00:00, 3 июля 2009 года

Олег Сидоренко. Дореформировались

Уже поздно говорить о том, что реформа естественных монополий, таких, как РАО «ЕЭС России», не должна нарушать единство технологического комплекса, так как это приводит к резкому падению его эффективности, опасному для страны. В результате реформирования, а, вернее сказать, развала РАО «ЕЭС России», в стране появилось множество генерирующих компаний и еще большее количество сетевых и сбытовых организаций, владельцев сетей – ЛЭП, подстанций и т. п. Тенденция на постепенное повышение тарифов тем не менее сохранилась и осуществляется государством планомерно и непреклонно.

Мировой финансовый кризис серьезно подпортил будущее нашей энергетики. На идее привлечения инвестиций из­за «бугра» можно поставить жирный крест, во всяком случае на равноправных, партнерских началах, денег никто не даст. Но, с другой стороны, хорошо, что нам уже не надо надувать щеки и тратить бешеные деньги на рейтинговые кампании для поддержания внешнего эффекта, «на продажу» имиджа наших энергетиков!

Состояние энергетической отрасли – это один из важнейших показателей экономического потенциала страны. Заниматься техническим перевооружением отрасли и наращиванием энергетических мощностей необходимо. И эта задача выходит за рамки частных интересов. Это не только дело собственника, но в равной степени и федерального центра, региональных властей.

Заместитель. председателя краевого правительства Г. Ефремов заявляет, что структура ставропольской энергетики является «крайне запутанной и хаотичной», ставропольский энергетический рынок представляют «десяток компаний, образовался целый ряд посреднических структур». В то же время в других регионах энергетический рынок представлен одной­двумя компаниями.

Ситуация на энергетическом рынке усугубляется неадекватно высокими тарифами на подключение производственных объектов к сети. В своем выступлении на заседании Совета по экономической и общественной безопасности края губернатор В. Гаевский привел следующий пример: одному из сельскохозяйственных предприятий края сетевая компания выставила счет за подключение в размере 165 млн. рублей при стоимости проекта 700 млн. рублей. При детальном анализе ситуации выяснилось, что материальные затраты энергетиков при этом не превышают 63 млн. рублей, подчеркнул губернатор. Следует сказать, что это не исключительный случай, а сложившаяся практика.

Пришло время осмыслить результаты реформы, провести инвентаризацию объектов энергетики в регионе, определить политику взаимодействия и восстановить связи с соседними областями, краями и республиками по всему кругу взаимных интересов, в том числе по вопросам тарифов, качества, стабильности и безопасности энергообеспечения. Необходимо тщательно проанализировать возможности края по развитию малой энергетики, изысканию альтернативных источников, применению современных технологий и оборудования. В конечном итоге необходимо разработать концепцию и перспективную программу развития энергетической отрасли края в четком соответствии со «Стратегией развития экономики Ставропольского края до 2020 года» и основываясь на федеральных программах развития энергетики страны и Юга России.

Правительству, министерству промышленности, энергетики, транспорта и связи края пора проявить активность в реализации своих полномочий, а не следовать за событиями, собирая статистику потерь от вседозволенности энергокорпораций. Если реформирование отрасли настолько назрело, что его откладывание сдерживает развитие экономики страны и региона, то, может, не нужно ждать исключительно иностранных инвесторов, а стоит обратиться к возможностям внутреннего рынка? Трансформаторы, генераторы, провод, кабель, цемент, кирпич и прочее будем заказывать на отечественных заводах, а не в Германии или Японии. Заодно и проектировщиков, строителей, инженеров и монтажников у нас поищем, еще не все потеряли квалификацию, уйдя от кульманов и верстаков к рыночным прилавкам! Дадим работу и объемы собственным заводам, и в России появятся новые рабочие места. Не мифические общественные и дорожные работы, а реальные рабочие места у станков.

Теперь о деньгах. Их можно получить из двух источников. Первый: необходимо тщательно проанализировать структуру тарифа наших поставщиков, просчитать и законодательно оформить обязанность монополистов­энергетиков ввести инвестиционную составляющую в тариф на электроэнергию в размере, скажем, 5­15 коп./кВт.ч. Но не сверх тарифа, а найти эти копейки в структуре себестоимости электроэнергии. Эти деньги необходимо концентрировать в специальном энергетическом инвестиционном фонде при правительстве РФ.

Второй: определить размеры оперативного финансирования антикризисных мероприятий в банковской сфере и часть денег, которые не отдали банкам для пополнения кредитных ресурсов, а на самом деле для сохранения их текущей ликвидности, вложить в этот самый фонд. Выделение средств из фонда производить в соответствии со стратегией развития энергетики России на экономически обоснованные проекты, с учетом долгосрочных прогнозов развития регионов. Сделать это нужно гласно и быстро и спрашивать за потраченные деньги жестко. Чем не работа для региональных антикризисных штабов? Можно назвать этот проект «Народные инвестиции в энергетику»!

Тогда, глядишь, производители электроэнергии станут ближе к своим потребителям, формирование цены на энергоресурсы станет понятнее и внутренний рынок оживится. А правительство страны и власти в регионах будут планировать и контролировать реальные проекты, как в былые времена, и осуществлять конкретные антикризисные мероприятия, направленные на стабилизацию экономического состояния страны, а не составлять прогнозы по выплатам пособий по безработице!

Олег СИДОРЕНКО
«Дореформировались»
Газета «Ставропольская правда»
3 июля 2009 года