Затерянные в степи
НА ГОЛОМ ЭНТУЗИАЗМЕ
Директор Каясулинского дома культуры Евгений Коржов обсуждать эти проблемы деликатно отказался, предложив просто побывать под сводами, как сам назвал, пока еще «тлеющего очага культуры». Это большое, просторное здание можно назвать дворцом: два зрительных и один танцевальный залы, музей традиционной ногайской культуры, помещения для репетиций и кружковой работы, уютный светлый холл и библиотека. Несколько лет назад ее предусмотрительно переместили на первый этаж: потекла крыша, и книги нужно было спасать немедленно. А вот музей оставили на месте, юрта уже промокла насквозь. Плесень, образовавшаяся в углу от постоянной сырости, настойчиво поползла по стенам... Так же сыро и неуютно в малом зале, расположенном по соседству.
Косметический ремонт внутри ДК с оформлением «под пластик» был сделан несколько лет назад за счет средств районного бюджета, «латали» и мягкую кровлю, но она снова дала течь. Теперь здание на балансе муниципальной власти, и речь о ремонте крыши даже вести не приходится: только проект на миллионы тянет. К слову сказать, бюджета всего поселения сегодня не хватило бы для сельского ДК.
– Да разве только об этом приходится думать! – развел руками глава Каясулинского сельсовета Гайнула Исхаков. – Жители аулов Махач и Уллуби–Юрт много лет ждут строительства дороги: расстояние до Каясулы чуть более десяти километров, но затраты непомерные для сельской казны. Недавно этот острый вопрос даже в правительстве края обсуждался.
По словам главы, в населенных пунктах более шестидесяти процентов населения, не имея работы, находится в бедственном положении. Большинство молодежи в поисках заработков давно покинуло насиженные места, остальные берут в аренду земельные участки, чтобы выращивать овощи. Но из–за транспортных расходов прибыль от этого занятия сводится к минимуму.
– Что такое полтора миллиона рублей, которые мы сегодня имеем? – делает расклад Гайнула Исхаков. – Зарплата бюджетникам – медикам, учителям, культработникам, нам, чиновникам. У меня сегодня нет ни копейки лишней, даже на срочную материальную помощь, за которой нередко обращаются люди, оказавшись в сложной жизненной ситуации. Вот и пришлось пойти на непопулярные меры...
Речь о сокращении ставок руководителям кружков, труд которых по новой системе оплаты труда оценивается по минимуму. Вместо двадцати двух кружков, которые объединяли около трехсот подростков, теперь будут работать только пятнадцать. Кто–то за свою работу получает меньше трех тысяч, а кому–то и вовсе грозит сокращение.
Каясула – типичная сельская глубинка. Люди, проживающие на территории сельсовета, в состав которого входят аулы Уч–Тюбе, Махач и Уллуби–Юрт, будто «затерялись» в степи – до райцентра более ста километров. И дороги между населенными пунктами нужны, безусловно, и уличное освещение, и благоустройством заниматься нужно. Но разве все проблемы решить за счет культуры?
Семью Коржовых они, можно сказать, задели вдвойне: Марина, супруга Евгения, проработала в Доме культуры больше половины трудового стажа и поняла, именно здесь нашла свое призвание. По образованию она учитель начальных классов. Когда пришла сюда, за ней следом в театральный кружок потянулись бывшие ученики. А теперь придется заниматься только методической работой. Женя с сельской культурой связан с детства: играл в духовом оркестре, а потом поступил в Краснодарский институт культуры, и вот уже двадцать лет возглавляет коллектив Каясулинского ДК. Оба – настоящие энтузиасты, преданные своему делу люди. Зарплата ведь у культ–работников всегда была невысокой, так что брать в аренду землю и выращивать овощи им тоже приходилось, что называется, без отрыва от производства. Но тогда помогали сыновья. А теперь супруги больше всего рады, что мальчишки стали самостоятельными, а еще тому, что выросли они интересными, общительными и востребованными в жизни людьми. Оба уточняют: «Во многом благодаря сцене».
