах озеро Сенгилеевское, Кравцово озеро, Татарка, хутор Молочный... А главным авторитетом в живописи для нее долгие годы был Виктор Чемсо знаковая фигура в истории изобразительного искусства края. И недаром В. Чемсо, рекомендуя свою ученицу для вступления в Союз художников, написал такие верные и сегодня слова: «...живописные работы Дворянидовой просты, но без упрощенности, в них явно выражена мысль и цветовой строй согласуется с содержанием». Очень точно уловил Мастер главное сама душа ее всю жизнь, неизменно «согласуется с содержанием», сохраняя верность себе.
Значительную, если не сказать огромную часть жизни Римма Николаевна провела в поездках на этюды и с товарищамиживописцами, и со своими учениками из художественного училища. Пленэр называет лучшим временем творчества, ведь там, в общении с природой, душа художника и сама распускается, как цветок под лучами весеннего солнца. Там все правда, искренность, там невозможно солгать, там нет зависти и злобы, там настоящая жизнь. Такая, какой она должна быть, а не той, какой пытается ее сделать «цивилизация».
У коллеги художницы, директора краевого училища искусств Аллы Чемсо творчество Риммы Дворянидовой ассоциируется с великим искусством эпохи Возрождения, при том что сама Римма человек вполне современный, но в душе ее живет то высокое и чистое, что отличало лучших представителей Ренессанса, сочетавших искренний наив с филигранным мастерством, добрый взгляд на мир с философскими раздумьями о смысле бытия. Суметь пронести это сквозь тернии жизни дар бесценный, редкий дар. А другой коллега тоже известный живописец и педагог Алексей Соколенко с нежностью вспоминает совместные с Дворянидовой походы на пленэры, восхищается ее мобильностью, радуется многолетней их дружбе. Все замечательные слова, сказанные в этот день художнице, несли на себе явный отпечаток ее благотворного влияния. Такой же доброй и светлой была и нежноозорная песенка ее любимых студентов.
... За окном темнел вечерний, непостоянный, порывистый март, новые «важные» дела звали в дорогу, а уходить не хотелось. Хотелось подолгу стоять то у одной, то у другой картины, «купаясь» в волнах источаемого ими тепла, впитывая их осязаемую и такую живую энергию. Как хорошо...
6 марта 2010 года