«Ставропольская правда» выходит под таким названием с января 1943 года
Уместно будет напомнить, что «Ставрополка» ведет свой отсчет с 31 июля 1917 года. С начала создания у газеты были разные названия. Первое, пожалуй, самое романтичное – «Заря свободы», вскоре замененное на суховато–строгое «Известия Совета народных комиссаров Ставропольской губернии». Затем – чеканное «Власть труда», отразившее главное идеологическое направление. После ухода из Ставрополя Добровольческой белой армии газета, пробыв два месяца «Красной звездой», стала именоваться «Властью Советов». Это был орган Ставропольского Революционного комитета и Губернского Бюро РКП(б). Образование в 1934 году Кавказского края послужило причиной тому, что издание стало выходить под именем «Северо–Кавказский край». В 1937–м его переименовали в Орджоникидзевский, и газета соответственно превратилась в «Орджоникидзевскую правду» – орган Орджоникидзевского крайкома ВКП(б) и крайисполкома. Под этим названием она выходила до оккупации края гитлеровцами. В январе 1943 года освобожденный край переименован в Ставропольский, а газета, понятное дело, стала «Ставропольской правдой». Вот так мы добрались, наконец, до столь знакомого ныне всем бренда.
Вновь сформированному коллективу редакции сразу пришлось столкнуться с большими трудностями. Полностью была разрушена издательская база. До войны газета печаталась в типографии «Пролетарий», располагавшейся на пересечении нынешних проспекта К. Маркса и улицы Р. Люксембург. Во время оккупации в Ставрополе выходила газета «Ставропольское слово», переименованная потом в «Утро Кавказа». Победно–пропагандистские реляции германского командования, пафос по поводу грядущего «освобождения от большевистского ига», портреты Гитлера, карикатуры на Сталина, Черчилля, Рузвельта – вот что видим на страницах подшивки, сохранившейся в Государственном архиве Ставропольского края. Редактором этого издания был Борис Ширяев (сейчас известен как автор книги «Неугасимая лампада» о Соловках), который покинул город с отступившими немцами. Вскоре после освобождения в «Ставропольской правде» под рубрикой «Из зала суда» будет напечатан материал о процессе над одним из журналистов, прославлявшим оккупационный режим. Военный трибунал приговорил его к высшей мере наказания.
При отступлении немцев типография была сожжена. Поэтому и удивляет, как оперативно сработали журналисты и печатники города, едва поправлявшегося после нанесенных ран. В архиве подшивка «Ставрополки» 43–го сохранилась, начиная лишь с третьего номера, датированного 28 января. Весьма скромный по нынешним меркам выпуск выглядит как многотиражный листок. Подписал его «за редактора» Р. Саренц. В выходных данных адрес: Ставрополь, издательство газеты «Ставропольская правда», пр. Сталина, 35. Тематика продиктована суровым военным временем. Открывается номер сообщением сводки Совинформбюро: «27 января войска Северо–Кавказского фронта овладели районным центром и железнодорожной станцией Александровская, крупными населенными пунктами – Егорлык, Расшеватская, Григорополисская, Отрадно–Ольгинская и железнодорожной станцией Григорополисская». На второй полосе перепечатка из красноармейской газеты «Вперед» – очерк С. Микульшина «Здравствуй, Кубань!» о бойце Иване Кочуре, заметка об открытии школ в Пятигорске. И скорбное извещение: «...на Комсомольской горке состоятся похороны жертв немецких оккупантов».
Из очередного номера, вышедшего уже форматом нынешней районки, узнаем: «Рабочие типографии и издательства с большим энтузиазмом, с первых же дней освобождения города от оккупантов, приступили к извлечению из–под развалин разрушенного здания типографии печатных машин, станков, шрифта, ценных деталей и другого имущества. За этот короткий промежуток времени ими выявлены и уже используются на работе две машины–американки, ремонтируется и в ближайшее время будет пущена в ход плоская машина. Среди хлама и мусора обнаружено и извлечено большое количество типографской краски и ряд других ценных материалов».
Со 2 февраля газету подписывает ответственный редактор Сергей Огурцов, возглавлявший редакцию до ноября 1943 года – журналист с немалым, еще довоенным, опытом работы в газетах Ярославской, Ивановской областей. В августе 1936 года он был послан отделом печати ЦК ВКП(б) на Северный Кавказ, сотрудничал во «Власти Советов», а в декабре 1941 года утвержден ответственным редактором «Орджоникидзевской правды».
На первом месте в номерах «Ставрополки» за 1943 год, естественно, сводки с фронтов – о победах советских войск под Сталинградом, Ржевом, Курском, Белгородом.
А мирную жизнь надо было налаживать. Отступая, гитлеровцы многое разрушили. Корреспонденты сообщали об открывающихся школах, детских садах, лечебных учреждениях, готовящихся к пуску заводах, электростанциях, просто об очистке родного города от мусора и грязи. Появились объявления о возобновлении учебной и научной деятельности в ставропольских педагогическом и медицинском институтах.
Передовая статья 13 февраля призывала: «Построим колонну боевых машин!». В ответ на этот призыв в городах и селах развернулся сбор средств на танковое подразделение «Ставропольский колхозник», позже на бронепоезд «Комсомолец Ставрополья», авиазвено самолетов «Пионер Ставрополья». К 25–летию Красной Армии и Военно–морского флота на всех предприятиях и в учреждениях готовились подарки фронтовикам. Трогательный штрих того времени: сотрудники краевого музея приняли решение – каждому сшить или связать для бойцов и командиров цветную сумку, в нее будут помещены вышитый носовой платок и сдобные изделия собственной выпечки. А еще – письмо, адресованное красноармейцу. Все это мы знаем сегодня благодаря журналистам «Ставрополки».