Так получилось, что в момент нашей встречи Кирилл и Игорь гостили дома: старший приехал на побывку из Подмосковья, где служит по контракту, младший, студент железнодорожного колледжа, догуливал остаток каникул. За чашкой чая Кирилл признался, что родители сделали их жизнь не просто интересной, насыщенной, но и воспитали неунывающими оптимистами.
– Но сегодня определенный заряд оптимизма не помешал бы и самим родителям, – заметил Кирилл.
Хотя на первый взгляд, творческий коллектив ДК живет обычной жизнью и по–прежнему считается лучшим в районе. Голоса артистов знаменитого народного ансамбля «Алтынай» эхом разносились по всему зданию – шла подготовка к традиционному для ногайцев празднику весны – Новрус–Байрам, который отмечается в селе в конце марта так же широко, как и Масленица. Своей очереди на репетицию ожидал еще один народный коллектив «Россиянка». И в том, и другом – одни и те же аккомпаниаторы – Тимерхан Махмутов и руководитель обоих коллективов – Гульнара Нурадилова. На главной сцене шли занятия детского танцевального ансамбля Румии Сунетовой. У всех культработников немалый трудовой стаж и свой «багаж» творческих заслуг. Но о последней победе вокалистки Алтынай Мурзалиевой все говорят с особым восхищением: руководитель кружка Тереза Аджиева в прошлом году сама повезла свою воспитанницу в Сочи на Международный фестиваль «В краю магнолий». Алтынай не просто стала лауреатом, но и получила приглашение на учебу в училище искусств.
...А вывод напрашивается один: пока здесь еще есть такие энтузиасты, как супруги Коржовы, Тереза Аджиева, Тимерхан Махмутов, Гульнара Нурадилова и другие увлеченные своим делом люди, можно надеяться, что культура в сельской глубинке точно не умрет. Только на сколько хватит сил выезжать на голом энтузиазме?
В коллективе поговаривают, что сокращения будут еще.
ВРЕМЕННАЯ «ПАДЧЕРИЦА»
По мнению главы Ачикулакского сельсовета Дмитрия Сокуренко, сельская культура сегодня временно у государства находится в «падчерицах»:
– Вот минует кризис, и все наладится, – говорит он, – поймите, бюджет поселения почти полностью дотационный: ну не могу я сегодня платить культработнику больше, чем главному бухгалтеру...
Словом, и здесь всё тоже «ужали» до минимума. Директору социально–культурного объединения Ольге Сутыриной пришлось отстаивать каждого специалиста, доказывая его необходимость. Коллектив удалось сохранить полностью, но… вдвое уменьшив оплату труда.
Подчеркивая, что мера эта вынужденная, Дмитрий Сокуренко сам побывал в коллективе, объяснил ситуацию и теперь всячески старается поддерживать хотя бы словом. Учитывая аварийное положение здания ДК, в котором даже репетиции толком проводить негде, в прошлом году отыскал спонсоров, на деньги которых построены замечательная летняя сцена и площадка для народных гуляний.
– Но главный вопрос – капитального ремонта ДК, построенного полвека назад, вот такими небольшими «вливаниями» не решить, – продолжает он.
Поэтому и сам надеется на помощь краевого министерства культуры, куда планирует отправиться вместе с директором социально–культурного объединения. Проектно–сметная документация давно подготовлена. Тем более и повод для проведения столь масштабных преобразований у главы появился веский – в будущем году селу исполняется 180 лет.
Ачикулак – такое же многонациональное село, как и Каясула, и проблемы здесь те же самые – по крайней мере, процент безработных не меньше: в двух сельхозпредприятиях всего–то занято 200 человек из 6,5 тысячи населения. Но позиция главы, избранного недавно, в какой–то степени на самом деле воодушевляет: он и спонсоров сумел найти для благоустройства той самой площадки, и заложить в селе церковь, словом, в корне изменить настроение людей.
– А как вы хотели? – продолжает Дмитрий Сокуренко. – В сельской глубинке именно культура не дает потускнеть жизни, а в таком многонациональном селе, как наше, играет особенно важную роль. Праздники объединяют людей, делают их добрее и терпимее друг к другу – и это самое важное, что необходимо сохранить. Вот бы еще стадион построить... А финансовые проблемы, думаю, что они – временные.