На Ставрополье уже больше года работает один из первых в РФ региональных научно-методических центров патриотического и гражданского воспитания. Общественность это событие расценивает как один из важных шагов в формировании инновационной образовательной среды региона. По просьбе «Ставропольской правды» о Центре рассказывает его директор, доктор социологии Ирина Пржиленская:
Главные участники торжества – студенты, ведь праздник посвящен молодежи Ставрополья.

Главные участники торжества – студенты, ведь праздник посвящен молодежи Ставрополья.

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

– Основу работы нашего Центра, созданного при Ставропольском государственном университете, определяет Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ, а также Концепция и Программа развития СГУ в рамках его гуманитарной и научной деятельности по направлению «Безопасность и противодействие терроризму».

Посмотрим на окружающий мир: чем ближе очередной государственный праздник или памятная дата, тем чаще мы слышим и читаем о патриотизме, гражданственности, верности Родине, служению Отечеству и конституционном долге как наиболее значимых ценностях. Замечу, что нечто подобное происходит и в других странах, в том числе и в тех, которые подобно России переживают становление новой государственности.

Российские реформы 90-х были направлены на рост благосостояния, лучшее обеспечение безопасности, соблюдение прав и свобод граждан, а в качестве побочного эффекта принесли определенное падение нравов, разрушение общественных идеалов. Вошедшие в нашу жизнь западные культурные образцы у значительной части россиян не нашли должного отклика, породив чувство утраты, пустоты, одиночества.

Патриотизм как идея в любой стране и в любом обществе, особенно в переломные и критические моменты, выступает как стратегия сохранения социальной гармонии. Поэтому в условиях «невключенности» большинства россиян в активную экономическую деятельность, при высоком уровне инфляции, коррупции, правового нигилизма обращение к ценностям патриотизма выглядит вполне обоснованным.

У нас есть все основания утверждать, что в современной России наметились два взаимосвязанных процесса: возрождение патриотических ценностей на основе существующего исторического опыта и становление нового российского патриотизма как органичной основы единения общества.

Целенаправленное патриотическое и гражданское воспитание подразумевает, что такие абстрактные понятия, как «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «взаимоотношения общества и государства», должны быть адаптированы к традициям, культуре, истории и конфессиональным особенностям региона и страны.

Исследования показывают, что молодые люди с развитым чувством гражданственности и патриотизма имеют более высокие показатели жизнедеятельности. Поэтому если стратегической целью российского государства является повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российского образования, то его модернизация должна проходить по такому вектору: «эффективное образование – человек культуры, гражданин, патриот – солидарное общество – сильное государство».

Вот откуда родилась необходимость создания на базе образовательных учреждений специальных структур, способных и организовать, и контролировать процесс воспитания гражданина и патриота. В цивилизованном государстве это прежде всего помощь в выборе ценностей как ориентиров в принесении конкретной пользы своему Отечеству и служении ему.

Все еще сохраняющиеся в современной российской системе образования и воспитания стереотипы не содержат в себе осознания социальной значимости и профессиональной ответственности за формирование современной общероссийской идентичности у молодежи. Поэтому важно, чтобы усилия ученых и преподавателей имели общие идеологические основания, а в учебных аудиториях «проговаривались», осмысливались и обсуждались все события прошлого и настоящего России с учетом не только ее успехов, но и неудач, проблем и надежд.

Мы полагаем, что каждый преподаватель каждого учебного заведения России просто обязан обращать особое внимание на уровень научных знаний и представлений о реальной жизни у учащихся и студентов. В результате отлаженной на этой базе обратной связи вырабатывается адекватная программа наполнения учебных курсов и организации внеаудиторных мероприятий гражданско-патриотической проблематикой. В результате вырабатывается система, в ходе которой каждый преподаватель образовывая – воспитывает, а воспитывая – образовывает.

Например, наш университет, реализуя долгосрочную научно обоснованную программу гражданско-патриотического воспитания, формирует у студентов определенную жизненную позицию, включающую чувство личной причастности к судьбам страны, ответственность за будущее России и региона, умение выбрать правильное решение в ситуации, возникающей на фоне взаимодействия различных культур. С точки зрения государственных интересов, это залог национальной безопасности и стабильного поступательного развития как региона, так и всего российского общества.

В завершение отмечу, что пока еще, увы, в большинстве случаев обращение к ресурсу патриотического просвещения и воспитания в образовательной среде России осуществляется исключительно по доброй воле и инициативе руководителей учебных заведений. Ставропольскому госуниверситету в этом отношении повезло: здесь понимают значение создания инновационной образовательной среды как фактора формирования общегражданской идентичности у молодого поколения россиян. В качестве примера приведу слова ректора СГУ, профессора Владимира Александровича Шаповалова из сборника научных работ «Традиции патриотического воспитания в полиэтничном регионе»: «Воспитание патриотизма – это тонкая вещь, поскольку нельзя человека заставить быть патриотом. Поэтому предстоит долгая, кропотливая, очень серьезная работа, которая должна быть устремлена в будущее, но и учитывать опыт прошлых поколений».

Михаил ЛУКИН

Патриотизм – штука тонкая / Газета «Ставропольская правда» / 6 июня 2009 г.