00:00, 18 апреля 2009 года

Уроки отца Дмитрия

По словам самого батюшки, «храм науки» построен как раз на том месте, где раньше находилась главная из четырех некогда существовавших в селе церквей. В память об этом у входа во двор установлен поклонный крест. И многое тут можно считать символичным: например, достижения школьного коллектива, который дважды был отмечен высокими наградами – золотым и серебряным орденами «Отличник качества Ставрополья». А в прошлом году МОУ СОШ №3 стала обладателем миллионного гранта. Но никакими миллионами не измеришь тот особый вклад, который вносит сегодня церковь в духовное и нравственное развитие детей.

Три года назад вне рамок образовательной программы по договоренности между приходом и школой, а также с согласия родителей был введен курс «Основы православной культуры». На занятиях, которые проводят педагоги, прошедшие подготовку в Московской духовной академии, изучаются жития православных святых, проводятся Дни славянской письменности...

– Но главное, – говорит директор МОУ СОШ №3 Ольга Валькова, – дети постигают основы нравственности, учатся добру и любви к окружающим.

Слушателями курсов в настоящее время являются около 70 учащихся начальных классов. Со слов абсолютного большинства родителей, можно утверждать, что уроки православной культуры благотворно повлияли на поведение их драгоценных чад. А в прошлом году на базе школы проводилось пастырское собрание, на котором духовенство Свято–Крестовского благочиния, познакомившись с опытом «соработничества» образовательных учреждений села (в Прасковее есть еще одна школа и три детских сада) и церкви, рекомендовало священнослужителям «извлечь уроки из прасковейского опыта и применять их на своих приходах».

Словом, уважение и авторитет в селе, которые складываются годами, молодой батюшка завоевал сразу. А иначе разве стали бы строить здесь новую церковь? Храм Александра Невского стараниями отца Дмитрия заложили в прошлом году в самом центре, как раз по соседству с административным зданием ЗАО «Прасковейское», главного спонсора этого богоугодного дела.

– Прежде храм именно здесь и стоял, – заметил настоятель с некоторой грустью, когда мы прибыли на место строительства. работы ведутся буквально в десятке метров от водосвятной часовни, установленной на месте разрушенного храма.

Затем мы отправились в действующий приход – Вознесенский, в нем Дмитрий Морозов служит четвертый год. Это небольшое домовладение, расположенное на возвышенности, в 1944 году его было дозволено выкупить православной общине под молитвенный дом. Со временем облагороженное здание стало настоящим сельским храмом. Как раз перед Светлым Христовым Воскресением внутри постелили новый линолеум, не выветрился пока еще и запах свежей краски.

Продолжая наш экскурс в историю, батюшка заметил:

– Холмистая местность села Прасковеи удивительно напоминает Святую Землю – Палестину, где прошла земная жизнь Спасителя нашего. На горе Фавор Христос преобразился, а с горы Елеон вознесся на небо. Одно из этих событий, а именно Вознесение Господне, и легло в основу построения в 1852 году на склоне сельской возвышенности Вознесенского храма. Кстати, эта возвышенность так и стала тогда называться – Елеонской...

Нынешнее место, получается, тоже выбрано не случайно: в маленьком, закрытом со всех сторон от ветра дворике тихо и уютно. В отдельных пристройках разместились церковная библиотека, воскресная школа для детей и подростков, трапезная, в которой после обедни наводила порядок одна из прихожанок.

– Наше поколение к религии совсем не было приучено, не так мы воспитывали и своих детей, – рассуждала она. – в церковь и молодые, и старые приходят только тогда, когда что–то случается. Так же и я сюда попала, а теперь думаю – как много в жизни потеряно...

Будто в подтверждение своих слов Лариса Ивановна предложила мне целую стопку писем со словами раскаяния, которые пишут заключенные женской тюрьмы из мест довольно отдаленных – Мордовии, Чувашии, Алтайского края. И вот что удивительно: на некоторых из них толком и адреса–то нет – лишь название улицы и прихода, на конвертах порой даже не указано ни села, ни района.

– Видимо, в том и есть Божий промысел, что попали они именно сюда, – продолжает Лариса Ивановна.

В своих письмах женщины не просто раскаиваются в содеянном, делятся житейскими проблемами и бедами, но и просят о помощи. А нуждаются они, как правило, в самом необходимом – предметах гигиены, белье, одежде, обуви. И на каждой службе батюшка обращается с просьбой к прихожанам не оставить без внимания несчастных.

На конвертах пометки: «посылка отправлена» или «посылка готова». Вещи уже собраны и для пасхальных подарков заключенным. Почтовые услуги (учитывая расстояние) недешево обходятся приходу, экономить решили на посылочных мешках, которые теперь шьют сами.

Лариса Ивановна рассказала еще об одном таком же уроке, который как–то преподал батюшка. Она возвращалась из церкви со своей знакомой. Женщины медленно шли беседуя. Неожиданно, поравнявшись с ними, отец Дмитрий спросил, указывая на мужчину, сидящего у двора с опущенной головой:

– А вы знаете, что вчера у него умерла жена?

– Батюшка, так ведь она так пила... – ответили попутчицы.

Он молча подошел к несчастному и дал деньги на погребение.

В своих проповедях, по словам прихожан, отец Дмитрий часто говорит им о любви к ближнему, милосердии и сострадании. Но и его собственное поведение, образ жизни являются для многих примером не только глубокой веры, но и безграничной любви к людям. И они отвечают ему тем же, стараясь не только следовать канонам, но и жить в согласии с Богом, со своей совестью.