00:00, 15 января 2010 года

Как Невинномысск стал центром мультипликации

Пример тому – творчество студентов инженерно–педагогического факультета Невинномысского государственного гуманитарно–технического института Сергея Тищенко и Анны Курилковой. Эти старшекурсники – члены арт–студии «Дебют», созданной на факультете в 2007 году. Объединила студия, ставшая вскоре частью научного студенческого общества «РОСТ», ребят ищущих, творческих, инициативных. Будущие преподаватели дизайна талантливы во многих сферах. Например, Сергей Тищенко увлекается графикой, портретом. Анна Курилкова – акварелью. А еще сама придумала синтетический жанр, которому и названия–то пока нет. В нем использовано сразу несколько техник.

Ну а производство анимационных фильмов началось с обыкновенных… табуреток. Именно на них установили начинающие художники ширму–экран. Рядом поставили мощную лампу, из обыкновенного пластилина вылепили мульт–персонажей… И вперед – за работу! Кропотливую, сложную, но такую благодарную.

Кстати, для скептиков, считающих анимацию делом легковесным, особо напомним, что сам принцип мультипликации был найден задолго до изобретения братьями Люмьер кинематографа. Бельгийский физик Жозеф Плато, австрийский профессор–геометр Симон фон Штампфер и другие ученые и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света — фонарь. А 30 августа 1877 года считается днем рождения рисованной мультипликации — было запатентовано изобретение ученого Эмиля Рено. Позже появилась пластилиновая анимация. Здесь фильмы делаются путем покадровой съемки пластилиновых объектов с модификацией, то есть изменением в промежутках между кадрами.

За каждой минутой фильма, созданного невинномысскими мультипликаторами, – несколько дней работы. И дело не только в технической стороне вопроса. Самое сложное, как признаются Сергей и Анна, – вдохнуть душу, жизнь в пластилиновых героев. Не зря ведь термин animation с французского переводится как «оживление, одушевление».

Вот что говорит наставник создателей мультстудии, член Союза художников России, доцент кафедры инженерно–педагогических дисциплин НГГТИ Анатолий Енник:

– Ребята очень ревностно относятся к плодам своего труда. В святая святых – творческую «кухню» – даже мне, руководителю изостудии, не всегда позволено заглянуть. И я нисколько не в обиде, так как молодых художников прекрасно понимаю. Ведь порой слово, замечание, сказанное мимоходом, может негативно сказаться на результатах труда. Никоим образом нельзя навязывать даже исподволь свое видение художественного решения.

В творческом багаже Сергея и Анны уже несколько работ. Творчество невинномысцев отмечено победой в конкурсе, проходившем в рамках межрегионального фестиваля «Счастливая семья – процветающее Отечество».

Словами работы молодых мастеров описать трудно. Меня, например, особо впечатлил один небольшой ролик. Сюжет его вкратце таков: идут первые часы и дни после сотворения мира. В хаосе голых скал встречаются Он и Она. А потом из маленького шарика–комочка зарождается новая жизнь. И вот их уже трое в огромном мире: родители и ребенок. Такой фильм – философский, серьезный – назвать легковесным словом «мультик» даже язык не поворачивается…

Невинномысск.

«Мультики на табуретке»
Газета «Ставропольская правда»
15 января 2010 года