На телевизионном экране – память
Как и мои коллеги – журналисты краевой студии телевидения, я готовил передачи о фронтовиках, живущих на Ставрополье, о больших сражениях и малых эпизодах битвы с врагом. Огромный резонанс имела одна из них – «Слово памяти», состоявшаяся 9 мая 1965 года, в день 20–летия Победы. Она надолго запомнилась всем, кто работал над ней. И тридцать с лишним лет спустя, в середине девяностых, один из ее режиссеров, Аркадий Лавринов с волнением рассказывал:
«В молодежной редакции раздался звонок. Главный редактор Леонид Попов поручил подготовить большую праздничную передачу с приглашением ветеранов–фронтовиков, причем обязательно сделать ее интересной и волнующей. Писать сценарий поручили Андрею Бобылькову. Он получился необычным не только потому, что в нем были собраны удивительные люди. Сценарий предполагал такие приемы, которые тогда еще не использовались в документальных передачах.
Поставили в студии в круговой мизансцене столы, стулья, вода на столах – все предусмотрели и решили, что впустим людей за три минуты, и они должны найти свое место по маленькой визитной карточке на столе. Заложено в сценарии было многое, в том числе телеграммы, которые должны быть оглашены во время передачи, а также телефонные звонки из Москвы, Крыма и многих городов Советского Союза. Для этого телефон в студии был подключен через усилитель к динамику, чтобы все – и телезрители, и участники передачи – слышали разговор. Теперь это обычное дело, а тогда такое использовалось впервые.
Передача длилась два часа 46 минут. В ней принимали участие защитники Москвы и участники Сталинградской битвы, защитники перевалов Кавказа и участники обороны Одессы и Севастополя, защитники Севера, летчики, танкисты, пехотинцы, разведчики, партизаны, узники концлагерей – 36 человек. Они говорили с большим волнением. А там, где эмоциональная температура передачи немного спадала, вдруг срабатывала та «петарда», которую Андрей заложил в сценарий.
Вот сидит летчик Евгений Тарасенко. Он во время войны летал на военно–транспортном самолете, сбрасывал в тыл врага наших разведчиков, радисток. Тарасенко вез на Нюрнбергский процесс нашу делегацию юристов и был приглашен в качестве гостя на этот процесс. Он вошел в кадры фильма Романа Кармена «Суд народов» – и мы видим эти кадры. Когда Тарасенко рассказывает, в это время вдруг выдаем синхронную запись, чудом снятую. Уже немолодая женщина говорит: «Дорогой Евгений! У Вас счастливая судьба и счастливый самолет. Трижды Вы забрасывали меня в тыл врага, и трижды я возвращалась живой и невредимой. Спасибо Вам за то, что Вы такой!» Плачет от неожиданности Тарасенко, плачет его жена, сидящая рядом. Она тоже прошла с ним всю войну.
Комиссар острова Рыбачий Еремин – он стал прообразом майора Деева в поэме Симонова «Сын артиллериста». Это ему принадлежат слова: «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать!». Неподалеку от него сидит скромный человек Леонтьев. Работал в Пятигорске на кирпичном заводе, возил вагонетки с глиной. А ведь он — герой очерка Леонида Соболева «Батальон четверых».
Или Анатолий Болотов. Молодым лейтенантом попал в плен, бежал, примкнул к югославскому движению Сопротивления, стал командиром русской роты. За подвиги, которые совершала эта рота, получил восемь высших наград Югославии. Югославы думали, что он погиб, а он остался жив, но ему взрывом мины оторвало обе ноги, рядом убило югославскую девушку. И кровь Болотова и этой девушки слилась в одну струйку. На этом месте югославы поставили памятник в знак кровной дружбы народов России и Югославии. Когда узнали, что он жив, живет в Пятигорске, вызвали его в Югославское посольство в Москву и вручили высшую награду Югославии за заслуги перед народом.
