Выставка живописца и графика Владимира Грибачёва открылась в краевом музее изоискусств
Разумеется, юбиляр занял в этом радостном ряду особое место - и по масштабам выставки, и по ретроспективному охвату нескольких десятилетий творчества признанного мастера, которому подвластны самые разные жанры. Кстати, выставка Владимира Грибачёва не случайно названа «Обращение к жанру». По некотором размышлении не столько понимаешь, сколько чувствуешь глубинный смысл заглавия, отражающего и действительное жанровое многообразие представленного, и несомненный задумчиво-философский настрой художника. Тем более юбилейная цифра «60» усиливает потребность кое-что подытожить и осмыслить.
Вместе с музейными сотрудниками автор постарался наполнить отведенное ему (солидное!) выставочное пространство теми из своих произведений, сумма которых позволяет и оценить их высочайший уровень, и представить, как много еще осталось «за кадром», ибо, конечно же, здесь собрана лишь небольшая часть сделанного художником. А еще я бы сказала, что на некоторое время в этих просторных светлых залах поселилась сама душа мастера - тоже светлая, теплая и мудрая. Живопись Грибачёва не слишком щедра на яркие краски, художнику явно ближе и милее спокойные интонации, виртуозное владение которыми позволяет ему добиваться не менее сильного эмоционального отзыва зрителя.
В творческой манере Грибачёва огромную, едва ли не решающую роль играет мощная и вместе с тем легкая поэзия. Он, конечно же, явный лирик, но не просто созерцатель красот. Он чудом своего искусства транслирует всем нам те ощущения окружающего мира, которые мы не замечаем на бегу торопливой повседневности. К примеру, один из гостей выставки «узнал» сюжет картины «Переход», утверждая, что сам видел точь-в-точь такие же развалины в окрестностях Кисловодска, и там точно так же стояли в проеме полуразрушенных стен каурые кони... Признаюсь: и мне этот непритязательный сюжет «из прошлого», эти тихо стоящие, спокойные с виду кони (быть может, спрятанные казаками от опасных взглядов?) встревожили душу затаенной грустью, даже какой-то странной, неиспытанной, но откуда-то знакомой болью. Только поэту дано так передать все это, хотя орудие его не слово, а кисти, краски, карандаш...
Поэзия Владимира Грибачёва способна быть и очень веселой, иронично-насмешливой, как на его офортах из серии «Песнь молодого вина», в «вакхических» персонажах которых так узнаваемы земляки художника, немало лет жившего и работавшего в Буденновске. Из той поры его жизни и серия «Маджарская степь», и триптих «Виноградная свадьба», и «Степь моя», да, скорее всего, оттуда и особая любовь к такому чудесному, грациозному животному, как лошадь. Кроме упомянутого «Перехода», лошади - главные наравне с человеком герои серии «Укрощение», иллюстраций к роману ставропольского писателя Владимира Бутенко «Казачий алтарь»... Впрочем, художник воздает должное и человеку, достаточно взглянуть на целую череду таких разных портретов. Тут соседствуют изящная дама в шляпке и старичок, читающий газету, «типичный» юноша в бейсболке и не менее типичный бомж (на фоне подчеркнуто увеличенного изображения печальной памяти приватизационного чека!)...
После почти двадцатилетнего буденновского периода поселившись в Ставрополе, Грибачёв «закрутил» роман с покорившим его городом. Вот уж на эту тему он красок не жалеет! И к жанрам обращается поистине размашисто-влюбленно, словно поет романтичную серенаду на старых улицах и дворах. Есть серия, так и называемая: «Мелодии старого города», а есть работы с иными названиями, но в каждой тоже звучит своя мелодия старого города... Как в «Продавце рам» или «Листьях желтых». Наконец, отдельная «статья» творчества - обращение художника к истории Ставрополя. Сегодня Владимира Яковлевича знают как автора уникальных полотен, на которых воссоздан облик города столетней и более давности. Центральное место — как и в экспозиции - многие отводят картине «День города или Ветер перемен», запечатлевшей летящие над старым Ставрополем воздушные шары: в корзинах эпох различимы вполне конкретные персонажи, чьи имена так или иначе вписаны в историю. Суворов, Пушкин, Ермолов, Николай Первый, Лермонтов... Отдельно «летит» чета Михаила и Раисы Горбачевых... На левом «фланге» можно различить еще не забытый слоган «Быть добру»... Возле этой картины можно стоять часами, вглядываясь в знакомые лица и здания, как признался даже такой знаток и летописец Ставрополя, как наш известный краевед Герман Беликов. Художника Грибачёва он называет своим не-ожиданным и прилежным учеником, радуясь появлению такого преданного единомышленника.
- Темы города мы осмысливали вместе, а Владимир Яковлевич каждую свою работу о Ставрополе начинал со скрупулезного изучения историко-краеведческого материала, - рассказывает Г. Беликов. - По его полотнам можно проследить, как с годами менялся облик города, а это, поверьте, интереснейшие страницы. И мне очень приятно работать с Грибачёвым, воссоздавая тот или иной период жизни Ставрополя. Например, как мы фактически реконструировали виды старинной Воронцовской рощи, называемой сегодня парком «Центральный». Все это можно будет скоро увидеть на выставке «Город, которого нет»...
- Владимир Грибачёв - признанный мастер офорта, это одна из его любимых графических техник, - «дорисовывает» портрет юбиляра директор музея изоискусств Зоя Белая. - Причем он работает в этом направлении не только как прекрасный автор, но и как талантливый педагог! Специалисты до сих пор вспоминают подготовленный им нынешней весной замечательный проект «Ставропольский эстамп» в Выставочном зале Союза художников. Услышав, что Владимир Яковлевич собирается вновь обратиться к преподавательской деятельности, я заранее порадовалась за молодых, начинающих художников, которым есть чему у него поучиться.
Преподаватель Ставропольского госуниверситета кандидат исторических наук Алексей Кругов не менее высоко ценит Грибачёва - блестящего оформителя, в сотрудничестве с которым опубликовано более 60 тысяч экземпляров учебников региональной истории для детей края. Кстати, в экспозиции есть солидный стенд с образцами этой деятельности художника, успешно помогающего и авторам-ученым, и авторам-романистам. Припомнив слова академика Лихачева о том, что у молодых нужно воспитывать чувство Родины, А. Кругов назвал Владимира Грибачёва именно таким педагогом-патриотом, своим творчеством и примером прививающим юным ставропольцам духовную оседлость, ненавязчивую любовь к малой и большой Родине.
При всей солидности юбилейной даты, послужившей поводом к замечательной встрече с Художником, увиденная здесь его богатая палитра, его необычайно живой, острый, все примечающий взгляд свидетельствуют: творчество неподвластно возрасту, у Мастера еще очень много интересных планов. Его роман с городом, а в общем - роман с самой жизнью продолжается.
Не могу не добавить с некоторой гордостью, что работы Владимира Грибачёва есть и в нашем редакционном «Вернисаже» - на интернет-сайте «Ставропольской правды». Как приятно бывает заглянуть в этот виртуальный экспозиционный зал, чтобы встретиться с любимыми сюжетами... Думаю, наши читатели меня понимают.
28 августа 2009 года