Евгений Назаров о работе Национального антитеррористического комитета
- Общенациональная управленческая вертикаль по противодействию терроризму включает в себя НАК, Федеральный оперативный штаб (ФОШ), оперативные штабы в субъектах России (ОШ) и антитеррористические комиссии в субъектах РФ (АТК). Задача этих подразделений – концентрация и координация деятельности всех территориальных структур органов исполнительной власти РФ и органов власти субъектов Федерации, то есть и Ставропольского края, по противодействию угрозе терроризма. Федеральный оперативный штаб призван непосредственно реагировать на масштабные проявления терроризма. Оперативные штабы и антитеррористические комиссии в субъектах РФ должны первыми свое – временно и адекватно реагировать на изменения обстановки и возникающие террористические угрозы.
Законодательство четко разграничивает полномочия антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах РФ. В частности, АТК в крае, руководителем которой является губернатор, создана для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти СК и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий террористических актов. Задача ОШ в СК – планирование применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями на территории края. Руководителем оперативного штаба в Ставропольском крае является начальник УФСБ РФ по СК, заместителем – начальник ГУВД по СК. Оперативный штаб — это коллективный межведомственный орган, основными функциями которого являются: сбор, анализ и оценки информации о террористической деятельности на территории СК; подготовка и проверка готовности сил и средств, привлекаемых к проведению контр–террористических операций; организация и проведение совместных тренировок и учений и другие. Спектр решаемых ОШ задач достаточно широк. Принципиально важным является то, что к его компетенции отнесены все направления борьбы с терроризмом, в том числе и подготовка предложений по минимизации последствий террористического акта.
Можно констатировать, что созданная управленческая вертикаль полностью себя оправдала. Высокая оценка деятельности НАК, ФОШ, ОШ была дана высшими должностными лицами Российской Федерации. В частности, по оценке председателя правительства РФ В. Путина, образование НАК и выстроенной вертикали стало серьезным шагом в антитеррористической стратегии России. Один из важнейших результатов – реальное повышение скоординированности действий всех ветвей власти в борьбе с терроризмом и в первую очередь в Южном федеральном округе.
– Каковы результаты работы по борьбе с терроризмом в 2008 году?
– Сейчас обстановка на территории края в этой сфере борьбы относительно стабильная. В результате комплексного применения имеющихся сил и средств террористических актов в 2008 году на территории Ставропольского края не допущено. Были задержаны девять участников отдельных бандгрупп и лиц, подозреваемых в причастности к бандформированиям. Обнаружено 13 тайников с оружием. Изъято более 300 килограммов взрывчатых веществ, 47 единиц стрелкового оружия, более 18 тысяч различных боеприпасов. Вместе с тем анализ поступающей в ОШ информации свидетельствует, что главарями бандподполья Северо–Кавказского региона и их пособниками вынашиваются планы по эскалации террористической активности на территории ЮФО. Сохраняется угроза совершения террористических актов, в том числе в отношении сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. В этой обстановке необходимым условием успешного противодействия террористическим угрозам является действенное сотрудничество всех антитеррористических сил в Ставропольском крае и, конечно же, поддержка населения.
– Какую, на ваш взгляд, роль играют СМИ в противодействии терроризму?
– Реальность такова, что терроризм немыслим без информационной подпитки. Готовя террористические акты, преступники рассчитывают произвести максимально громкий эффект, стремятся добиться общественного и политического резонанса – в первую очередь с помощью средств массовой информации. Многие зарубежные террористические организации имеют собственные печатные издания, интернет–сайты, телевизионные каналы, что дает возможность идеологам терроризма обращаться к широкой аудитории. Зачастую террористическими организациями СМИ используются для разжигания национальной, религиозной и расовой неприязни, ксенофобии, ведения экстремистской пропаганды.
В этих условиях вопросы информационного обеспечения общества в сфере предупреждения и пресечения терроризма приобретают приоритетное значение. Очень важно, чтобы СМИ имели все возможности для достоверной и объективной подачи материала о деятельности структур федеральных органов власти по борьбе с терроризмом. Вместе с тем необходимо добиться, чтобы материалы ни в коем случае не пропагандировали те взгляды, которыми руководствуются идеологи терроризма. Здесь важны личная ответственность каждого журналиста и соблюдение прежде всего общечеловеческих принципов и норм морали. Необходимо способствовать распространению через средства массовой информации сведений, раскрывающих преступную сущность идеологов терроризма.
– Существует мнение, что создание такой крупной структуры, как НАК и его вертикали, дало в руки спецслужб практически неограниченные возможности по воздействию на гражданские свободы под предлогом борьбы с терроризмом.
– С такой постановкой вопроса нельзя согласиться. Федеральный закон «О противодействии терроризму» и Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» прежде всего направлены на защиту гражданских свобод граждан и общества от террористических угроз. Теракты в Беслане, Москве и других городах РФ доказали старую истину, что у семи нянек дитя без глазу. Силовые структуры и правоохранительные органы в критической ситуации действовали грамотно, но разобщенно. Имела место противоречивая информация, которая вводила в заблуждение общество. Еще более явно последствия отсутствия координации проявились в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе, когда в результате несогласованности действий подразделения разных ведомств попадали под огонь друг друга.
Кроме того, межведомственная несогласованность препятствовала обмену информацией о выявленных террористических угрозах, что не позволяло принимать своевременные меры реагирования на поступающие данные. Расширение полномочий главы ФСБ России, на которого возложены функции руководства НАК, направлено на повышение согласованности действий органов государства при угрозе или совершении теракта, а не на ограничение гражданских прав.
Хотел бы подчеркнуть, что в области борьбы с терроризмом Российская Федерация избрала наиболее оптимальный путь. Именно консолидация усилий различных структур всех уровней государственной власти, а также гражданского общества является залогом нашей общей победы над международным терроризмом.
17 марта 2009 года