А вот еще эпизод. Сидят восемь штурманов знаменитого Таманского гвардейского женского полка легких ночных бомбардировщиков и рассказывают о своих подругах – а у них в полку было более 20 Героев Советского Союза. В это время – телефонный звонок. Женский голос: «Это Пятигорская студия?». Ведущий отвечает «да» и спрашивает: «Это полковник Бершанская?». И она по–военному отвечает: «Так точно! Я звоню из Кремля, с правительственного приема, едва прорвалась к телефону, здесь сейчас все звонят друзьям, родным, знакомым, поздравляют с Днем Победы. Девчата у вас есть мои?» Штурманов как ветром сдуло с мест – полетели, выхватили трубку у ведущего, кричат: «Дусенька, милая!» Целуют трубку, плачут, смеются. Это нельзя было даже предусмотреть. Сама жизнь ворвалась в павильон. Прием, которым Бобыльков пытался раскрыть внутренний мир человека, только через семь лет появился на ЦТ, в передаче «От всей души», получив название «метод провоцированных ситуаций».
Впервые в 20–ю годовщину Победы по радио и телевидению передавалась Минута молчания. Идет передача, и нам сообщают, что сейчас будет Минута молчания. Мы говорим об этом ведущему Борису Иванову, он объявляет: «Сейчас мы включаем Всесоюзное радио». Начинает звучать музыка. На ее фоне актриса Елена Фадеева читает текст, который был написан от имени Матери–Земли. «Вам, солдаты России и Америки, Франции и Югославии...» А в это время на экране крупные планы – участники передачи, наши герои. Нужно было видеть, сколько волнения отра–зилось на лицах этих людей. Летчицы сидели, сжав кулачки и прижав их к щекам. Кто–то из мужчин уткнулся в стол, пряча мужские слезы. Я услышал за спиной крик: «Ох! Вызывайте быстро «Скорую!». Кто–то упал в обморок.
Когда камера остановилась на Болотове, при словах «Вам, солдаты Югославии», мы увидели в его глазах боль, страдание, горечь пережитого. Ни один гениальный актер этого сыграть никогда бы не смог.
Левитан: «Передаем Минуту молчания». Все участники, не сговариваясь, встают, застывают в молчании, застывают и наши операторы в белых рубашках, мокрых от пота. Среди них был и участник войны Александр Бровиков.
Такого резонанса, который вызвала эта передача, никто не ожидал. Количество писем почтальоны не могли носить в сумках, просили давать транспорт. Письма шли отовсюду, отклики, благодарности, кто–то рассказывал о своей фронтовой судьбе, о подвигах своих друзей, школьники просили адреса для переписки. Не смолкая звенели телефоны в студии. Звонили пионеры, пенсионеры, ветераны. Передачу «Слово памяти» можно назвать звездной строкой в летописи Ставропольского телевидения.
Основательную лепту в освещение военной темы внес А. Попутько, ставший директором студии в 1969 году. Свою журналистскую биографию Андрей Лаврентьевич начинал в годы войны, которая оставила глубокий след в его душе и во многом определила направленность его журналистских интересов. Именно Попутько одним из первых начал большую кропотливую работу по увековечению памяти защитников перевалов Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Вместе с писателем Владимиром Гнеушевым он написал книги–исследования «Тайна Марухского ледника» и «Эхо лавин».
По инициативе А. Попутько на телевизионном экране появилось множество материалов о Великой Отечественной и ее участниках. Это и телевизионные фильмы – «Возмездие» – о суде над предателями Родины и «Дети нашего аула» – о маленьких ленинградцах, эвакуированных на Кавказ и усыновленных черкесами аула Бесленей. Это многочисленные телевизионные постановки и очерки, фильмы о героях–фронтовиках и «бойцах» невидимого фронта – разведчиках. Это и серия передач о Героях Советского Союза – уроженцах Ставропольского края, – их подготовила наша, молодежная, редакция. Это и цикл массовых музыкальных передач «Мелодии Победы», состоявшихся в 1975 году. Это и грандиозный региональный праздник Кавминвод в честь полувекового юбилея Победы. Это и цикл передач «Письмо собирает боевых друзей», о котором их автор Валентина Петракевич вспоминала:
«Одна из передач цикла записывалась на природе. Режиссер Герман Казаков и операторы постарались воспроизвести обстановку, похожую на прифронтовую. Горел костер, на котором варилась солдатская каша. Бывшие воины сидели вокруг него и делились фронтовыми воспоминаниями. Потом появились гармонь, гитара. Звучали песни военных лет. И наши телевизионщики охотно вторили ветеранам. Запись закончилась, но участники передачи долго еще не расходились».
Думаю, что и сегодняшним телезрителям стоило бы увидеть подобные передачи.
Вадим ХАЧИКОВ. Заслуженный работник культуры, ветеран краевого телевидения.