Театр для двадцати пяти зрителей есть в Старомарьевке
Программки отпечатаны на принтере, а театр находится в доме его художественного руководителя и главного режиссера, заслуженного работника культуры РФ Михаила Литвинова. Это просто комната, поделенная занавесом на две половины. На одной стоят длинные скамейки как раз на 25 зрителей, на другой сцена, то есть просто квадратов десять деревянного пола. Расстояние между актерами и зрителями метра полтора. Есть еще два театральных софита для освещения действа. Все.
Между тем в этой комнате сыграно уже 640 спектаклей, которые посмотрели более 13 тысяч зрителей. В репертуаре театра пушкинские «Маленькие трагедии» и чеховский «Медведь», инсценировки по Михаилу Шолохову, Василию Шукшину, Валентину Распутину. «Оптимисты» становились лауреатами всероссийских театральных фестивалей, были героями телесюжетов почти всех федеральных каналов. Но первой о них рассказала «Ставропольская правда» почти десять лет назад. О том, как руководитель детской драматической студии Ставропольского дворца эстетического воспитания школьников Михаил Литвинов волей судьбы создал театр у себя дома в селе Старомарьевка. Судьба заключалась в том, что Михаил Данилович заболел, стали подводить ноги. А жить без сцены он не мог. Тогда и появился в одной из комнат театральный занавес, а в дом зачастили местные школьники, молодые учителя, да и коекто из ставропольских бывших студийцев приезжал на репетиции.
Я помню первую премьеру по «Маленьким трагедиям». Юные артисты на удивление хорошо владели пушкинским стихом, а выделялся из всех студент Андрей Белозеров в роли Дон Гуана, явно одаренный, не посамодеятельному органичный в условиях, когда зрители — вот они, рядом, и любая фальшь и неточность будут видны. Уже тогда было понятно, что Литвинов театральный педагог от Бога и некоторым его питомцам прямая дорога на профессиональную сцену.
Что, собственно, и произошло. На днях «Оптимисты» праздновали первый юбилей — десятилетие своей студии. Михаилу Даниловичу то и дело с поздравлениями звонили бывшие студийцы, теперь студенты московских и питерских театральных вузов, университетов культуры разных городов.
В честь юбилея показали «Живи и помни» Распутина. Юная студентка СГУ Марианна Мамонтова вместе с повзрослевшим Андреем Белозеровым, ныне профессиональным артистом, играли Настену и Андрея Гуськовых (на снимках), которых война поставила перед жестоким, нечеловеческим выбором между любовью и долгом. Они играли любовь и ненависть на расстоянии вытянутой руки и так, как будто нас не было в этом импровизированном зальчике. Боюсь высокопарных слов, но повеяло почти древнегреческой трагедией... Сам Литвинов читал текст от автора, так пронзительно звучащие сейчас распутинские строки о том, что если человек не вместе со своим народом, то ждут его позор и беды. Невольно подумалось: неужели у современного нашего искусства судьба теперь такая гламур и пустота, а истинные, глубокие переживания возможны лишь на сцене маленького домашнего театра?
После спектакля состоялась собственно юбилейная часть. Поздравляли и театрстудию, и художественного руководителя, у которого к тому же был день рождения. Председатель краевого отделения Союза театральных деятелей РФ, заслуженный артист России Владимир Аллахвердов вручил ему диплом президентского стипендиата. Приехал бывший одноклассник Литвинова и большой друг театра «Оптимисты» начальник управления судебного департамента при Верховном суде РФ в Ставропольском крае Виктор Алексенцев с добрыми словами и подарками. Читал юбилейные эпиграммы главный режиссер краевого театра кукол Григорий Гольдман. (Это он, между прочим, регулярно отпускает своего актера Белозерова на репетиции в Старомарьевку). Михаила Литвинова и его артистов поздравляли от министерства культуры СК, от районной и сельской администраций, от местного казачества, родителей студийцев. И от «Ставрополки» само собой.
6 июня 2009 года