Почему Интернет в Ставропольском крае такой дорогой?
В преддверии этой встречи «СП» подвела итоги онлайн-голосования. Вопрос, на который было предложено ответить посетителям сайта www.stapravda.ru, звучал аналогично упомянутой теме круглого стола. Итак, более половины проголосовавших (55,5%) из предложенных вариантов ответов отметили, что они нуждаются в доступных ценах на услуги. Еще 28,9 % недовольны качеством связи на Ставрополье. И уже заметно меньшее число пользователей поставили галочку в позициях «региональная информация» и «провайдеры», дефицит которых они также ощущают.
О ценах и качестве
Таким образом, очень простенький опрос выявил наиболее проблемные участки регионального веб-пространства. То, что цены на ставропольский Интернет неслабо кусаются, знает каждый, кто хоть раз пользовался услугами доступа в Сеть в соседних регионах или в столице. Как заметили участники круглого стола, тарифы – это, по сути, важнейший фактор, который определяет доступность информационных ресурсов и влияет на появление так называемого «цифрового неравенства». Между тем расценки на безлимитный широкополосный доступ в Интернет, к примеру, в Ростове и Волгограде значительно дешевле, чем на Ставрополье. Не говоря уже о Москве и Питере, разница в тарифах с которыми у нас достигает чуть ли не десятикратных размеров.
Как пояснил на заседании круглого стола начальник отдела краевого министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи СК Виктор Гиль, по отношению к другим регионам ЮФО наш край занимает третье место по доступности безлимитного Интернета для населения, в общероссийском же списке Ставрополье находится лишь на 39-й позиции. Причем за солидную цену пользователь у нас отнюдь не получает даже нормальной скорости передачи данных.
Так, согласно данным информационного бюллетеня, посвященного развитию Интернета в регионах России в 2008 году, средняя скорость доступа в сеть по 21 крупному городу, без учета Москвы и Санкт-Петербурга, приблизительно равна 410 кбит/сек, что значительно ниже скорости, доступной в обеих столицах. И самый медленный Интернет зафиксирован как раз в Краснодаре, Ставрополе, Иркутске, Благовещенске, Хабаровске – 128 кбит/сек. Платит за них ставропольский пользователь около 450 рублей. В то время как для москвичей абонплата за такую медленную скорость не превышает всего 75 рублей в месяц.
У операторов связи есть свое объяснение этой печальной ситуации. В край пока просто не пришел так называемый магистральный провайдер федерального значения с низкими тарифами, по которым местные операторы связи второго уровня могли бы закупать трафик.
– Если посмотреть «географию», – отметил заместитель начальника коммерческого узла электросвязи Ставропольского филиала ОАО «ЮТК» Виктор Щеглов, – можно заметить, что чем ближе населенный пункт к Москве, тем дешевле услуги предоставления доступа в Сеть. Ростов на юге является самым мощным телекоммуникационным узлом, куда подведены магистральные каналы из Москвы. От него линии уже расходятся в остальные регионы. Эти каналы и арендуют у первичного провайдера местные операторы связи, которые непосредственно формируют конечные цены с учетом своих дополнительных затрат. Правда, в последнее время цены на широкополосный доступ к сети Интернет все же потихоньку снижаются, что в числе прочего объясняется обостряющейся конкуренцией со стороны мобильных операторов.
Так, в прошлом году компания «Билайн» предложила клиентам беспроводной Интернет в сети 3G. Это открыло абонентам широкие возможности за счет высокой скорости передачи данных (до 3,6 Мбит/сек) пользоваться полноценным беспроводным Интернетом. Сети 3G сейчас уже запущены в городах Кавминвод, Светлограде, Новоалександровске и селе Дивном. В ближайших планах компании запуск 3G еще в нескольких населенных пунктах, в том числе в Ипатово, Невинномысске и Михайловске. Так называемые USB-модемы, которые работают в сети 2G и 3G, в последнее время завоевывают большую популярность в связи с тем, что не нужно тянуть провода, да и стоимость устройства доступна каждому.
В борьбе с непогодой
Здесь уже закономерно говорить о конкуренции ставропольских провайдеров. Таковая, к сожалению, в регионе пока не получила должного развития. По сути, никто не отрицает установившегося на интернет-рынке Ставрополья монополизма «ЮТК». Однако если в относительно крупных городах края несколько операторов связи так или иначе различными способами борются за абонентов, то сельские жители совершенно не чувствуют к себе такого интереса. Развитие сети передачи данных, подчеркнул на встрече в пресс-клубе «СП» Виктор Гиль, внутри муниципальных районов проходит с трудом. Отсутствие инвестиционной привлекательности привело к тому, что в ставропольской глубинке на протяжении последнего времени остается лишь «ЮТК», порой в убыток себе сохраняющая свое присутствие в малонаселенных пунктах.
