Водитель высадил из автобуса пассажирку с ребенком и коляской
В редакцию «СП» обратилась жительница краевого центра Татьяна Главацкая. В своем письме она рассказала следующую историю. «14 августа столкнулась с ужасной ситуацией. Местом действия стал автобус, следующий по маршруту № 38. Около 21.30 на остановке «Улица Пушкина» в салон вошла молоденькая девушка с грудным ребенком и коляской. Пассажиры помогли ей занести коляску, которую поставили на заднюю площадку, где она никому не мешала. Неожиданно водитель потребовал, причем в не слишком мягкой форме, чтобы девушка с ребенком покинула автобус: мол, слишком долго они загружались, и он не намерен долго ждать, пока они будут выгружаться. Пассажиры кинулись защищать молодую женщину, говорили водителю, что время позднее: на чем она с малышом домой доберется? Предложили ему «скинуться» за провоз коляски. Но маршруточник был непреклонен. Дальше – больше: он заявил, что не тронется с места, пока эти двое не выйдут из салона, и погасил свет. Перепалка заняла около 20 минут. Закончилось все тем, что большинство пассажиров, возмущенных поведением водителя, просто вышли из автобуса. Девушке с ребенком помогли сойти двое парней, они же «поймали» для нее такси». То же самое Т. Главацкая изложила в обращении в МУАП краевого центра. Однако дело получило ход только после того, как к нему подключились корреспонденты «СП».
Как сообщил газете начальник отдела перевозок МУ «Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта» Ставрополя Олег Рогатовский, жалоба Т. Главацкой была рассмотрена на заседании рабочей группы по контролю за качеством транспортных услуг при межведомственной комиссии по контролю за осуществлением пассажирских перевозок в краевом центре. Муниципальному автотранспортному предприятию (МУАП) было поручено провести служебное расследование по данному факту и отчитаться о его результатах.
Расследование началось. Водителя, выставившего молодую мать из автобуса, вроде бы вычислили – заявительница указала госномера его пазика. Но предприниматель, на которого пало подозрение, наотрез отказался от обвинений в свой адрес. Более того, он заявил, что в тот день еще в обед сошел с маршрута по причине поломки автобуса и соответственно никак не мог совершить то, что ему приписывают. Факт его отсутствия в вечернее время на линии подтвердили и его коллеги по бригаде.
Что прикажете делать в этой ситуации: жалоба потребителя против честного слова исполнителя услуг? В любом правовом государстве, полагаю, всерьез отнеслись бы к подобному инциденту. Но не у нас. На словах юрист автопредприятия В. Катенев неоднократно уверял меня в том, что приложит все усилия, чтобы докопаться до правды в этой истории. «Если факты, изложенные в заявлении, подтвердятся, мы однозначно накажем водителя. Вплоть до расторжения с ним контракта на осуществление пассажирских перевозок», – утверждал он.
На деле же сложилось впечатление, что МУАП, желая притушить скандал, ищет возможность прекратить дело. Сначала сослались на то, что жалоба поступила не от самой пострадавшей. Затем предположили, что это заявление вроде как анонимка, а значит, реагировать на него не имеет особого смысла. Но ведь есть реальный человек, заявляющий, что стал свидетелем вопиющего безобразия в общественном транспорте. С разрешения Т. Главацкой редакция предоставила МУАПу информацию о том, как с ней можно связаться. Однако, по словам Т. Главацкой, представители автопредприятия так и не вышли на нее.
Зато в ходе очередного разговора (на попытки растормошить МУАП у меня ушло более двух недель) В. Катенев заявил, что средства, которыми он располагает для установления истины в рамках проведения служебного расследования, исчерпаны. Честно говоря, верится в это с трудом. Даже мне, человеку, далекому от тонкостей управления общественным транспортом, без труда удалось выяснить, что самым простым и надежным способом проверить, был ли злосчастный пазик на маршруте в то время, когда случился скандал с коляской, являются данные видеокамер, установленных на городских улицах. Такой информацией располагает ОБ ДПС Ставрополя. Пришлось подсказать специалистам МУАП направить соответствующий запрос в эту службу. Еще через несколько дней В. Катенев сообщил, что запрос ушел в батальон. Руководствуясь принципом доверяй, но проверяй, мы связались с ОБ ДПС краевого центра. По словам его командира П. Захарова, никакого запроса от МУАП Ставрополя они не получали.
Что ж, судя по всему, верно высказывание о том, что русский сервис – бессмысленный и беспощадный. А призыв быть взаимовежливыми, развешанный в виде объявлений в ставропольском городском транспорте, видимо, адресуется только пассажирам.
11 сентября 2009 года