На телевизионном экране – память
Как и мои коллеги – журналисты краевой студии телевидения, я готовил передачи о фронтовиках, живущих на Ставрополье, о больших сражениях и малых эпизодах битвы с врагом. Огромный резонанс имела одна из них – «Слово памяти», состоявшаяся 9 мая 1965 года, в день 20–летия Победы. Она надолго запомнилась всем, кто работал над ней. И тридцать с лишним лет спустя, в середине девяностых, один из ее режиссеров, Аркадий Лавринов с волнением рассказывал:
«В молодежной редакции раздался звонок. Главный редактор Леонид Попов поручил подготовить большую праздничную передачу с приглашением ветеранов–фронтовиков, причем обязательно сделать ее интересной и волнующей. Писать сценарий поручили Андрею Бобылькову. Он получился необычным не только потому, что в нем были собраны удивительные люди. Сценарий предполагал такие приемы, которые тогда еще не использовались в документальных передачах.
Поставили в студии в круговой мизансцене столы, стулья, вода на столах – все предусмотрели и решили, что впустим людей за три минуты, и они должны найти свое место по маленькой визитной карточке на столе. Заложено в сценарии было многое, в том числе телеграммы, которые должны быть оглашены во время передачи, а также телефонные звонки из Москвы, Крыма и многих городов Советского Союза. Для этого телефон в студии был подключен через усилитель к динамику, чтобы все – и телезрители, и участники передачи – слышали разговор. Теперь это обычное дело, а тогда такое использовалось впервые.
Передача длилась два часа 46 минут. В ней принимали участие защитники Москвы и участники Сталинградской битвы, защитники перевалов Кавказа и участники обороны Одессы и Севастополя, защитники Севера, летчики, танкисты, пехотинцы, разведчики, партизаны, узники концлагерей – 36 человек. Они говорили с большим волнением. А там, где эмоциональная температура передачи немного спадала, вдруг срабатывала та «петарда», которую Андрей заложил в сценарий.
Вот сидит летчик Евгений Тарасенко. Он во время войны летал на военно–транспортном самолете, сбрасывал в тыл врага наших разведчиков, радисток. Тарасенко вез на Нюрнбергский процесс нашу делегацию юристов и был приглашен в качестве гостя на этот процесс. Он вошел в кадры фильма Романа Кармена «Суд народов» – и мы видим эти кадры. Когда Тарасенко рассказывает, в это время вдруг выдаем синхронную запись, чудом снятую. Уже немолодая женщина говорит: «Дорогой Евгений! У Вас счастливая судьба и счастливый самолет. Трижды Вы забрасывали меня в тыл врага, и трижды я возвращалась живой и невредимой. Спасибо Вам за то, что Вы такой!» Плачет от неожиданности Тарасенко, плачет его жена, сидящая рядом. Она тоже прошла с ним всю войну.
Комиссар острова Рыбачий Еремин – он стал прообразом майора Деева в поэме Симонова «Сын артиллериста». Это ему принадлежат слова: «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать!». Неподалеку от него сидит скромный человек Леонтьев. Работал в Пятигорске на кирпичном заводе, возил вагонетки с глиной. А ведь он — герой очерка Леонида Соболева «Батальон четверых».
Или Анатолий Болотов. Молодым лейтенантом попал в плен, бежал, примкнул к югославскому движению Сопротивления, стал командиром русской роты. За подвиги, которые совершала эта рота, получил восемь высших наград Югославии. Югославы думали, что он погиб, а он остался жив, но ему взрывом мины оторвало обе ноги, рядом убило югославскую девушку. И кровь Болотова и этой девушки слилась в одну струйку. На этом месте югославы поставили памятник в знак кровной дружбы народов России и Югославии. Когда узнали, что он жив, живет в Пятигорске, вызвали его в Югославское посольство в Москву и вручили высшую награду Югославии за заслуги перед народом.
