Марина Чепурова – следователь по особо важным делам
Но именно от умения сосредоточиться на мелочах, вникнуть во все нюансы дела зависит успех раскрытия преступления, уверена Марина Чепурова – единственная в крае женщина–следователь по особо важным делам следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по краю.
Если бы не форменная одежда, угадать в Марине Чепуровой следователя–«важняка» было бы крайне сложно: мягкий голос, доброжелательная улыбка, спокойные манеры. А лицо – рафаэлевская Мадонна, да и только! Тем не менее в ее послужном списке – десятки раскрытых убийств, разбоев, изнасилований и прочих тяжких и особо тяжких преступлений. В профессии Марина уже шесть лет, работала следователем прокуратуры. Сейчас – в Первом отделе по расследованию особо важных дел СУ СКП по краю. Рассказывает, что после школы долго колебалась, куда пойти – в юристы или, как мама, в медики. Победила юриспруденция. Причем желание работать именно в следствии, а не в адвокатуре или суде возникло сразу, как только побывала на практике в Александровской райпрокуратуре.
- Всех интересует, почему девушка выбирает сложную и подчас опасную профессию следователя, – говорит она. – Возможно, я выбрала из–за своего характера. Хотелось доказать всем, что не только мужчины могут работать в правоохранительных органах, доказать самой себе и другим, что и девушки способны быть юристами–профессионалами.
Мне смешно, когда люди, далекие от следственной работы, начинают спрашивать: сколько времени я провожу, сидя в засадах, владею ли каким–либо боевым искусством, полагая, что работа следователя сводится к погоням–перестрелкам и прочим «фейерверкам». Ведь на самом деле суть работы следователя в следующем: квалификация преступления, его раскрытие и доказательство вины преступника. Процедура, как правило, начинается с осмотра места происшествия, и уже на этом этапе можно определить свидетелей, личность преступника, его мотивы. Далее следователь определяет круг подозреваемых лиц, выдвигает различные версии. Их проверкой занимаются сотрудники уголовного розыска. Вся добытая ими информация стекается к следователю, который должен ее проанализировать, «вычислить» преступника и юридически грамотно оформить все документы, относящиеся к делу, которое расследует.
Кропотливый сбор доказательств и выстраивание версий требуют недюжинных физических и моральных сил. Ведь нередко рабочий день следователя продолжается круглые сутки. Помимо этого, всякий следователь должен быть психологом. Расследование уголовного дела предполагает проведение огромного числа допросов и очных ставок, то есть постоянное общение с людьми. Умение расположить к себе, разговорить человека, в том числе подозреваемого в преступлении, получить при этом необходимую для расследования информацию – в этом кроется залог успешной работы сотрудника следственного органа.
– Мне, например, морально тяжелее работать с потерпевшими, чем с подозреваемыми и обвиняемыми, – рассказывает Марина. – Это ведь люди, либо потерявшие близкого человека, либо сами подвергшиеся преступным посягательствам. Они надломлены психологически, перенесли тяжелый удар... Бывает и по–другому. Один случай меня поразил до глубины души. Я тогда еще работала следователем в Александровской райпрокуратуре. Поступило сообщение, что в одном из населенных пунктов в доме обнаружен труп четырехмесячной девочки. Оказалось, что малышка скончалась... от голода. Как поясняла ее горе–мамаша, у которой еще была куча детей, девочка стала отказываться от груди, и она понесла ее не в больницу или поликлинику, а к бабушке–знахарке. Та, глянув на младенчика, только рукой махнула – дескать, не жилец. Ну не жилец, так не жилец, женщина перестала даже пытаться дать ребенку грудь... Так что осматривали мы иссохший скелетик... Я долго после всего увиденного не могла спокойно спать по ночам, пытаясь найти и не находя никаких оправданий поступку этой женщины.
Конечно, по роду службы Марине часто приходится общаться с не самыми лучшими представителями человечества, в основном ее «собеседники» – убийцы, насильники, извращенцы и прочая подобная публика. Чего стоят только Андрей Филатов и Игорь Ковалев, совершившие в декабре 2004 года разбойное нападение и умышленное убийство 35–летней Светланы Тельновой и двух ее несовершеннолетних сыновей (об этом громком деле в свое время писала и «СП»). Расследованием этого кровавого преступления занималась Марина, и во многом благодаря ее профессиональной работе злодеи понесли заслуженное наказание. Расследовала Чепурова и серию убийств и покушений, случившихся в Александровском в 2003–2005 годах. Обвиняемый в этих преступлениях Александр Таран сейчас находится на скамье подсудимых, его дело рассматривает суд присяжных. Как справляется молодая женщина со всем этим негативом?
– Чтобы не сойти с ума, нужно научиться абстрагироваться, иметь холодный рассудок, обрасти своеобразным «панцирем», – задумчиво говорит Марина. – Иначе, конечно, никакое сердце не выдержит. Ведь, например, тот же Таран... Человек перенес такое огромное горе – потерял детей, но оправдывать убийства нельзя ничем...
– А не страшно работать с таким контингентом? Ведь преступники в большинстве своем народ злопамятный.
– Ну... Волков бояться – в лес не ходить.
– А на личную жизнь, увлечения и просто дружеские посиделки времени хватает?
– Как говорится, везде успевает тот, кто не торопится. Я не могу пожаловаться, что, кроме работы, света белого не вижу. Просто надо делать свое дело добросовестно и тщательно, чтобы потом не переделывать, тогда и свободное время будет. Что касается хобби, то его как такового у меня нет: поездки на природу, к родителям, встречи с друзьями – вот мое хобби.
Но, по–моему, Марина немного лукавит. Ведь жителям края она запомнилась как победительница программы «Поле чудес». Пару лет назад край аплодировал следователю по особо важным делам прокуратуры Ставропольского края Марине Чепуровой, которая в свой профессиональный праздник – День работника прокуратуры – угадала заветное слово, даже не дав возможности принять участие в игре своим соперникам.
7 марта 2009 года