Дмитрий Ткаченко о взыскании налоговых платежей на Ставрополье
Перед поездкой в столицу он рассказал корреспонденту «СП», как обстоят дела со взысканием налоговых платежей в нашем крае.
– Дмитрий Григорьевич, как известно, ключевую роль в наполнении бюджета призваны играть налоги, уплачиваемые предприятиями и гражданами. Но кризис ухудшил финансовое положение как физических, так и юридических лиц и, следовательно, резко сократил их возможности платить вовремя. Отразилось ли такое положение дел на объеме работы вашего ведомства по принудительному взысканию задолженностей?
– Конечно, работы прибавилось. За 10 месяцев этого года у нас на исполнении находилось более 107 тысяч исполнительных производств о взыскании налоговых платежей, то есть в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. На особый контроль поставлено исполнение таких социально значимых производств, как взыскание задолженности по заработной плате и по алиментным обязательствам. При этом работа по исполнению постановлений налоговых органов и судебных приказов о взыскании задолженности по налогам и сборам также находится под постоянным контролем со стороны руководства УФССП по краю. Потому что от наполнения бюджета напрямую зависит выполнение государством своих функций и обеспечение социальных обязательств перед гражданами: финансирование программ содействия занятости населения, выплата социальных пособий, заработной платы бюджетникам. Так что судебные приставы вполне осознают меру своей ответственности за наполнение доходной части бюджета. Если говорить в абсолютных цифрах, то на 1 ноября нами взыскано и перечислено в бюджет более 660 миллионов рублей задолженности по налоговым платежам, что на 298 миллионов рублей больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
– К нам в редакцию часто приходят письма от читателей с жалобами на такую ситуацию: родственник, к примеру, умер, а через несколько лет на его имя приходит постановление о возбуждении исполнительного производства по взысканию недоимок.
– В этом вины судебных приставов нет. Исполнительное производство возбуждается не по воле нашего сотрудника, а на основании предъявленных в службу документов – судебного приказа, исполнительного листа, выданного судом, и т.д. Вся проблема – в несовершенстве имеющихся баз данных разных ведомств и отсутствии единой базы с постоянно обновляющимися сведениями о гражданине и его имущественном положении. Например, человек скончался, но в различных ведомствах продолжает числиться живым. То же самое с юридическими лицами – просуществовала фирма–однодневка пару месяцев и исчезла, но, по базам данных, продолжает числиться как работающее предприятие, которое обязано платить определенные налоги и сборы. Естественно, налоговая служба высылает этому гражданину или предприятию уведомление о необходимости уплатить налог, а когда этого не делается, – обращается в суд, который выносит соответствующее решение и направляет его к нам. И судебным приставам–исполнителям приходится проделывать большой объем работы, тратить время, бюджетные средства, а в результате исполнительные производства оканчиваются без исполнения. Добавлю, что именно на судебных приставов ложится и обязанность извиняться перед родственниками умершего человека, за которым спустя несколько лет после трагедии все еще числится долг.
– Нередко в СМИ с подачи официальных лиц появляются нарекания, что судебные приставы не слишком ревностно взыскивают недоимки по налогам, поэтому наполнение бюджетов разных уровней находится под угрозой.