А вот еще эпизод. Сидят восемь штурманов знаменитого Таманского гвардейского женского полка легких ночных бомбардировщиков и рассказывают о своих подругах – а у них в полку было более 20 Героев Советского Союза. В это время – телефонный звонок. Женский голос: «Это Пятигорская студия?». Ведущий отвечает «да» и спрашивает: «Это полковник Бершанская?». И она по–военному отвечает: «Так точно! Я звоню из Кремля, с правительственного приема, едва прорвалась к телефону, здесь сейчас все звонят друзьям, родным, знакомым, поздравляют с Днем Победы. Девчата у вас есть мои?» Штурманов как ветром сдуло с мест – полетели, выхватили трубку у ведущего, кричат: «Дусенька, милая!» Целуют трубку, плачут, смеются. Это нельзя было даже предусмотреть. Сама жизнь ворвалась в павильон. Прием, которым Бобыльков пытался раскрыть внутренний мир человека, только через семь лет появился на ЦТ, в передаче «От всей души», получив название «метод провоцированных ситуаций».
Впервые в 20–ю годовщину Победы по радио и телевидению передавалась Минута молчания. Идет передача, и нам сообщают, что сейчас будет Минута молчания. Мы говорим об этом ведущему Борису Иванову, он объявляет: «Сейчас мы включаем Всесоюзное радио». Начинает звучать музыка. На ее фоне актриса Елена Фадеева читает текст, который был написан от имени Матери–Земли. «Вам, солдаты России и Америки, Франции и Югославии...» А в это время на экране крупные планы – участники передачи, наши герои. Нужно было видеть, сколько волнения отра–зилось на лицах этих людей. Летчицы сидели, сжав кулачки и прижав их к щекам. Кто–то из мужчин уткнулся в стол, пряча мужские слезы. Я услышал за спиной крик: «Ох! Вызывайте быстро «Скорую!». Кто–то упал в обморок.
Когда камера остановилась на Болотове, при словах «Вам, солдаты Югославии», мы увидели в его глазах боль, страдание, горечь пережитого. Ни один гениальный актер этого сыграть никогда бы не смог.
Левитан: «Передаем Минуту молчания». Все участники, не сговариваясь, встают, застывают в молчании, застывают и наши операторы в белых рубашках, мокрых от пота. Среди них был и участник войны Александр Бровиков.
Такого резонанса, который вызвала эта передача, никто не ожидал. Количество писем почтальоны не могли носить в сумках, просили давать транспорт. Письма шли отовсюду, отклики, благодарности, кто–то рассказывал о своей фронтовой судьбе, о подвигах своих друзей, школьники просили адреса для переписки. Не смолкая звенели телефоны в студии. Звонили пионеры, пенсионеры, ветераны. Передачу «Слово памяти» можно назвать звездной строкой в летописи Ставропольского телевидения.
Основательную лепту в освещение военной темы внес А. Попутько, ставший директором студии в 1969 году. Свою журналистскую биографию Андрей Лаврентьевич начинал в годы войны, которая оставила глубокий след в его душе и во многом определила направленность его журналистских интересов. Именно Попутько одним из первых начал большую кропотливую работу по увековечению памяти защитников перевалов Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Вместе с писателем Владимиром Гнеушевым он написал книги–исследования «Тайна Марухского ледника» и «Эхо лавин».
По инициативе А. Попутько на телевизионном экране появилось множество материалов о Великой Отечественной и ее участниках. Это и телевизионные фильмы – «Возмездие» – о суде над предателями Родины и «Дети нашего аула» – о маленьких ленинградцах, эвакуированных на Кавказ и усыновленных черкесами аула Бесленей. Это многочисленные телевизионные постановки и очерки, фильмы о героях–фронтовиках и «бойцах» невидимого фронта – разведчиках. Это и серия передач о Героях Советского Союза – уроженцах Ставропольского края, – их подготовила наша, молодежная, редакция. Это и цикл массовых музыкальных передач «Мелодии Победы», состоявшихся в 1975 году. Это и грандиозный региональный праздник Кавминвод в честь полувекового юбилея Победы. Это и цикл передач «Письмо собирает боевых друзей», о котором их автор Валентина Петракевич вспоминала:
«Одна из передач цикла записывалась на природе. Режиссер Герман Казаков и операторы постарались воспроизвести обстановку, похожую на прифронтовую. Горел костер, на котором варилась солдатская каша. Бывшие воины сидели вокруг него и делились фронтовыми воспоминаниями. Потом появились гармонь, гитара. Звучали песни военных лет. И наши телевизионщики охотно вторили ветеранам. Запись закончилась, но участники передачи долго еще не расходились».
Думаю, что и сегодняшним телезрителям стоило бы увидеть подобные передачи.
Вадим ХАЧИКОВ. Заслуженный работник культуры, ветеран краевого телевидения.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
