00:00, 5 июня 2009 года

Ставрополью необходимо вернуть продовольственную безопасность

Ответы на эти вопросы искали участники совещания, посвященного мерам по повышению конкурентоспособности продукции краевых сельхозтоваропроизводителей и совершенствованию взаимодействия с торговыми организациями, которое прошло вчера в минсельхозе СК.

К обсуждению проблемы были привлечены представители правительства, парламента края, ряда федеральных ведомств, ведь по большому счету речь идет о продовольственной безопасности Ставрополья, которую, по некоторым оценкам, мы уже потеряли. Остроты ситуации добавляет и финансово–экономический кризис: снижается покупательская способность населения, а торговые сети, ощущая нехватку оборотных средств, задерживают расчеты с поставщиками, которые из–за этого сами вынуждены влезать в долги, чтобы хоть как–то удержаться на плаву.

Как следует из доклада замминистра сельского хозяйства СК С. Лысенко, нельзя сказать, что пищепереработка в крае поставлена плохо: внедряются новые технологии, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, есть серьезные достижения на национальном уровне, к примеру, Ставрополью принадлежит примерно пятая часть российского рынка виноградных вин и коньяков. При всем этом загруженность перерабатывающих предприятий края колеблется от 12 до 65 процентов. Ставрополье не может обеспечить своих жителей целым рядом продуктов в полном объеме. Почему так происходит? По словам С. Лысенко, у большинства местных производителей нет прямого выхода на покупателя, они слишком зависимы от требований торговых сетей. В итоге львиная доля прибыли оседает у посредников. В пример он привел ситуацию с куриным яйцом: отпускная цена одного десятка на ставропольских птицефабриках составляет 11–15 рублей, а на магазинных прилавках – уже 30 целковых. Более того, в условиях кризиса торговые сети идут на снижение цен, но не в ущерб себе, а за счет уменьшения закупочной стоимости товаров. И снова производитель остается внакладе.

По мнению председателя краевого парламента В. Коваленко, неспособность ставропольских предприятий конкурировать с представителями других регионов в значительной степени обусловлена низким уровнем развития маркетинга, неумением продвигать собственный товар. В итоге покупатель охотнее обращает внимание на чужие, но раскрученные бренды. Это оборачивается не только потерями для краевого бюджета, но и серьезными социальными проблемами. «Миллиарды рублей, потраченные на завозное продовольствие, это нереализованные инвестиции в развитие нашего села, удар по трудовой мотивации крестьянства – оно перестает видеть смысл в своем тяжелом труде, село пустеет», – отметил спикер ГДСК. «Мы стали сырьевым придатком других регионов. Они развиваются, а мы нет», – подытожил он. Для исправления положения необходимо обеспечить доступ ставропольского производителя к покупателю: как минимум организовать оптово–продовольственные рынки со 100–процентным государственным или муниципальным участием и наладить электронную систему торгов по госзакупкам.

По мнению представителей перерабатывающих производств края, нелишним будет и открытый протекционизм региональных властей в отношении продвижения ставропольской продукции в другие регионы. В свою очередь торговые сети упрекнули переработчиков в негибкости: это касается и маркетинга, и логистики, и ценовой политики.

«Чужое на свое»
Газета «Ставропольская правда»
5 июня 2009 года