00:00, 7 марта 2009 года

Актриса Людмила Ковалец: Мне еще есть что сказать!

Путь к сцене у каждого артиста, конечно, свой. Людмила сколько себя помнит, всегда любила танцевать. Именно танцевать, порхать, летать...

– Еще в детском саду про меня говорили – вот наша балерина! – смеется она сегодня, ни о чем не сожалея.

Ну не было в ее родном Кривом Роге ни школы, ни студии классического бального танца. Только народные... Она подрастала в суровое послевоенное время. Отец погиб на фронте. Жили с матерью очень скромно, мама была медсестра, из таких, чьи руки пациенты предпочитают всем другим... Школьницей Люда бывала на драматических постановках городского театра, однако все еще смутно сознавала будущее. Хотя дома, читая книгу, разыгрывала взволновавшие ситуации, безоглядно погружалась в «придуманную» жизнь, которой почему–то хотелось верить! На школьных переменках шаловливая девочка удачно копировала учителей – манеру, походку, выговор. Ее называли артисткой. Она же делала вид, что это баловство, ерунда, а тайно в душе уже жила мечтой о театре, читала «Жизнь в искусстве» Станиславского.

Первая попытка поступить в театральное училище окончилась неудачей. Хотя монолог Катюши Масловой из «Воскресения» «довел» до второго тура в Вахтанговском, на этом этапе попались экзаменаторы – настоящие мымры от культуры (такое бывает!), и все как–то надломилось... Услышав ее испуганный голосок, грозно спросили фамилию. Таран? Ну и произношение! Господи, да куда ж вы пришли?! У вас и голоса нет...

Вернулась из Москвы и пошла работать в местный театр реквизитором. И тут началось! Жизнь разыграла отнюдь не новый сюжет из числа театральных легенд: неожиданно заболела актриса, а тут бегает девчушка, знающая роль назубок.... Ее взяли на выездной спектакль, и Люда отважно сыграла ту первую свою героиню – сельскую девушку и получила аплодисменты. Правда, партнеру по ходу дела закатила самую настоящую, вовсе не театральную затрещину, он долго потом с красной щекой ходил, качая головой. Зато как поверил зритель в правду чувств!

Так вот и пошло–поехало. Ее все больше начали занимать, а потом и вовсе стали уговаривать остаться учиться в студии при театре. Куда там! Только в Москву! ГИТИС сдался под напором ее неповторимого криворожского очарования. Ух какая настала прекрасная пора, пора проб и надежд. Какие неслыханно смелые ставились этюды, отрывки... Курсовую роль Люды Таран – Люсю Ведерникову по пьесе Арбузова «Годы странствий» – заметили московские режиссеры, и маячила перспектива остаться в столице, но... У нее уже был Вовка–первенец, а молодой муж работал в Тульском театре художником по свету, и Людмилу там уже ждала большая роль.

В Туле молодая семья успешно проработала шесть лет. Там подружились с замечательным режиссером Михаилом Морейдо, приехавшим ставить свой дипломный спектакль. С Людмилой Ковалец в главной роли. Постановка получилась чрезвычайно интересной, выявив схожесть взглядов, устремлений режиссера и актеров, глубоко затронула и зрителя.

– Талант, умница необыкновенный, – вспоминает о Морейдо актриса, и с ней наверняка согласятся многие, кто запомнил его работы.

В тот период в Туле жил и писатель Анатолий Кузнецов, автор «Бабьего яра», которого тульская интеллигенция боготворила, а Морейдо стал ему довольно близким другом. И вот литератор едет в Лондон якобы собирать материал для романа о Ленине, а сам, как известно, становится невозвращенцем. А у Морейдо остались какие–то его книги. В итоге ему «пришили» антисоветчину и «попросили» из театра. Он ездил по разным театрам страны, ставил спектакли, и в Ставрополь его пригласили на постановку как интересного (несмотря на нелояльность!) режиссера. Морейдо позвал с собой и тульских друзей, с которыми хотел работать вместе.

– Вот так и случилось, что ставропольская сцена стала для меня главной, – заключает Людмила Ковалец. – В первые годы немало хороших ролей сыграно в спектаклях Морейдо. Знаете, он всегда старался сделать спектакль не просто зрелищным, но и современным. Удивительное творческое содружество у нас было. Потом, правда, и здесь нашелся повод обвинить Морейдо в аполитичности, и он уехал из Ставрополя. А я осталась.

Впрочем, жалеть об этом актрисе не приходится. Ведь каждый сезон приносил что–то новое, интересное, оставившее творческое удовлетворение. Рядом работали прекрасные актеры старшего в ту пору поколения, чьи имена сегодня звучат как легенда – Данильченко, Фоменко, Барташева, Котельникова... Особенно благодарна Людмила Ковалец другому любимому режиссеру – Валентину Бирюкову, поставившему для нее не один хороший спектакль, а целую серию – «Звоните, я согласна», «Срочно требуется ребенок», «Анка из Америки»... С удовольствием работалось во многих его постановках, из которых наибольший след в душе оставил «Конкурс». За роль Вари Волковой в этом спектакле актриса была удостоена губернаторской премии.

