Перевозка пассажиров легковыми такси в Ставрополе не контролируется
Табель о рангах
Современные пассажирские перевозки стали притчей во языцех, в плохом смысле этого слова. Причин тому много. И самое печальное, что в погоне за заработками на десятый план отодвигается безопасность. Подтверждение тому бесчисленные аварии с участием частников.
На сегодняшний день таксистов можно разделить на три условные категории. Первая – «белые», т. е. официально работающие на фирму. Узнать их легко: как правило, это автомашины с цветографическим логотипом фирмы «на борту», оборудованные не только «шашечками», но и таксометром, радиосвязью. На видном месте в салоне – «визитная карточка», на которой указаны не только Ф. И. О. водителя, но и реквизиты–контакты предприятия. При приеме на работу у водителей проверяют навыки вождения и стаж, состояние здоровья, а также всю «подноготную» – в частности, есть ли в послужном списке кандидата ДТП.
Вторая категория – «серые» таксисты. То есть те, кто вроде бы трудится от имени какой–нибудь фирмы, однако полностью назвать их «легальными таксистами» язык не поворачивается. Это наемная рабочая сила, которую набирают в погоне за прибылью не слишком щепетильные работодатели. Устроиться работать в такую фирму проще простого даже человеку без необходимого водительского стажа.
Ну и третья, пожалуй, самая бесшабашная братия – «черные таксисты», попросту частники, в свободное от работы время занимающиеся извозом. Из всех таксистских атрибутов у них — только «шашечка» на крыше авто.
На работу как на праздник
Недавно в Георгиевском районе на пешеходном переходе была сбита школьница. Водитель с места ДТП скрылся. Когда его разыскала милиция, оказалось, что виновник аварии – молодой человек, получивший водительское удостоверение меньше двух лет назад. Кто и как принимал его, не имеющего даже необходимого водительского стажа для перевозки людей, на работу, остается загадкой. Впрочем, особой головоломки здесь нет: алчные фирмы готовы принять на работу кого угодно, лишь бы процент от выручки «отстегивал». За примером далеко ходить не надо. Недавно в ставропольских СМИ появилось рекламное объявление одной из фирм–перевозчиков следующего содержания: «Приглашаем водителей. Абсолютно свободный график без абонплаты! С вас — наличие мобильника и всего 5% с заказа на фирму!». Судя по содержанию объявления, фирма была готова брать водителем такси первого встречного. Журналист «СП» позвонил по объявлению и представился претендентом на работу.
Корр.: – Здравствуйте, хотелось бы узнать подробнее об условиях.
Секретарь: – Свободный график, без абонентской платы, пять процентов с заказа, который дает таксисту оператор. Чтобы устроиться на работу, нужны водительское удостоверение, паспорт гражданина России, техпаспорт на машину, 400 рублей – залоговая стоимость атрибутики, 500 рублей на предоплату заказов и мобильный телефон, поддерживающий Интернет.
Корр.: – Справка о здоровье требуется?
Секретарь: – Справка о здоровье или техническом состоянии автомобиля не требуется. Потом вы заключите договор на нашей СТО – будет проводиться предрейсовый осмотр.
Корр.: – В других фирмах условие такое – техосмотр машины и медосмотр проводится ежедневно. У вас так же?
Секретарь: – Нет, вы будете проходить осмотр максимум раз в неделю.
Корр.: – У меня есть сын, у него стажа водительского меньше двух лет, он бы тоже пошел работать. Таких берут?
Секретарь: – Со стажем до двух лет вообще–то не берут, но... обратитесь к руководителю. Он уже будет решать.
Корр.: – Соцпакет есть?
Секретарь: – Социального пакета никакого не предоставляется.
Вывод неутешителен: к человеку и его авто, которым доверяют возить людей, а значит, отвечать за их жизнь и здоровье, предъявляется минимум требований. Потому–то спокойно рассекают по городу такси, некогда называвшиеся автомобилями: «Волги» с подбитым гвоздями днищем или ржавые «копейки», провонявшие всевозможными неприятностями частного извоза. Впрочем, подозреваю, и ответственность, если случись что, фирма на себя брать не будет – крайним окажется наемный водила.
