Юрий Васильев: бизнесу нужны налоговые послабления
Идей было высказано немало. Я расскажу прежде всего о тех, которые относятся к налогово–бюджетной сфере. К примеру, заслуживает внимания предложение о введении законодательной нормы, предусматривающей объявление трехлетнего моратория на повышение любых налогов. Это, на наш взгляд, явилось бы важным идеологическим фактором для укрепления взаимного доверия государства и налогоплательщиков. Юридическое закрепление такого моратория выступило бы в роли государственной гарантии поддержания стабильности налоговой системы на кризисный период и способствовало бы стимулированию иностранных и внутренних инвестиций в экономику.
Другой реальной законодательной мерой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства может послужить увеличение предельного размера годового дохода предприятий, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, с 20 до 60 млн. рублей. Это, безусловно, расширило бы круг предприятий, имеющих возможность работать по «упрощенке» и реально снизить на них налоговую нагрузку.
При этом в целях экономической поддержки вновь создаваемых малых предприятий целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении им налоговых каникул сроком на год.
– Ожидаются ли какие–то изменения по тому, скажем так, «модному» налогу, о котором сейчас больше всего пишут и говорят? Речь идет, конечно, об НДС.
– Сложившаяся система администрирования НДС нуждается в серьезном совершенствовании. Сфера возмещения НДС отличается повышенной криминогенностью как со стороны налогоплательщиков, так и госчиновников. Из–за того, что чрезвычайно сложно, а порой и невозможно получить его возмещение, значительные средства налогоплательщиков на длительное время «замораживаются», а иногда и просто теряются. Первоочередной задачей в этом направлении мы видим подготовку законопроекта, предусматривающего ускорение возврата НДС при совершении экспортных операций.
В качестве наиболее приемлемого пути решения этой задачи законодатели рассматривают не механическое сокращение срока камеральной проверки, что неизбежно привело бы к некомпенсируемым потерям федерального бюджета. Имеется в виду введение заявительного порядка возмещения в отношении так называемых традиционных экспортеров. В основу критериев отнесения налогоплательщиков к этой категории будет положен принцип минимизации риска невозврата сумм.
Другой законодательной мерой, направленной на исключение практики кредитования государства со стороны налогоплательщиков, вполне мог бы явиться окончательный отказ от обложения НДС сумм авансовых платежей.
– Можно ли сказать, что в последние годы налоги все более становятся социально направленными?
– Считаю, что если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога. Депутаты фракции «Единая Россия» считают необходимым продолжить реализацию мер, направленных на увеличение вычетов из подоходного налога с учетом темпов инфляции. При этом особое внимание должно быть уделено мерам адресной налоговой поддержки многодетных семей, инвалидов и других наименее защищенных категорий граждан.
– В одном из интервью вы говорили, что наиболее уязвимыми в кризис могут стать региональные бюджеты, и потому необходимо кардинально менять стратегию и методику их финансирования...
– Уверен, давно пора отказаться от практики предоставления на федеральном уровне любых льгот по региональным и местным налогам. Это ведет только к выпадению доходов соответствующих бюджетов и не предполагает их полной компенсации из федеральной казны. Такой отказ способствовал бы безусловной реализации заложенного в Бюджетный кодекс принципа финансовой самостоятельности бюджетов регионального и местного уровней, а также повышению роли этих бюджетов в решении задач социально–экономического развития территорий. А чтобы упредить возможные негативные последствия отмены отдельных льгот, нужно незамедлительно провести инвентаризацию действующих льгот. И по ее результатам уже выработать взвешенные законодательные решения об их полной отмене либо об их частичном сохранении, но при условии компенсации соответствующим бюджетам размера выпадающих доходов.
Другой важной мерой, направленной на укрепление стабильности региональных и местных бюджетов, считаю законодательное закрепление положения о запрете принятия поправок в Налоговый кодекс, приводящих к выпадающим доходам этих бюджетов без их полной компенсации из федерального бюджета.
Целесообразно также вообще пересмотреть методику формирования и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, так как в основу их расчета заложена налоговая база 2007 года. В отдельных вопросах нужно использовать элементы «ручной настройки», чтобы из–за формальных цифр не упустить какие–то обязательства регионов и муниципалитетов.
– В конце марта депутаты Госдумы РФ начнут работать над поправками в бюджет–2009, параметры которого будут резко корректироваться. Не означает ли этот факт, что в нынешней нестабильной экономической ситуации надо временно отказаться от трехлетнего расчета бюджета?
– На мой взгляд, логично для оперативного управления бюджетными средствами, направляемыми на реализацию антикризисных мер, ввести временную норму утверждения федерального бюджета на год, сохранив при этом составление финансового плана на три года. Для этого, правда, необходимо до внесения изменений в федеральный бюджет на 2009 год соответствующим образом откорректировать Бюджетный кодекс. А после при стабилизации ситуации в экономике можно будет вернуться к среднесрочному бюджетному планированию.
– Вы сторонник жесткого контроля по расходам бюджетных денег. Какие реальные меры будут приняты в этом направлении?
– Сегодня, когда на учете каждый рубль, крайне важно установить ответственность главных распорядителей бюджетных средств за низкое качество организации бюджетного процесса. Ведь все это влечет и завышение потребности в бюджетных ассигнованиях, и затягивание разработки нормативно–правовых актов, необходимых для исполнения бюджета, а отсюда получаем неравномерность кассового исполнения бюджета.
Уверен, что настало время ужесточить основания для переноса неиспользованных средств на следующий финансовый год. В условиях нарастания кризисных явлений в экономике России особое значение приобретают вопросы, связанные с результативностью использования средств федерального бюджета и своевременным доведением их до получателей.
Рассматривая внесение изменений в бюджет текущего года или отчет об исполнении бюджета, мы постоянно отмечаем низкое качество бюджетного планирования и исполнения федерального бюджета главными распорядителями средств. Практика последних лет показывает, что основные расходы реально осуществляются даже не в четвертом квартале, а в декабре. И, как правило, на конец года образуются значительные объемы неиспользованных средств. Так, по данным Счетной палаты, на конец 2008 года остатки таких средств составили 800 млрд. рублей.
Выходом из такого положения являются ускорение разработки нормативно–правовых актов, необходимых для исполнения бюджета, более качественная подготовка проектно–сметной документации и, как следствие, оперативное заключение государственных контрактов на поставку товаров и оказание услуг для государственных нужд.
7 марта 2009 года