Ученические производственные бригады – визитная карточка Ставрополья
Ученические производственные бригады – одна из визитных карточек Ставрополья. Опыт Григорополисской средней школы, где дети в 1954 году создали трудовое объединение в помощь родному колхозу «Россия», успешно распространился в крае и за его пределами. Свою роль здесь сыграли и официальная пропаганда, и многочисленные статьи журналистов, и популярная в свое время повесть «Девятая» писательницы Валентины Туренской, где о создании первой в стране УПБ рассказывалось как о живом и интересном для школьников деле.
В начале девяностых годов прошлого века, в пылу отрицания всего и вся, с ученическими производственными бригадами могли поступить (и в ряде мест это произошло) как с пионерской организацией, которая распалась и восстановиться по–настоящему уже не смогла. Причин для развала бригадного движения было достаточно и помимо идеологической. Советские УПБ жестко привязывались к базовым хозяйствам – колхозам и совхозам, которые в новых условиях обретали иную форму собственности либо просто шли с молотка, не выдержав экономического шторма наступивших смутных времен. Земля, техника для ее обработки – все, что школьной УПБ когда–то предоставляли шефы, оказалось проблемой, часто – неразрешимой. Иной стала и школа, потерявшая многие прежние ориентиры. Трудовое воспитание – для чего? Раньше было ясно: чтобы растить будущих механизаторов, доярок, агрономов для того же колхоза или совхоза. А теперь?
Тем не менее УПБ в нашем крае выжили, как выживает все, в чем есть здравый смысл. Дело, наверное, все же в том, что труд на земле для сельских детей никогда не был «предметом» из школьного расписания, он естествен для них, привыкших разделять трудовую жизнь родителей с малолетства. Но, конечно, нужно, чтобы рядом оказался заинтересованный взрослый – директор школы, начальник отдела образования, глава сельской администрации.
Ученическая производственная бригада имени Ф. Гаркуши СШ № 15 села Казинка Шпаковского района успешно существует и развивается во многом благодаря энтузиазму и деловым качествам директора школы Галины Мамцевой. Это она в девяностые сумела добиться (что было нелегко) выделения для УПБ земли, сохранила сельхозтехнику, нашла для бригады квалифицированные кадры педагогов и мастеров–наставников. Например, своего нынешнего заместителя по трудовому и профессиональному обучению Сергея Скачко, который курирует работу УПБ, пригласила в школу, когда он, выпускник автодорожного техникума и студент–заочник Ставропольского госагроуниверситета, работал в Казинке на ферме скотником – так сложились у него обстоятельства. И не ошиблась. Трудно представить более увлеченного педагогическим и сельскохозяйственным трудом человека, чем тридцативосьмилетний Сергей Николаевич.
Но главное, о чем не постеснялась в свое время сказать вслух Мамцева, – это то, что сельская школа имеет право и должна отличаться от городской целями и направленностью. Провозгласить этот тезис в пору, когда везде, даже в маленьких городках, в селах и станицах, стали открываться лицеи и гимназии, было, думается, нелегко. В российском общем образовании кинулись готовить из детей будущих студентов высших учебных заведений, не задумываясь, есть ли для этого в школах соответствующие учительские кадры, каков уровень расплодившихся как грибы после дождя новых вузов и их филиалов... Особенно тенденция усилилась, когда ввели профильное обучение в старших классах. Что в селе, что в городе картина почти одинакова: углубленное изучение физики, математики, истории, юриспруденции и т. д. Так называемый «предметоцентричный вариант» профилизации.
И вот на подобном общем фоне Казинская СШ № 15 так и осталась просто средней школой, а свою цель определила как создание в процессе обучения условий для профессионального само–определения детей в сельском социуме. Соответственно профили в школе – агротехнологический, социально–экономический. Плюс начальная профессиональная подготовка с перевесом в сторону сельхозпроизводства. Ученическая производственная бригада при этом полностью вплетена в учебный процесс, на ее базе ребята получают многие знания и навыки, подтверждая теорию практикой.
