00:00, 20 октября 2009 года

Порядок проведения освидетельствования пьяных водителей

­ В России допустимый уровень алкоголя в крови всего 0,3 промилле, ­ говорит заместитель начальника отдела дорожно­патрульной службы УГИБДД ГУВД по краю Игорь Семенов. ­ Зато в Европе, помимо лишения прав и огромного штрафа, пьяного водителя зачастую ожидает еще и тюремный срок. В нашей стране за езду подшофе применяется один вид ответственности – лишение прав на срок от полутора до двух лет. То же самое наказание за отказ от прохождения процедуры медицинского освидетельствования.

Впрочем, некоторые автомобилисты до сих пор считают эту процедуру нарушением конституционных прав и свобод и Закона «О защите прав потребителей». А предложение «подышать в трубочку» многими воспринимается как оскорбление. Доводы опрошенных ставропольских автомобилистов разнообразны. К примеру, Анатолий Пархоменко, водитель автобуса из Кочубеевского района (стаж за рулем – 28 лет), не понимает, как прибор высчитывает количество промилле.

­ С другом­милиционером мы однажды специально проверяли его рабочий алкотестер, ­ говорит А. Пархоменко. ­ В один вечер я выпил бутылку пива, прибор показал у меня в организме содержание спирта в 0,1 промилле. В другой вечер от той же самой бутылки пива показатель был уже в 0,3 промилле! У меня брат даже после двухсот граммов выпитого коньяка может за руль сесть. Дышать в трубочку он не боится, говорит: «У меня организм такой, что ничего не высветится!». Так что алкотест иногда может очень удивить. Думаю, если кто «поддает», лучше всего иметь у себя такой алкометр, чтобы знать свое состояние наперед.

­ Почему «обязанности» только у водителей, ­ возмущается Леонид Решетов (Ставрополь, стаж вождения – 14 лет). – Сказал милиционер, ты выходишь из машины и дуешь в чудо­трубку. Поднял милиционер недоверчиво бровь, послушно садишься и едешь с ним в диспансер на освидетельствование. А там нарколог говорит: «Содержание алкоголя в допустимой норме». Сотрудник милиции разведет руками, мол, ошибся и пошел дальше «бдеть»! Ни разу не слышал от них извинений за принесенные неудобства.

­ Я опасаюсь, что милиционеры на месте смогут «подтасовать» результаты, ­ говорит Ирина Чегренкова (Михайловск, стаж вождения ­ пять лет). – К примеру, я не знаю толком, как работает алкотестер: думаю, его можно вообще так включить, что результат останется от прежнего «дышащего». А дальше у милиционера простор для деятельности: если соглашусь с собственным опьянением, протокол выпишут. Начну оспаривать, повезут меня дальше к врачу в наркодиспансер. Это время, нервы…

В августе этого года житель Уссурийска пытался оспорить порядок составления протокола о проверке на состояние алкогольного опьянения. По его мнению, в документ следовало добавить уточняющие пункты: «целостность клейма государственного поверителя предоставлена» и «с порядком проведения освидетельствования ознакомлен». Иначе протокол нарушает презумпцию невиновности и ограничивает права граждан. Доводы истца не были удовлетворены. Протоколы оставили в прежнем виде, а представитель МВД России, участвовавший в судебном процессе, заявил, что в ближайшие месяцы всех инспекторов ГИБДД обяжут рассказывать остановленному водителю о тонкостях прохождения процедуры освидетельствования на алкоголь.

И. Семенов надеется, что ясность в споры между инспекторами ДПС и водителями внесет новый административный регламент, вступивший в силу с первого сентября. В нем расписаны все требования к сотрудникам ГИБДД при общении с гражданами.

­ В частности, четко говорится, как должно происходить выявление пьяных водителей, ­ рассказывает он. ­ Когда инспектор утвердился в своих подозрениях о нетрезвости проверяемого, он должен предложить ему «дыхнуть» в алкотестер в присутствии двух понятых. Если у инспектора нет под рукой нужного прибора, он обязан отвезти человека на ближайший пост ДПС, где он есть. Если алкотестер показал, что с промилле не все в порядке, а водитель с этими результатами не согласен, то его требуется отправить на медицинское освидетельствование и тоже только в присутствии двух понятых. В медучреждение автолюбитель отправится также при отказе воспользоваться прибором.

Несмотря на суровое наказание для пьяных водителей, ситуация на российских дорогах далека от совершенства. Ежегодно по их вине гибнут, по разным данным, от 18 до 30 тысяч человек. Поговаривают об одном действенном средстве ­ установке алкотестеров в каждую машину. Если прибор зафиксирует наличие паров алкоголя в авто, система зажигания заблокируется. Пьяный водитель не сможет тронуться с места. Но идея имеет массу нареканий: смекалистый россиянин может «случайно» сломать измерительный прибор или попросить завести автомашину кого­нибудь более трезвого, например, жену, а потом спокойно ехать. Безусловно, в идее есть рациональное зерно, но она требует тщательной проработки. А пока, к сожалению, кроме милицейских алкотестеров, в нашей стране неугомонную «алкобратию» пугать нечем.

«Гражданин, дыхните!»
Газета «Ставропольская правда»
20 октября 2009 года