К счастью, заметные подвижки в этом плане стали возможны при реализации национального проекта «Образование», отметил глава управления Роскомнадзора по краю Дмитрий Поляничев. В рамках его мероприятий к сети в регионе было подключено 716 учебных заведений. В течение года соответствующие финансовые расходы брал на себя федеральный бюджет. Сейчас наступил новый этап, когда школы и органы образования самостоятельно заключают договоры на предоставление доступа в Интернет.
– К слову, нередко вызывает вопросы реализация провайдерами используемых ими технологий, а соответственно и качество получаемых потребителями услуг, – говорит Дмитрий Поляничев. – Использование операторами очевидных пробелов в нормативно-правовой базе приводит порой к неожиданным последствиям. Так, во время весенних гроз этого года один из операторов остался без 21 коммутатора из-за несоблюдения мер грозозащиты. Сложным испытанием в этом плане оказывается и почти каждая зима: далеко не все провайдеры при проектировании учитывают обычные для нашей местности обмерзания и образование наледи на воздушных линиях связи. К сожалению, инспекторы Роскомнадзора могут лишь контролировать соблюдение запроектированных норм, а сам проект – даже при его очевидной неправильности – корректировать не могут…
В продолжение темы директор Ставропольского филиала Группы компаний «Зеленая точка» (ООО «Сеть») Сергей Костелянец высказал общую для многих операторов связи нашего региона проблему. Трудности развития рынка на Ставрополье по большому счету состоят в том, что компаниям, которые по максимуму работают в рамках законодательных требований и вкладывают значительные инвестиции в строительство качественных сетей, приходится конкурировать с ненадолго появляющимися на рынке «компашками», которые зарабатывают, не соблюдая технологий. Не тратясь на безопасное проектирование и современное оборудование, что стоит дорого, занижают цены. К ним и идет потребитель, несмотря на низкое качество предоставляемых услуг.
Дефицит контента
Возвращаясь к полученным нами итогам онлайн-опроса, напомним, что почти десять процентов респондентов ответили, что ощущают недостаток региональной информации. И действительно, по данным управления Роскомнадзора по СК, в Интернете можно найти всего около семисот информационных ресурсов с тематикой, посвященной Ставрополью.
С одной стороны, можно отметить, что на региональном уровне в России пока не сформировалась культура использования возможностей глобальной Сети и потребления ее продуктов. С другой – инициативу в этом плане не особо проявляют и те, кому однозначно выгодно как можно быстрее донести той или иной аудитории информацию о себе. Это в первую очередь бизнес-структуры и органы власти. В частности, для Ставрополья крайне актуальна, как прозвучало на круглом столе, проблема «мертвых сайтов» – ресурсов, которые практически не обновляются. Не сформировались пока в Интернете и как таковые рекламные площадки регионального уровня, где мог бы представлять свой потенциал бизнес. Но, к слову, и он пока в провинции еще недооценивает эффективность рекламы в Сети.
Кроме того, болеет ставропольский Интернет и плагиатом. По замечанию директора веб-студии «Слимарт» Сергея Михайлусова, по пальцам можно перечесть сайты с уникальным местным контентом. Большинство друг у друга лишь заимствуют или откровенно воруют информацию.
– Информации на ставропольских сайтах крайне мало, – подчеркнул веб-аналитик Дмитрий Бухалов. – Причем в последнее время реально «подтянулись» сайты государственных структур. А вот коммерческие компании еще не все сейчас имеют электронные представительства. То же можно сказать об огромном количестве небольших СМИ, чья информация просто не попадает во Всемирную паутину.
В содержательном плане, по мнению некоторых специалистов, было бы очень полезным для края появление портала ставропольской прессы, который мог бы структурировать и объединить в полном объеме потоки информации о регионе.
* * *
Заметим, что пресс-клуб «Ставрополки» в крае пока остается крупнейшей площадкой, где традиционно для обсуждения текущих тенденций регионального уровня с удовольствием встречаются специалисты интернет-отрасли. Причем в рамках этих заседаний происходит непосредственный диалог структур власти и коммерческого сектора, что, по мнению обеих сторон, наиболее ценно.
Партнером встречи в этом году выступил оператор мобильной связи «Билайн».
9 декабря 2009 года