00:00, 13 января 2010 года

«Ставропольская правда» выходит под таким названием с января 1943 года

Уместно будет напомнить, что «Ставрополка» ведет свой отсчет с 31 июля 1917 года. С начала создания у газеты были разные названия. Первое, пожалуй, самое романтичное – «Заря свободы», вскоре замененное на суховато–строгое «Известия Совета народных комиссаров Ставропольской губернии». Затем – чеканное «Власть труда», отразившее главное идеологическое направление. После ухода из Ставрополя Добровольческой белой армии газета, пробыв два месяца «Красной звездой», стала именоваться «Властью Советов». Это был орган Ставропольского Революционного комитета и Губернского Бюро РКП(б). Образование в 1934 году Кавказского края послужило причиной тому, что издание стало выходить под именем «Северо–Кавказский край». В 1937–м его переименовали в Орджоникидзевский, и газета соответственно превратилась в «Орджоникидзевскую правду» – орган Орджоникидзевского крайкома ВКП(б) и крайисполкома. Под этим названием она выходила до оккупации края гитлеровцами. В январе 1943 года освобожденный край переименован в Ставропольский, а газета, понятное дело, стала «Ставропольской правдой». Вот так мы добрались, наконец, до столь знакомого ныне всем бренда.

Вновь сформированному коллективу редакции сразу пришлось столкнуться с большими трудностями. Полностью была разрушена издательская база. До войны газета печаталась в типографии «Пролетарий», располагавшейся на пересечении нынешних проспекта К. Маркса и улицы Р. Люксембург. Во время оккупации в Ставрополе выходила газета «Ставропольское слово», переименованная потом в «Утро Кавказа». Победно–пропагандистские реляции германского командования, пафос по поводу грядущего «освобождения от большевистского ига», портреты Гитлера, карикатуры на Сталина, Черчилля, Рузвельта – вот что видим на страницах подшивки, сохранившейся в Государственном архиве Ставропольского края. Редактором этого издания был Борис Ширяев (сейчас известен как автор книги «Неугасимая лампада» о Соловках), который покинул город с отступившими немцами. Вскоре после освобождения в «Ставропольской правде» под рубрикой «Из зала суда» будет напечатан материал о процессе над одним из журналистов, прославлявшим оккупационный режим. Военный трибунал приговорил его к высшей мере наказания.

При отступлении немцев типография была сожжена. Поэтому и удивляет, как оперативно сработали журналисты и печатники города, едва поправлявшегося после нанесенных ран. В архиве подшивка «Ставрополки» 43–го сохранилась, начиная лишь с третьего номера, датированного 28 января. Весьма скромный по нынешним меркам выпуск выглядит как многотиражный листок. Подписал его «за редактора» Р. Саренц. В выходных данных адрес: Ставрополь, издательство газеты «Ставропольская правда», пр. Сталина, 35. Тематика продиктована суровым военным временем. Открывается номер сообщением сводки Совинформбюро: «27 января войска Северо–Кавказского фронта овладели районным центром и железнодорожной станцией Александровская, крупными населенными пунктами – Егорлык, Расшеватская, Григорополисская, Отрадно–Ольгинская и железнодорожной станцией Григорополисская». На второй полосе перепечатка из красноармейской газеты «Вперед» – очерк С. Микульшина «Здравствуй, Кубань!» о бойце Иване Кочуре, заметка об открытии школ в Пятигорске. И скорбное извещение: «...на Комсомольской горке состоятся похороны жертв немецких оккупантов».

Из очередного номера, вышедшего уже форматом нынешней районки, узнаем: «Рабочие типографии и издательства с большим энтузиазмом, с первых же дней освобождения города от оккупантов, приступили к извлечению из–под развалин разрушенного здания типографии печатных машин, станков, шрифта, ценных деталей и другого имущества. За этот короткий промежуток времени ими выявлены и уже используются на работе две машины–американки, ремонтируется и в ближайшее время будет пущена в ход плоская машина. Среди хлама и мусора обнаружено и извлечено большое количество типографской краски и ряд других ценных материалов».

Со 2 февраля газету подписывает ответственный редактор Сергей Огурцов, возглавлявший редакцию до ноября 1943 года – журналист с немалым, еще довоенным, опытом работы в газетах Ярославской, Ивановской областей. В августе 1936 года он был послан отделом печати ЦК ВКП(б) на Северный Кавказ, сотрудничал во «Власти Советов», а в декабре 1941 года утвержден ответственным редактором «Орджоникидзевской правды».

На первом месте в номерах «Ставрополки» за 1943 год, естественно, сводки с фронтов – о победах советских войск под Сталинградом, Ржевом, Курском, Белгородом.

А мирную жизнь надо было налаживать. Отступая, гитлеровцы многое разрушили. Корреспонденты сообщали об открывающихся школах, детских садах, лечебных учреждениях, готовящихся к пуску заводах, электростанциях, просто об очистке родного города от мусора и грязи. Появились объявления о возобновлении учебной и научной деятельности в ставропольских педагогическом и медицинском институтах.

Передовая статья 13 февраля призывала: «Построим колонну боевых машин!». В ответ на этот призыв в городах и селах развернулся сбор средств на танковое подразделение «Ставропольский колхозник», позже на бронепоезд «Комсомолец Ставрополья», авиазвено самолетов «Пионер Ставрополья». К 25–летию Красной Армии и Военно–морского флота на всех предприятиях и в учреждениях готовились подарки фронтовикам. Трогательный штрих того времени: сотрудники краевого музея приняли решение – каждому сшить или связать для бойцов и командиров цветную сумку, в нее будут помещены вышитый носовой платок и сдобные изделия собственной выпечки. А еще – письмо, адресованное красноармейцу. Все это мы знаем сегодня благодаря журналистам «Ставрополки».