– Что касается рвения, конечно, я не могу утверждать, что в нашем управлении трудятся сплошь ангелы. Среди сотен сотрудников попадаются и не самые добросовестные. Но, во–первых, от таких мы последовательно избавляемся, а, во–вторых, основная масса – честные, порядочные и трудолюбивые люди. Уже к 1 ноября судебные приставы края перевыполнили контрольное плановое задание по взысканию налоговой задолженности, установленное нам ФССП России на 2009 г. И это задание было гораздо выше фактически взысканной в прошлом году суммы. Как я уже сказал, в этом году задолженности по налоговым платежам мы взыскали на 82 процента больше, чем в прошлом. Думаю, что это значительный рост. Другое дело, что невозможно обеспечить стопроцентное взыскание недоимок, и это, как правило, обусловлено объективными причинами. Нередки случаи, когда с момента нарушения налогового законодательства до вынесения постановления либо принятия судом решения и предъявления в территориальный отдел управления соответствующего исполнительного документа проходит значительный промежуток времени, что на руку недобросовестным должникам. За это время они успевают скрыть имущество, перевести его на других лиц, прекратить свою деятельность, оформить пере–уступку прав требования. Не следует забывать и о высокой нагрузке – в этом году в управлении она составляет в среднем около 170 исполнительных производств в месяц на одного судебного пристава–исполнителя. И еще одна серьезная объективная причина расхождений в цифрах, которыми оперируют наши ведомства, – разные системы учета и отчетности. Например, исполнительные производства, оконченные судебными приставами в связи с направлением исполнительных документов по месту работы должника для удержания из заработной платы, в налоговом органе учитываются как находящиеся на исполнении до погашения суммы долга в полном объеме. То же касается и исполнительных производств, оконченных ввиду направления исполнительного документа по территориальности в другие подразделения субъектов Российской Федерации, которые налоговыми органами не учитываются. Но в целом взаимодействие с налоговыми органами у нас находится на достаточно высоком уровне, разногласий практически не возникает.
– А какие методы принудительного исполнения вы считаете наиболее действенными?
– Для разных должников эффективными являются разные меры принуждения. Кого–то погасить задолженность побуждает арест имущества. Чтобы не допустить передачи своего имущества на реализацию, должники в рекордно короткие сроки находят требуемые суммы. В каких–то случаях очень действенной мерой является временное ограничение на выезд за пределы Российской Федерации. За 10 месяцев этого года судебные приставы–исполнители нашего управления ограничили право выезда за пределы Российской Федерации 804 должникам, благодаря чему удалось добиться фактического исполнения 82 судебных решений на сумму более 8,7 миллиона рублей. Один из последних случаев – когда в ноябре жительница Невинномысска не смогла выехать в отпуск в ближнее зарубежье из–за неуплаты транспортного налога. В отношении нее было судебное решение о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 5182 рублей. Добровольно погашать долг она не желала, а когда ее не пропустили через границу, все требования исполнительного документа тут же исполнила, после чего судебный пристав–исполнитель вынес постановление о снятии с нее временного ограничения на выезд за пределы России.
Еще одной эффективной мерой воздействия является вынесение запретов на проведение государственного технического осмотра. За девять месяцев структурными подразделениями управления вынесено 3 356 постановлений о введении запретов на изменение регистрационных данных и проведение государственного технического осмотра, что позволило окончить более 1200 исполнительных производств фактическим исполнением.
– Сейчас вся страна готовится к празднованию 65–летия Победы в Великой Отечественной войне. УФССП по Ставропольскому краю одним из первых разработало программу мероприятий по подготовке к этой дате. Что–то уже реализуется?
– Конечно. Например, на 19 декабря мной запланирован личный прием участников и ветеранов Великой Отечественной войны по вопросам исполнения требований решений судов и постановлений иных уполномоченных органов. Пользуясь случаем, сообщаю, что предварительная запись будет проводиться с 14 по 18 декабря по телефону (8652) 94–02–85. В этот же день в управлении с 10 до 13 часов по телефону (8652) 22–73–79 для ветеранов будет работать «горячая линия», а в структурных подразделениях личный прием участников и ветеранов Великой Отечественной войны проведут старшие судебные приставы. Для участников и ветеранов Великой Отечественной войны, являющихся сторонами исполнительного производства, которым тяжело ходить, дополнительно будут организованы выезды судебных приставов–исполнителей на дом с целью разрешения возникающих по исполнительным производствам вопросов и проведения разъяснительной работы по вопросам принудительного исполнения требований исполнительных документов. И это не разовая акция. Такие приемы и выезды будут проводиться систематически.
2 декабря 2009 года