00:00, 5 февраля 2010 года

Судьба солдата Александра Коваленко

Тех испытаний, что пришлось пережить Александру Ивановичу, с лихвой хватило бы на десяток судеб. Родился он в селе Дивном, в те времена люди жили самостоятельно – работали на своих наделах, выращивали хлеб, держали хозяйство. Семья большая – восемь душ. С четырех лет Саша пас коров, в школу не ходил, а в 1928–м их семью раскулачили. По мнению ветерана, не из–за скотины да нескольких мешков муки, а из–за добротного дома в центре села. Выслали их на Северный Урал, а усадьбу заняли под правление.

Три года были они в изгнании, отец и Александр не оставляли надежды вывезти семью из голодных северных краев. Первый побег не удался, а второй стал успешным. Саша достал выдолбленный из дерева челнок – маленькую лодчонку, которая переворачивалась при малейшем неосторожном движении. На ней по реке добрался подросток до ближайшего поселка, раздобыл лодку побольше, в которую и погрузилась вся семья. По Оби и ее притокам сплавлялись беглецы ночами, а днем прятались. Чтобы прокормиться, ловили рыбу, собирали в лесу грибы да ягоды, а малые дети ходили в деревни просить хлеб.

– Бог нас тогда вел, – рассказывает Александр Иванович. – Помню, огромная щука выпрыгнула из воды и угодила прямо в лодку! Это было настоящее чудо, спасшее нас от голода.

…Вернулись Коваленко на Ставрополье, какое–то время переезжали из одного села в другое, пока в 1939 году не обосновались в Каменной Балке.

Александра призвали на фронт в сентябре 1941–го.

– Я этот день никогда не забуду, он был таким тяжелым. Неправда, что на фронт провожали с песнями и плясками под гармонь. На станции около эшелона, в который грузили новобранцев, такой вой стоял, такой крик! Это невозможно было выдержать! Когда поезд тронулся, одна женщина ухватилась за поручень, ее отбросило и ударило о какой–то столб, это была страшная картина…

Бабий нечеловеческий вой всю войну стоял в ушах солдата. Он попал на 1–й Украинский фронт. Зачислили в школу подготовки минометчиков и уже через месяц отправили на передовую.

– В первый раз меня ранило в феврале 42–го, осколок попал в грудь, впился прямо в ребро, его вытащили быстро, перебинтовали, и я вернулся в свой полк. А вот второе ранение было посерьезнее…

В августе 44–го шли бои в предгорьях Карпат. В лесу, среди деревьев, стояли минометные орудия. Раненого Александра усадили под огромным дубом. В ствол то и дело попадали пули и осколки снарядов, а он сидел, хранимый вековым деревом, и боялся пошевелиться, а потом впал в забытье. Очнулся ночью, когда бой уже закончился, и услышал немецкую речь. Куда делись все его товарищи, он понять не мог. Немцы прочесывали лес...

– Я так испугался, что здесь сейчас вот так и сгину, что даже родители не узнают, где я погиб. Наверное, Бог опять спас меня тогда, – вздыхает ветеран.

Фашисты не дошли до него метров десять. Чтобы вновь не потерять сознание, как только голоса врагов затихли, он пополз, куда – не знал и сам.

В медсанбат солдат попал с такой потерей крови, что там не могли даже взять анализ для определения группы. «Вливать будем первую!» – заключил доктор. Врачи копались в теле солдата, крепко привязанного к операционному столу, – ткани не резали, а разрывали, чтобы потом быстрее срастались. И все это происходило без наркоза!

После операции увидел минометчик записку от девушки: «Хочу знать, кому влили мою кровь, кто стал мне кровным братом». До сих пор сокрушается ветеран, что не нашел ее, не поблагодарил. А еще по сей день носит он под сердцем осколок, который доктора так и не смогли достать.

После госпиталя Александр Коваленко попал в штаб полка, располагавшийся в Кировограде. Там и встретил он победу.

– Сколько лет я прожил, а счастливее дня 9 Мая 1945 года в моей судьбе не было! Я как раз в карауле стоял – на охране знамени полка. А рядом, в офицерской столовой, радио работало. Слышу голос Левитана: «Германия капитулировала!». Сначала подумал: почудилось мне. Через дорогу, в другом здании, был полк расквартирован, оттуда сразу шум, гам, выстрелы, крики «Победа!». Люди на улицу выскакивали, обнимались, целовались, радовались так, что дух захватывало! Женщины мимо пробегали – кинулись ко мне с поздравлениями, а я, как в бреду, кричу: «Я на посту!». Тут же сразу митинг собрался, командование стало речи произносить. Это было всеобщее счастье – для всех, для всей страны.

Вернувшись в начале 1947 года домой, в село Каменная Балка, бывший минометчик женился, но семейное счастье его было недолгим – жена умерла при родах. Со второй своей супругой Марией Федоровной прожили они вместе 57 лет, воспитали двух дочерей – Валентину и Любовь. И трудовой путь выбрал себе Александр Коваленко самый мирный – более сорока лет проработал он в местном совхозе бухгалтером.

Только один раз, спустя семьдесят лет, ездил ветеран в Дивное, чтобы посмотреть на свой родной дом, но на его месте стоял трехэтажный почтамт… Сейчас у Александра Ивановича размеренная спокойная жизнь, в любви и уважении живет он у своей внучки Саиды. У него большая семья – четверо внуков и столько же правнуков.

Благодарненский район.

Надежда БАБЕНКО, Алла АБАСТОВА