В газете были популярными рубрики: «Подвиги наших земляков», «Письма с фронта», «Все для фронта, все для победы!». О том, что волновало тогда ставропольцев, говорят и заголовки: «Дадим хлеб и овощи фронту», «Забота о раненых бойцах», «Курорты оживают», «Поможем семьям фронтовиков»… А решать задачи, отраженные в лозунгах, должны были в первую очередь женщины. Их, как и в начале войны, призывали овладевать мужскими профессиями, военными специальностями, идти на руководящую работу, заботиться о детях–сиротах.
В рубрике «Не забудем, не простим!» печатались письма читателей о злодеяниях немецко–фашистских захватчиков. Этой теме посвящен и написанный по свежим следам, построенный на рассказах очевидцев очерк журналиста И. Егорова «Гитлеровская пекарня» – страшная правда о зверствах гестапо в Пятигорске. «Пекарней» цинично прозвали гитлеровцы грузовой автомобиль с крытым кузовом. Он был гордостью гестаповцев, очевидно, как «новинка» человекоистребительной техники. В кузов втискивали обычно два–три раза в день по 30–35 человек женщин и детей (мужчин вывозили на расстрел). Включался мотор, подающий газ. В течение семи минут слышались душераздирающие крики и стоны, затем все стихало. «Капут! Испеклись», – констатировали убийцы...
На страницах «Ставропольской правды» появляются и фельетоны. Чаще они принадлежали перу уже упомянутого И. Егорова. С 1940 года он был ответственным секретарем Союза писателей СССР по Ставропольскому краю и сотрудничал в газетах и на краевом радио. В одном из его фельетонов – «Фрау напрокат», подписанном псевдонимом И. Чилим, клеймится позором «фрау Настья», сожительствовавшая с немецким обер–ефрейтором, забыв мужа, старшего лейтенанта Красной Армии.
Газета рассказывала, что залечивать военные раны Ставрополью помогал Азербайджан, откуда присылали собранные людьми предметы первой необходимости, хозяйственный инвентарь, книги, семена и прочее. Кстати, из Баку привезли и ротационную печатную машину, давшую возможность выпускать «Ставропольскую правду» тиражом дооккупационного периода. С августа газета стала выходить современным форматом.
Начала налаживаться и культурная жизнь. К Дню Красной Армии в краевом музее открылась выставка «Героическое прошлое русского народа». В картинах, картах, художественных плакатах показывались времена Александра Невского, борьба Руси с ливонскими рыцарями, польскими интервентами, победные битвы Александра Суворова. Особый раздел посвящался Отечественной войне 1812 года.
Коллектив крайдрамтеатра еще оставался в эвакуации в далеком сибирском Минусинске. Но уже давали спектакли вновь открывшиеся городской драматический театр и театр музыкальной комедии. В газете появились рецензии Гр. Раскина на постановки по пьесам «Без вины виноватые» А. Островского, «Разлом» Б. Лавренева, «Парень из нашего города» и «Русские люди» К. Симонова. В афише музкомедии – «Веселая вдова», «Мадемуазель Нитуш», «Свадьба Марион». На посевной выступали бригады артистов краевой филармонии. Раскрыли двери кинотеатры «Гигант» и «Октябрь». Первыми демонстрировались фильмы: «Партбилет», «Моряки», «Профессор Мамлок», «Чапаев», позже «Машенька», «Два бойца», «Светлый путь», зарубежные ленты: «В старом Чикаго», «Очарован тобой», «Леди Гамильтон».
В июне 1943 года редакция «Ставропольской правды» и оргбюро Союза писателей СССР по Ставропольскому краю объявили литературный конкурс на лучший рассказ, очерк, поэму, стихотворение, народное сказание на тему, связанную с войной. Первая премия – 2000, вторая – 1500, третья – 800 рублей. По итогам первое место получил рассказ И. Чумака «Мать». Илья Чумак – еще один автор «Ставрополки», ставший впоследствии известным писателем. Его сборниками «Атака», «Степная легенда», «Марьины колодцы» и другими зачитывались современники. А вот выиграв упомянутый конкурс, И.Чумак получил... выговор. Партийные органы признали его рассказ «Мать» политически вредным! Пострадал и подписавший газетный номер и.о. редактора П. Н. Омилянчук, который был в жюри конкурса. Ему поставили «на вид».
Между тем рассказ И. Чумака, напечатанный в газете, безусловно, заслуживал премии. И сегодня трудно удержаться от слез, читая о женщине, которая, не зная о пришедшей на сына похоронке, материнским сердцем почувствовала его гибель. Политическая вредность состояла лишь в том, что в повествовании «старушка ходила в церковь помолиться». Такие были времена.
Листая пожелтевшие страницы, словно погружаешься в атмосферу послеоккупационного Ставрополя: радостную от того, что край освобожден от врага, и тревожную, потому что сражение еще не закончено. Отдаешь должное журналистам, которые писали эту летопись далеких военных лет.
Елена Громова. Сотрудник Государственного архива Ставропольского края.
13 января 2010 года