О теории нужно сказать отдельно. Большинство предметов в школе преподается интегрированно: математика с элементами экономических знаний, химия и биология с элементами аграрных наук и занятием опытничеством, история и обществоведение совместно с основами права, в том числе в области предпринимательства. В учебном расписании – уроки технологии начиная с начальных классов. Сперва это работа на пришкольном участке, где у каждого класса есть своя делянка. Затем, на средней ступени обучения, участие в промышленном опытничестве по договору со СНИИСХом и некоторыми другими предприятиями и организациями.
В девятом классе все желающие становятся членами УПБ и включаются в полный цикл возделывания зерновых и технических культур. Есть, кроме того, еще и цех предоставления услуг населению – пахотное звено мальчиков обрабатывает селянам огороды, девичье ателье «Золушка» шьет на заказ одежду. Работой руководят тринадцать мастеров производственного обучения. Под их руководством старшеклассники получают и начальную профподготовку механизатора, водителя, овощевода, швеи, по другим специальностям. А еще за счет часов дополнительного образования мастера и учителя ведут технические кружки. В школе – бум технического творчества, на стенах дипломы различных выставок и конкурсов: за разработку комплекса медицинских приборов; за специальный блок питания для зарядки аккумуляторов и т. д. Вот достижения школьников, членов УПБ только в этом году. Максим Кривцов стал победителем всероссийского конкурса научно–исследовательских проектов «Юниор» при Московском инженерно–физическом институте, знаменитом МИФИ, а также дипломантом научно–практической конференции молодых ученых Ставрополья. Роман Мазикин с разработанной им биогазовой установкой занял третье место на всероссийском конкурсе инновационных проектов, проводимом компанией «Сименс».
Еще больше впечатляют производственные успехи бригады. За прошедший год общая валовая выручка составила около 800 тыс. рублей. И это в условиях сильнейшей засухи, когда многие фермерские хозяйства района почти ничего не получили. И без тех сумм, которые сэкономили, поскольку зерно на семена не покупали, а получили от СНИИСХа по договору.
Половину вырученных средств тратят на развитие материально–технической базы школы. Компьютеры и их обслуживание, ремонт и содержание помещений, кухонное оборудование и холодильная установка, новая мебель и т. д. Родители денег ни на что не сдают, кроме как на питание детей, которое за счет своих овощей, гречки, подсолнечного масла также сильно удешевляется. Еще тридцать процентов выручки бригада вкладывает в воспроизводство, ремонт техники. После уплаты налогов остаются средства на проведение школьных мероприятий, стипендии лучшим учащимся и премии отличившимся учителям, на то, чтобы дети съездили на олимпиаду, слет и т. д.
Замдиректора по производству Сергей Скачко нарисовал в моем блокноте схему доходов–расходов и озаглавил ее «Финансовый пирог УПБ в жизни школы». А потом отложил ручку и сказал: «Но не это главное!». Главное, по его мнению, в том, что дети ощущают свою значимость через труд и его результаты – а значит, уважают себя. Их тоже начинают уважать. В школу стали заглядывать представители местного ООО «Чапаевское», им нужны надежные сельхозкадры. В Казинке построена мегаферма молочного животноводства, коров везли аж из Америки, и обслуживающий персонал ищут образованный, квалифицированный. Собираются открывать в окрестностях кирпичный завод, и, может, не один... Галина Мамцева в раздумьях – нужно создавать в бригаде новые специализации.
Есть у нее и другие проблемы. УПБ по его сегодняшним мощностям тесновато на 140 га земли, 50 из которых – аренда. Утерян культстан, перешел к ООО «Чапаевское» в качестве уставного капитала бывшего колхоза, и сдвинуть эту ситуацию с места пока не удается. Вообще недостает хороших шефов, кто и с техникой помог бы, и с хранением продукции, и с другими «узкими» местами.
Но есть каждый день и хорошие моменты. В УПБ приезжали японцы – перенимать опыт детского самоуправления. Только что из директорского кабинета ушла делегация родителей соседнего района. Просят: возьмите наших детей к себе в школу, будем их к вам сами возить... Большинство выпускников этого года хорошо сдали ЕГЭ, некоторые собрались поступать в вузы, и шансы у них есть...
20 июня 2009 года