В газете были популярными рубрики: «Подвиги наших земляков», «Письма с фронта», «Все для фронта, все для победы!». О том, что волновало тогда ставропольцев, говорят и заголовки: «Дадим хлеб и овощи фронту», «Забота о раненых бойцах», «Курорты оживают», «Поможем семьям фронтовиков»… А решать задачи, отраженные в лозунгах, должны были в первую очередь женщины. Их, как и в начале войны, призывали овладевать мужскими профессиями, военными специальностями, идти на руководящую работу, заботиться о детях–сиротах.

В рубрике «Не забудем, не простим!» печатались письма читателей о злодеяниях немецко–фашистских захватчиков. Этой теме посвящен и написанный по свежим следам, построенный на рассказах очевидцев очерк журналиста И. Егорова «Гитлеровская пекарня» – страшная правда о зверствах гестапо в Пятигорске. «Пекарней» цинично прозвали гитлеровцы грузовой автомобиль с крытым кузовом. Он был гордостью гестаповцев, очевидно, как «новинка» человекоистребительной техники. В кузов втискивали обычно два–три раза в день по 30–35 человек женщин и детей (мужчин вывозили на расстрел). Включался мотор, подающий газ. В течение семи минут слышались душераздирающие крики и стоны, затем все стихало. «Капут! Испеклись», – констатировали убийцы...

На страницах «Ставропольской правды» появляются и фельетоны. Чаще они принадлежали перу уже упомянутого И. Егорова. С 1940 года он был ответственным секретарем Союза писателей СССР по Ставропольскому краю и сотрудничал в газетах и на краевом радио. В одном из его фельетонов – «Фрау напрокат», подписанном псевдонимом И. Чилим, клеймится позором «фрау Настья», сожительствовавшая с немецким обер–ефрейтором, забыв мужа, старшего лейтенанта Красной Армии.

Газета рассказывала, что залечивать военные раны Ставрополью помогал Азербайджан, откуда присылали собранные людьми предметы первой необходимости, хозяйственный инвентарь, книги, семена и прочее. Кстати, из Баку привезли и ротационную печатную машину, давшую возможность выпускать «Ставропольскую правду» тиражом дооккупационного периода. С августа газета стала выходить современным форматом.

Начала налаживаться и культурная жизнь. К Дню Красной Армии в краевом музее открылась выставка «Героическое прошлое русского народа». В картинах, картах, художественных плакатах показывались времена Александра Невского, борьба Руси с ливонскими рыцарями, польскими интервентами, победные битвы Александра Суворова. Особый раздел посвящался Отечественной войне 1812 года.

Коллектив крайдрамтеатра еще оставался в эвакуации в далеком сибирском Минусинске. Но уже давали спектакли вновь открывшиеся городской драматический театр и театр музыкальной комедии. В газете появились рецензии Гр. Раскина на постановки по пьесам «Без вины виноватые» А. Островского, «Разлом» Б. Лавренева, «Парень из нашего города» и «Русские люди» К. Симонова. В афише музкомедии – «Веселая вдова», «Мадемуазель Нитуш», «Свадьба Марион». На посевной выступали бригады артистов краевой филармонии. Раскрыли двери кинотеатры «Гигант» и «Октябрь». Первыми демонстрировались фильмы: «Партбилет», «Моряки», «Профессор Мамлок», «Чапаев», позже «Машенька», «Два бойца», «Светлый путь», зарубежные ленты: «В старом Чикаго», «Очарован тобой», «Леди Гамильтон».

В июне 1943 года редакция «Ставропольской правды» и оргбюро Союза писателей СССР по Ставропольскому краю объявили литературный конкурс на лучший рассказ, очерк, поэму, стихотворение, народное сказание на тему, связанную с войной. Первая премия – 2000, вторая – 1500, третья – 800 рублей. По итогам первое место получил рассказ И. Чумака «Мать». Илья Чумак – еще один автор «Ставрополки», ставший впоследствии известным писателем. Его сборниками «Атака», «Степная легенда», «Марьины колодцы» и другими зачитывались современники. А вот выиграв упомянутый конкурс, И.Чумак получил... выговор. Партийные органы признали его рассказ «Мать» политически вредным! Пострадал и подписавший газетный номер и.о. редактора П. Н. Омилянчук, который был в жюри конкурса. Ему поставили «на вид».

Между тем рассказ И. Чумака, напечатанный в газете, безусловно, заслуживал премии. И сегодня трудно удержаться от слез, читая о женщине, которая, не зная о пришедшей на сына похоронке, материнским сердцем почувствовала его гибель. Политическая вредность состояла лишь в том, что в повествовании «старушка ходила в церковь помолиться». Такие были времена.

Листая пожелтевшие страницы, словно погружаешься в атмосферу послеоккупационного Ставрополя: радостную от того, что край освобожден от врага, и тревожную, потому что сражение еще не закончено. Отдаешь должное журналистам, которые писали эту летопись далеких военных лет.

Елена Громова. Сотрудник Государственного архива Ставропольского края.

Елена ГРОМОВА
«Такой знакомый бренд»
Газета «Ставропольская правда»
13 января 2010 года