За что зритель любит артиста? Мне кажется, прежде всего – за икренность, достоверность самоощущения на сцене самого исполнителя. Когда актер не просто изображает чью–то жизнь, но про–жи–ва–ет ее. Привнося при этом и в образ нечто свое, человеческое, индивидуальное. И получается тот искомый сплав вымысла и правды, который заставляет дрогнуть зрительское сердце. Такой и только такой ощущает себя актриса Людмила Ковалец. Ей – веришь! Даже взбалмошной, но все–таки очаровательной мамаше в «Женщинах без границ», лихорадочно бегающей с нелепой мясорубкой в руках. Почему с мясорубкой? Так они с режиссером Бирюковым стремились подчеркнуть нервозность ситуации, возникшей по сюжету... Пускай зритель в это время радостно хохочет, но, отсмеявшись, – начнет размышлять обязательно.

Невозможно не спросить актрису о ее любимой роли. Тут Людмила Анатольевна слегка призадумалась, остановившись перед сложным выбором.

– О, их много! – не сказала, а выдохнула наконец с веселой грустинкой в голосе. – Вообще это такой кайф, когда ты чувствуешь, что играешь что–то очень свое, что зритель тебя понимает и тебе сопереживает!

Особыми вехами на ее творческом пути она считает Беатриче в «Любовь, джаз и черт», Дорину в «Тартюфе», Викторию в «Счастье мое» , Варю в «Конкурсе», а еще... Морскую ведьму в «Русалочке». Ну и что, что сказка, ну и что, что Ведьма? Да и не ведьма вовсе, если присмотреться, а тоже – судьба женская!

Помимо профессиональной сцены, неугомонная актерская душа находит выход энергии в разных вариантах. Людмила Ковалец всегда была поборницей культуры речи, много уделяла этому времени в собственном актерском становлении, преодолевая специфический говор малой родины, а потом и других стала учить. Преподавала этот предмет будущим учителям – ребятам 9–11–х классов 25–й школы Ставрополя, студентам училища искусств, причем несколько ее воспитанников после этого поступили в вузы Петербурга и Москвы! Доводилось и частным порядком выправлять постановку речи, например, в коллективе одной из фирм. А на ставропольских телеканалах сейчас успешно работают некоторые дикторы, тоже прошедшие школу Людмилы Анатольевны.

Сейчас Ковалец активно и напряженно репетирует сцены предстоящего бенефиса коллеги – заслуженного артиста России Владимира Аллахвердова. Крайне интересно поучаствовать в первом режиссерском опыте собрата–актера – заслуженного артиста России Бориса Щербакова, который ставит к этой дате пьесу «Костюмер»...

– Я люблю играть все! А больше всего – трагикомические истории.

Словом, как и в жизни нашей, где переплелось все – и трудности, и радости. И где нередко встретишь скромных трудяг, на которых, по сути, держится мир. А вовсе не на так называемых звездах! Такая и она – Актриса, не мысящая жизни без театра, а театра – вне жизни. Преданность профессии не отпускает ее из стен родного театра, где она готова работать до упаду, до счастливого изнеможения... И всегда живет в ней мечта – сыграть нечто очень серьезное и глубокое, нужное людям.

– Мне еще есть что сказать моему зрителю, – говорит Актриса, и это действительно так.

В чем сегодня предназначение театра, актера? Изменилось ли оно в новом веке, в чем–то новой стране? Если и изменилось, то лишь в деталях, полагает Людмила Ковалец. Наверное, сегодня зритель больше предпочитает комедии. Хочет, чтобы его развлекали? А может быть, это и правильно: в непростые времена человек особенно тянется к простому и понятному, уходя от надоевших будничных проблем.

Актриса, увлеченная творчеством, – тоже человек своего времени. Людмила с болью говорит о сегодняшних отношениях России и Украины, они ведь обе ей родные. Но от политики она всегда была далека. Часто спасает вера – настоящая, а вовсе не дань моде. Это передала ей бабушка Харитина, водившая внучку в церковь сызмала. Мама не могла себе этого тогда позволить – не принято было. С тех пор и доныне храм для Актрисы – место особого утешения и душевного отдохновения. Куда бы ни приводила беспокойная театральная дорога, всюду Людмила обязательно находит храм...

Сцена сценой, а жизнь требовала от нее и многого другого. Вырастила славных сына и дочку, сердцем открыта друзьям. Рукодельница и хозяйка отменная. А лучшим отдыхом считает чтение, хорошо знает и современную, и классическую литературу. Иногда, признается, вдруг захочется чего–то легонького, но потом любимая классика берет свое. Не эта ли кровная, на собственной судьбе взращенная связь с жизнью вместе с неутомимой жаждой учиться и служить людям и есть разгадка ее успеха? В эти дни Людмила Ковалец с присущим ей азартом включилась в освоение новой роли – она будет графиней–бабушкой в «Горе от ума». Снова рядом – добрые товарищи по сцене. Снова впереди – счастливые муки творчества и новые аплодисменты...

«Мне еще есть что сказать!»
Газета «Ставропольская правда»
7 марта 2009 года