На дороге – камикадзе
А меж тем, по закону, водители автомобилей относятся к числу работников, чей труд носит характер повышенной опасности. Потому к режиму их труда и отдыха предъявляются особые требования. О них рассказала медработник с 30–летним стажем одного из предприятий краевого центра, «специализирующаяся» на допуске водителей к работе Галина Суходолова:
– Существует Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», которым обязательно должны руководствовать все работодатели. В частности, для водителей устанавливается 40–часовая продолжительность рабочей недели (кроме «дальнобойщиков» и вахтовиков). После управления автомобилем в течение четырех часов водитель должен сделать перерыв, при продолжительности рабочей смены более 8 часов предоставляются два перерыва.
Ну и, скажите, кто из «серых» и «черных» таксистов выполняет эти требования? Да никто! «Бомбят» и по 12, и по 14 часов в сутки, в погоне за большим количеством клиентов пренебрегая качеством и безопасностью проезда. Одна моя знакомая, поймав глубокой ночью такого вот «бомбилу», задремала на заднем сиденье. Проснулась от резкого скрежета: лавируя среди припаркованных машин во дворе ее высотки, таксист попросту не вписался и прочертил царапину по двери одной из машин. Девушка упала на сиденье, а сверху на нее посыпались осколки разбитого стекла. Водитель же и ухом не повел — привык так ездить, понимаешь...
Вторая моя приятельница едва не поплатилась жизнью, сев в машину с «шашечками», причем в не «пойманную» на дороге, а вызванную из фирмы. На оживленном перекрестке водитель стал терять сознание и едва не «протаранил» металлическое ограждение. ЧП удалось избежать чудом, лишь благодаря позднему времени и тому, что городские дороги были относительно пусты. Очухавшись, водила поведал зеленой от страха пассажирке, что такое с ним бывает — мол, последствия недавно перенесенного инсульта.
А один из авторов этих строк лично знаком с запойным алкоголиком, ударно трудящимся в одной из таксомоторных фирм. Когда у Жорика наступает «пьяная полоса» и он пару дней не выходит на линию, приезжает его хозяин и с помощью затрещин приводит в чувство. И если Жорик способен стоять на ногах, то покорно садится за руль и едет. Комментарии, как говорится, излишни...
Вези меня, извозчик
К сожалению, перевозку пассажиров легковыми такси по большому счету никто не контролирует. 14 февраля 2009 года вышло постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», которое четко регламентирует требования, предъявляемые к автомобилям с «шашечками», и к их водителям, и к фрахтовщикам, то есть предприятиям, нанимающим таксистов. Но исполнять требования этого постановления почему–то никто особо не спешит. Разговоры о необходимости ужесточить правила игры на рынке пассажироперевозок так и остаются разговорами. Контроль со стороны руководителей таксомоторных фирм вряд ли когда–либо будет жестким по причине их заинтересованности в результатах работы конкретного водителя, а рекомендации Госавтоинспекции главам администраций муниципальных образований в деле обеспечения муниципального контроля за пассажироперевозчиками малоэффективны, поскольку носят именно рекомендательный характер. Нет рычага воздействия на «автошашки» и у милиции: инспектор может проверить у таксиста только наличие документов на установленную в автомобиле радиостанцию и лицензию фирмы–перевозчика, ну и стандартные документы: водительские права, техпаспорт, страховку.
Так неужели ничего нельзя сделать? Оказывается, можно, было бы желание. В столице, к примеру, создали специальный реестр «Московского городского такси». Чтобы войти в него, компания должна соответствовать ряду требований: в автомобиле должны быть счетчики, детские автокресла, водители обязаны знать русский язык, ориентироваться в Москве и обеспечивать регулярное техобслуживание авто. Ситуация же, к примеру, в Ставрополе, далека от подобного совершенства. Как сообщила главный специалист по работе со СМИ комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Инна Намм, в ближайшем будущем чиновники только планируют приступить к урегулированию этой сферы деятельности. А простым горожанам до принятия хоть каких–либо мер только и остается ездить на такси и бояться…Недаром же в салонах некоторых наемных машин красуется стикер: «Пять минут страха, и ты уже дома!».
27 января 2010 года