Виктор Гаврилов: Вторая волна финансового кризиса маловероятна
Итак, Сбербанк оказался одной из немногих компаний, которая в нынешних условиях не уменьшила размер дивидендов. Акционерам будет выплачено в общей сложности 10 процентов от заработанной в прошлом году прибыли, которая составила 110 млрд. рублей. На одну обыкновенную акцию будет начислено 48 копеек, на привилегированную – 63 копейки.
Положительна динамика доходов и в этом году. Так, за пять месяцев Сбербанк получил прибыль на 35–38 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но, подчеркнул В. Гаврилов, почти вся она аккумулирована в резервы: создаваемая таким образом финансовая «подушка безопасности» позволит банку в нынешний период высоких кредитных рисков чувствовать себя более уверенно.
Деятельность Северо–Кавказского банка ныне характеризуется аналогичными положительными тенденциями. К слову, отвечая на актуальный вопрос о доступности банковских ресурсов для реального сектора, В. Гаврилов заметил, что к указанной российским правительством планке – ежемесячному двухпроцентному приросту кредитного портфеля – Северо–Кавказский банк уже подошел достаточно близко. С начала года кредитный портфель юридических лиц вырос почти на 8 %. За пять месяцев предприятия региона получили более 32,4 млрд. рублей кредитов. При этом доля промышленности в кредитном портфеле банка выросла до 35%, сельского хозяйства – до 23,2%. А доля торговли составила 25,7%, снизившись почти на процент.
Говоря о потребительском кредитовании, стоит отметить его заметное сжатие. Тем не менее в этом году Северо–Кавказский банк уже выдал 25 тысяч кредитов на общую сумму 3,5 млрд. рублей. Наиболее динамичным сегментом в последние месяцы стало автокредитование, а вот ипотека, напротив, сейчас заметно теряет популярность.
В частности, объем выданных ипотечных кредитов в этом году оказался в четыре раза меньше, чем в первые пять месяцев прошлого года.
Безусловно, на пресс–конференции была поднята и болезненная тема «просрочек» по банковским кредитам. Северо–Кавказский банк затронула эта «болезнь» не сильно. В этом году доля просроченной ссудной задолженности предприятий выросла всего на 0,13%, просрочка по частным клиентам составила около полутора процентов. Затруднения с обслуживанием займов, подчеркнул В. Гаврилов, не носят массовый характер.
С другой стороны, при таких оптимистичных тенденциях все же нельзя полностью исключать возможные риски. Ведь еще весной очень активно обсуждалась тема второй волны финансового кризиса, которая может накрыть Россию уже нынешней осенью. Связывали это в основном с ухудшением качества банковских кредитных портфелей. Сейчас прогнозы стали сдержаннее. Означает ли это, что проблемы банков решены и ждать каких–то экономических ухудшений не стоит? На этот вопрос корреспондента «СП» В. Гаврилов ответил, что, несмотря на некоторую вполне здоровую тревогу, в отечественной банковской сфере сейчас преобладают оптимистичные взгляды на грядущую осень. О том, что вероятность второй волны кризиса мала, свидетельствует общая тенденция к стабилизации. У российских кредитных институтов прекратился рост так называемых «токсичных» активов, банки приступили к созданию резервов. Это даже в довольно непростой экономической ситуации позволит им выполнять свои обязательства перед клиентами. Потому внутренних потрясений ждать вряд ли стоит. И остается надеяться, что страна избежит и внешних финансовых форс–мажоров.
30 июня 2009 года