00:00, 24 июля 2009 года

Проект «Ставрополье ­ родина слонов» подводит итоги

Здесь уже два года продолжаются работы по воссозданию облика доисторического гиганта: в сентябре 2007­го Ставрополье стало рекордсменом по наличию уникального палеонтологического материала ­ останков ископаемого южного слона. Как известно, его «старший брат» был также найден у нас сорок лет назад и с тех пор является не только самым крупным экспонатом музея, но и его украшением. Появление «младшего братишки» сделало слона еще и знаковым брендом.

Слоновье семейство пополнилось в тот день и час, когда экскаватор Рафига Ахмедова, зачерпнув ковшом очередную порцию глины, произвел самую настоящую сенсацию, вскоре облетевшую информационные агентства планеты. И то сказать: подобных находок всего­то было четыре, три хранятся в музеях Парижа, Тбилиси и Санкт­Петербурга. У нас теперь стала широко употребима фраза «Ставрополье ­ родина слонов» (без ложной скромности напомню, что родилась она в «Ставропольской правде»). И такое же название получила разработка дальнейшей судьбы Слона, ставшая обладателем гранта конкурса проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводимого Благотворительным фондом В. Потанина. Эта солидная финансовая подпитка позволила музейщикам провести значительную часть реставрации Слона №2. Об этих событиях наша газета регулярно сообщала на своих страницах. И вот уже промелькнул год с начала реализации проекта, чему и посвятили ставропольские музейщики встречу с теми, кто так или иначе был причастен ко «второму рождению» Слона.

­ Равнодушных не было, откликались все ­ от высоких руководителей до школьников, ­ сказала координатор проекта замдиректора музея Людмила Феоктистова. ­ Как в самом начале, в ходе раскопок, так и затем, в течение всего этого года. И потому, наверное, таким массовым успехом пользовались все проводимые музеем акции в рамках проекта.

Работа действительно проделана и огромная, и очень разнообразная, по­настоящему творческая. От «придумки» выразительного логотипа и слогана (кто не видел в городских троллейбусах изображения трогательной пары слоников с красноречивым текстом ­ «Один слон хорошо, а два ­ лучше!») до изготовления всевозможных «слоновьих» сувениров. Под эгидой Слона проходили дни открытых дверей, шоу Слона, палеонтологические состязания, шахматные турниры, интернет­дискуссии... Одновременно в рабочих помещениях, не видно стороннему глазу, происходило главное ­ реставрация. Напряженно трудилась большая команда специалистов под руководством знаменитой «мамы» слонов кандидата биологических наук Анны Швырёвой.

­ Помимо названных помощников, наш проект укрепился серьезной поддержкой таких партнеров, как палеонтологический и геологический институты Российской академии наук, Южный научный центр РАН, предприятие «Наследие», ­ рассказала Анна Константиновна. ­ Особая наша благодарность руководителю ОАО «Урожайное» Марку Игоревичу Ткаченко и главе Краснозоринского муниципального образования Сергею Георгиевичу Нешеву за понимание важности находки и всяческую организационную помощь ­ от круглосуточной охраны карьера в период раскопок до создания оптимальных бытовых условий экспедиции.

Много прозвучало на встрече фамилий людей, так или иначе содействовавших успеху проекта. Например, образ ростовой куклы Фантика ­ плод творческой фантазии руководителя изостудии и театра кукол «Солнышко» Дворца детского творчества Светланы Оганян, ее Фантик (уменьшительно­ласкательное от Элефанта, то бишь Слона) стал всеобщим любимцем в Ставрополе. По словам директора музея Николая Охонько, раскоп «врезался» более чем на восемь метров в толщу грунта, а пролежал там наш Фантик около двух миллионов лет.

Выступавшая на этой встрече замминистра культуры СК Валентина Солонина не скрывала восторга:

­ Кругом только и слышим сегодня о кризисе, а в музее делается такая прекрасная, благородная работа. Хочется лишь пожелать всем нам, чтобы программы, подобные этой, случались как можно чаще!

Приглашенная на подведение итогов реализации проекта эксперт Фонда Потанина Екатерина Гандрабура была явно тронута увиденным в Ставрополе:

­ Финансировать такие необычные проекты ­ большая честь для нашего Фонда. Знаете, там, в Москве, все причастные к конкурсу специалисты влюбились и в вашу удивительную Анну Константиновну, и в ваших уникальных слонов, и вообще в Ставрополье! Уверена, этот проект имеет большие шансы на развитие, а поскольку один грант не такой большой, чтобы решить все финансовые проблемы, ставропольским музейщикам обязательно стоит продолжать участие в конкурсах, тем более что у них, как я убедилась, много хороших идей, перспективных для города и края. К счастью, Фонд Потанина не сворачивает свою меценатскую деятельность в связи с кризисом, и надеюсь, что мы еще встретимся! А краевой власти надо внимательнее присмотреться к проекту, тема которого способна стать позитивным стратегическим направлением для территории. Многие города мечтают о подобном подарке судьбы.

Призыв Екатерины Гандрабура не останется без ответа. Прежде всего, конечно, самих музейщиков. Как заметила Анна Швырёва: для завершения реставрации и установки скелета Слона №2 не хватает 1,5 миллиона рублей. Эх, если бы нашлись спонсоры! Команда не теряет надежды, наоборот, живет уже новыми смелыми планами:

­ Замахнулись на эксклюзивную, единственную в России специальную экспозицию хоботных «В мире древних слонов». На землях края найдены останки почти всех известных науке слонов, от самых древних до мамонтов. На основе фондов музея можно наглядно представить всю «слоновью родословную»!

Верит в продолжение проекта и один из главнейших помощников А. Швырёвой ­ ставропольский скульптор Георгий Мясников, благодарный судьбе за подаренную профессиональную удачу ­ встречу со Слоном. Это он уже несколько месяцев ведет кропотливое воссоздание не полностью сохранившихся частей скелета. Говорят, проторил дорожку из зала природы до лаборатории, неисчислимое количество раз пробежав с измерительными приборами от «старшего» слона к «младшему».

­ При этом важнейшая задача была ­ максимально сохранить добытый из земли материал. Ведь кости, пролежавшие два миллиона лет глубоко в земле, представляли собой весьма рыхлую субстанцию, чуть что ­ рассыпающуюся на десятки фрагментов. Каждый кусочек вымачивали в специальном растворе, потом части склеивали, и вот теперь уже можно все это хранить на открытом воздухе. Но многое просто делаем заново, под присмотром Анны Константиновны, разумеется. Сейчас заканчиваем лепку черепа из глины, приходится осваивать анатомию слонов! ­ улыбается Георгий Прокофьевич.

Между тем вышеназванный глава Краснозоринского муниципального образования, он же председатель Новоалександровского районного совета Сергей Нешев, в частности, порадовал всех сообщением, что карьер хозяйством законсервирован: мало ли что там лежит?!

­ Надеемся еще что­нибудь эдакое выкопать! Да и сам карьер надо досконально изучить специалистам, так что ждем новую экспедицию. Мы все теперь приближенные нашего Слона!

«Приближенные Слона»
Газета «Ставропольская правда»
24 июля 2009 года