00:00, 10 октября 2009 года

Игорь Былим о проблемах, связанных с психическим здоровьем

- По сути учрежденный 17 лет назад Всемирный день психического здоровья имеет одну главную цель – обозначить масштаб проблемы и обратить на это внимание государственных чиновников. Это единственная ежегодная глобальная информационная кампания, призванная сфокусировать внимание на специфических аспектах здоровья человека, которая в настоящее время проводится уже в 100 странах. Одной из первых на пространствах России к этой программе подключилась наша больница. Психиатрические заболевания во всем мире продолжают оставаться серьезной проблемой, требующей больших затрат на ее преодоление. Ведь они поражают людей независимо от возраста, культуры или социально­экономического статуса. Скажем, депрессия уже сегодня является четвертым по частоте заболеванием и имеет все шансы в скором времени переместиться на второе место. Это заболевание, если им не заниматься, приводит к нетрудоспособности. Тревожным является и сам факт того, что среди обследованных по всему миру 450 млн. человек, имеющих проблемы с психикой, необходимую медицинскую помощь получает только половина. Во многих бедных государствах имеется всего один­два психиатра на все население. Безусловно, степень внимания к проблеме зависит от уровня экономического развития. Однако во многих развитых странах помощь психиатрическая отделена от первичной медицинской помощи, в результате чего сложно диагностировать душевную болезнь на ранней стадии. А ведь именно от этого зависит успешность лечения. Кроме того, далеко не всегда учитывается, что психическое и соматическое состояния находятся в высокой степени взаимосвязи. Душа и тело неразделимы в буквальном смысле этого слова. Не случайно в этом году информационная кампания посвящена охране психического здоровья в системе первичной медицинской помощи. Именно этой теме была посвящена и научно­практическая конференция, которая недавно прошла на базе нашей больницы при поддержке министерства здравоохранения края. Ставится задача – обучить участковых врачей, школьных врачей и психологов раннему распознаванию психических заболеваний.

­ Игорь Анатольевич, можно привести какой­нибудь конкретный пример, чтобы понять, насколько важно участковому врачу иметь знания в области психиатрии?

­ Довольно часты случаи так называемых соматических патологий. Приходит, скажем, больной к участковому врачу и утверждает, что болен раком. А на самом деле – никакого рака нет. В медицинской практике это имеет конкретное название – канцерофобия. Больного направляют в онкологический диспансер для обследования, которым и подтверждается, что тревоги действительно напрасны. Грамотный участковый, который догадывается об истинном состоянии пациента, должен проявить максимум такта, чтобы не в лоб, а как­то деликатно и осторожно предложить ему посетить психотерапевта. Без преувеличения у 25­30 % обратившихся в поликлинику заболевания имеют психическую подоплеку. Те же депрессии могут соматизировать и язву желудка, и колит, и головную боль, и аллергию. Вот поэтому и встает вопрос о необходимости «приписки» к каждой поликлинике своего психотерапевта. Но сложность еще в том, что если даже такие специалисты там имеются, то их помощь, в соответствии с действующими правилами страховой медицины, платная. И люди зачастую не считают нужным тратиться «по пустякам». Ведь большинство убеждено в том, что их такая беда не может коснуться ­ и вообще баловство все это. К большому, подчеркиваю, сожалению. Ибо недооценка душевного фактора выливается позже в большие проблемы. Ответственность лежит и на школьных докторах. Крайне важно отклонения в психическом развитии ребенка определить как можно раньше.

­ Выходит, надо строить интегрированную медицину, которая не разделяет душу и тело, а рассматривает их в единстве?

­ Задача интегрированного и совместного лечения уже в течение многих лет является полем для дискуссий между политиками и медицинскими организациями. Проведены крупномасштабные исследования, подготовлены по их итогам материалы. Взять хотя бы опубликованный недавно отчет Всемирной организации здравоохранения и Всемирной организации семейных врачей, в котором отстаивается правомерность целостного подхода к психическому и соматическому здоровью. Учитывая, что за последние 50 лет утверждение «не может быть физического здоровья без психического здоровья» нашло доказательства как в исследованиях, так и на практике. Всемирная организация охраны психического здоровья полагает: для правительств и минздравов пришло время обратить на проблему более пристальное внимание.

­ Игорь Анатольевич, в поиске выхода на передовой зарубежный опыт в области психиатрии Ставрополь безусловно находится в авангарде. В стенах вашего лечебного учреждения побывали специалисты из Норвегии и Канады, где этой отрасли медицины придается большое значение, причем проблема не отдается на откуп только врачам.

­ Ценность опыта побывавших у нас зарубежных специалистов состоит прежде всего в том, что в этих странах проблемами душевного здоровья занимаются не только медики. Это хорошо продуманная, рационально выстроенная система помощи и дальнейшей адаптации в обществе людей с психическими заболеваниями. Ставится задача – не только снять острое состояние, но и вернуть к полноценной жизни. Главными на местах являются провинциальные центры психического здоровья, которые и координируют деятельность всех расположенных на данной территории лечебных и реабилитационных учреждений, поддерживают связь с наукой, а также общественностью, из рядов которой в системе работает масса добровольных помощников, в основном это сами больные в состоянии ремиссии и их родственники. Конечно, у нас пока отсутствуют условия, для того чтобы калькировать этот зарубежный опыт. Канадцы, например, побывав у нас, отметили, что 50 лет назад ситуация в психиатрии и у них была примерно такой же, как у нас в настоящее время.

­ Так зачем мы бежим впереди паровоза? Ведь можно просто сказать, что мы еще не достигли того экономического уровня, при котором было бы возможно строить аналогичную канадской или норвежской модель психиатрической помощи?

­ В том­то и дело, что ждать иных условий и ничего не делать – это тупик. Как говорят у нас в народе, под лежачий камень вода не течет. Надо использовать все возможности, чтобы обратить внимание общества на проблемы психически больных людей. Изменить само отношение к такого рода заболеваниям. Приехали норвежцы – краевые чиновники их приняли и выслушали. А если бы мы сами говорили о тех же проблемах, то, увы, нас просто могли не услышать. Вот и получается, что от приглашения зарубежных специалистов польза зримая и реальная. И не только в плане методик, опыта. Как показывает практика, в том числе, кстати, и наших зарубежных коллег, если на проблемы психиатрии обращают внимание политиков родственники больных, общественные организации, а не медики, то эффект бывает выше.

­ Я слышала, вы собираетесь установить мемориал погибшим от рук немецко­фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны пациентам вашей психиатрической больницы.

­ Да, это так. Такой мемориал будет еще одним напоминанием, что психически больные люди имеют равные права и живут не в параллельном мире. Эти люди – часть общества, которое должно о них позаботиться. А факт убийства беспомощных людей, виновных лишь в том, что больны, ­ это варварский акт. Который не должен повториться. И никакие теории о чистоте арийской расы или какие­нибудь другие не могут служить оправданием. Ни в военное, ни в мирное время.

«Душа, тело и интеграция»
Газета «Ставропольская правда»
10 октября 2009 года