Руководители мужчины и женщины: в чём их различие?
Вначале, по словам специалистов, и мужчины, и женщины вели себя одинаково: внутренне закрывались, поскольку воспринимали психологов как очередных проверяющих. Что и говорить, реакция довольно примечательная, свидетельствующая, что профессиональное выгорание коснулось их своим крылом. Когда же директора поверили психологам и расслабились, стало ясно, что, хотя рабочие цели у всех руководителей учебных заведений одни и те же независимо от гендерной (половой) принадлежности, достигают они их и проблемы переживают все же по–разному — по–мужски и по–женски.
Одной из ведущих в обоих тренингах была психолог, руководитель отдела методического обеспечения центра Женик Степанян. Своими наблюдениями она поделилась с нашим корреспондентом.
– Женик, чем вызвано такое отдельное внимание центра к директорам? У каждого из них в школе работает свой психолог, есть к кому обращаться...
– Школьный психолог зависит от администрации, которая по закону является заказчиком всех оказываемых учреждением образования услуг, он и сам находится внутри процесса. Чтобы оказать поддержку руководителю, нужен взгляд извне. А в психологической поддержке директора школ очень нуждаются, поскольку их профессиональная деятельность связана с многочисленными стрессами, с большим эмоциональным давлением, и это негативно сказывается и на работе, и на их семейной жизни, и на здоровье.
– Скажите, а гендерные различия в стиле руководства действительно велики?
– Знаете, когда в обоих тренингах наступил момент доверия к психологам со стороны участников, женщины сразу открылись, проявили эмоциональность. Зазвучали темы личной жизни, отношения к своей женственности, не была обойдена и тема сексуальности. Мужчины от разговора о профессиональных проблемах к другим сферам так и не перешли. Было очень трудно вызвать их на разговор о том, что они чувствуют, об их собственных слабостях (которые они боятся признавать, а значит, не умеют себе прощать). Женщина–руководитель эмоционально более подвижна, способна разряжать аффекты — если не на работе, так в семье или с подругами. Мужчина, которому в детстве, как правило, внушали, что мальчики не плачут и вообще чувств своих не показывают, внутренне закрыт и на работе, и дома.
– Ну да, такой вот супермен — а в 47 лет вдруг инфаркт или инсульт...
– Мужчина и женщина по–разному чувствуют, например, ответственность за порученное дело. В женщине сильна ее материнская суть, рабочий коллектив она очень часто воспринимает как семью, подчиненных — как детей. (Что, нужно заметить, им далеко не всегда нравится). Отсюда — контроль, желание, чтобы эта семья была идеальной, то есть повышенная требовательность и дополнительная агрессия. Как ни странно, при всей своей мягкости женщина–руководитель более авторитарна. Демократический стиль чаще присущ мужчине–директору, который больше доверяет самостоятельности подчиненных.
Впрочем, ему изначально нести социальную роль руководителя легче, он лидер по природе...
– Есть такой классический пример — героиня кинофильма Эльдара Рязанова «Служебный роман», начальница по фамилии Калугина. В начале картины она просто солдат в юбке какой–то. Мы с большим сочувствием наблюдаем, как в ней пробуждается женственность, как она замечательно хорошеет. Но ведь в итоге–то что? Из последних титров фильма мы узнаем, что Калугина не только фамилию сменила на Новосельцеву, но еще и сына родила. То есть начальницей быть, очевидно, перестала. Как у директоров – женщин с семейной жизнью?
– По–разному. Из опыта психолога знаю, что женщина–руководитель может быть успешна в семье, если муж принимает ее такой, какая она есть, позволяет приносить домой с работы все эмоции, хотя это и ложится дополнительной нагрузкой на их отношения.
Женское выгорание в руководящей должности связано с тем, что, став начальницей, она оказывается в очень проблемном поле. Женственность, мягкость, уступчивость, присущие ей по природе, приходят в противоречие со взятой ею на себя социальной ролью. На стыке этих противоречий часто происходит внутренний слом. Та же Калугина в «Служебном романе» была не только неженственна и малопривлекательна внешне, но с подчиненными общалась лишь через секретаршу. С ней произошло некое психологическое капсулирование, она почти изолировала себя от мира.
– А выгорание мужчины–начальника с чем связано?
– С присущим мужскому полу подавлением собственных чувств, о чем мы уже упоминали. Аффекты не разряжаются, а смещаются на тело, психическое выражается через соматику, то есть через болезнь.
– Есть еще один традиционный способ разрядки у мужчин — алкоголь. Но что же можно сделать? Вот вы собрали людей, провели тренинги — а дальше? Создадите клуб руководителей образования? Будете проводить индивидуальное психологическое консультирование?
– Мне трудно представить себе, что директор школы пойдет в индивидуальную работу, во всяком случае, заявок таких пока не было. А вот на что они, нам кажется, готовы откликнуться — на групповую терапию. «Ставропольская правда» однажды рассказывала о так называемых «балинтовских» психотерапевтических профессиональных группах. Некий их аналог мы хотели бы создать. Это такое психологическое пространство, где руководителям образовательных учреждений района было бы безопасно говорить о своих проблемах, получать помощь специалистов. Пока же нам было важно эти проблемы для них обозначить. То, что названо по имени, уже не так пугает...
3 апреля 2009 года