Сергей Паршин о съезде Союза художников РФ в Суздале
- Сергей Николаевич, с какими чувствами и мыслями вернулись со съезда, и, кстати, почему он проходил именно в Суздале?
– И чувства добрые, и мысли! В том числе и связанные с особым колоритом древней владимирской земли, где все дышит славной историей Руси... Хотя слово «съезд» звучит довольно сухо, могу уверенно сказать: это была встреча единомышленников, встреча полезная и конструктивная. Раз в пять лет в нашем союзе принято решать назревшие важные вопросы. Многое меняется в стране, во власти, в отношении к творческим союзам. А Союз художников является крупнейшим, объединяющим свыше 12 тысяч членов. Съезд обновил состав своих руководящих органов. Председателя Союза народного художника России Валентина Сидорова сменил скульптор Андрей Ковальчук. Все мы искренне благодарили Валентина Михайловича, который в течение 22 лет со своей командой всячески старался сохранить и творческое, и материальное наследие организации. Особенно в лихие 90–е...
– Да время–то и сейчас не очень простое...
– Но пришла пора новому поколению проявить себя, хотя и костяк старшего состава работу продолжает. Думаю, и сейчас бразды правления в надежных и достойных руках, ведь Андрей Ковальчук также личность весьма известная, авторитетная, народный художник России, лауреат Государственной премии, член президентского совета по культуре. Съездом внесены в устав СХ поправки, централизующие управление союзом, повышающие ответственность каждого члена. Не секрет, что сепаратизм время от времени возникает в творческих рядах. А главная цель нашей организации – творчество, выставочная деятельность, служение искусству и человеку.
– Чтобы было понятно нашему читателю: с этим съездом завершилась эпоха Сидорова и началась какая–то другая?
– Говорить так было бы неверно. Обновление рядов идет в нормальном ритме жизни, которая не стоит на месте. Накоплены богатейшие традиции и опыт, и отказываться от них в угоду надуманному новаторству мы не собираемся. Приятно сознавать, что на счету нашего Союза огромное число самых разных акций, например, только выставок разного уровня за пять лет проведено свыше 15 тысяч. Во многих регионах страны удалось отстоять Дома творчества, мастерские, другие объекты, унаследованные со времен СССР. А сегодня в условиях новых отношений власти и творческих союзов это чрезвычайно серьезное подспорье.
– И в этой связи не могу не спросить об основных проблемах, прозвучавших в ходе съезда, они ведь тоже затрагивались.
– Разумеется. Всех давно волнует до сих пор не принятый закон о культуре с заложенным в нем пакетом социальных гарантий людям творчества. Документ, как известно, вполне готовый еще лет этак восемь назад, «завис» по совершенно неясным причинам. Сейчас работа над ним вроде бы опять оживилась... Однако при этом могу сказать, что есть в России такие регионы, как Красноярский край, Челябинская область, где такие законы приняты региональными законодателями, не дожидаясь федерального! А это большая поддержка. Много говорилось на съезде о материальной базе, и это понятно: есть мастерская – есть художник, нет мастерской – нет и художника! К счастью, мы знаем массу примеров, когда творческие мастерские, будучи на балансе муниципальных органов, продолжают служить по своему прямому назначению, то есть многое зависит от политической воли на местах. Достаточно посмотреть, как поддерживают художников мэры Москвы, Петербурга, Калининграда и целого ряда других городов... У Ставропольского союза художников с 1994 года не прибавилось в пользовании ни одной мастерской, тогда как численно организация увеличилась на треть... Причем пожелания у художников весьма скромные, мы готовы переоборудовать под мастерские даже чердачные этажи... Недавно у нас состоялась встреча с депутатами краевой Думы, которым мы передали пакет наших предложений. А то ведь федеральный закон можно ждать еще десятилетия...
– Да и, наверное, куда проще в краевой закон внести потом поправки в соответствии с федеральным...
– Во всяком случае, мы надеемся на помощь наших депутатов, понимание с их стороны мы уже ощутили.
– Сергей Николаевич, как на общероссийском фоне выглядит ставропольская организация и какие задачи вы перед собой ставите?
– Сначала с удовлетворением отмечу, что мы достойно пережили год своего 70–летия. На проходящей раз в пять лет региональной выставке Юга России «Сочи–2009» с участием художников из 18 субъектов Федерации наша организация стала лидером: 130 авторов показали свои произведения. Чему предшествовала, конечно, огромная подготовительная работа. По итогам Сочи состоялась выставка «Россия–2009» в Москве в Центральном Доме художника, где мы также были солидно представлены – 35 авторов. Кроме разве что тех жанров, которые у нас просто не в традиции, скажем, ювелирное искусство, больше присущее Дагестану или Кабардино–Балкарии с их старинными промыслами. Таким образом, мы показали творческую активность, профессиональную состоятельность. Можно немного и похвалиться: на съезде секретарем СХ по Югу России стал Валерий Арзуманов, а меня избрали членом Центральной ревизионной комиссии СХ России. Мы расцениваем это как признание возросшего авторитета ставропольской организации.
– А что вы для себя вынесли со столичной выставки? Как выглядит Ставрополье в жанровом, стилевом плане – мы более традиционны или в чем–то идем впереди?
– Доминируют, конечно, москвичи... Легкая грусть у меня возникла по поводу того, например, что у нас в крае могло бы плодотворнее развиваться декоративно–прикладное искусство, поскольку есть немало даровитых мастеров. Во многих регионах существуют замечательные мастерские по керамике, стеклу, металлу. Чего нет у нас, кроме эмали, успешно осваиваемой на Кавминводах. Зато в живописи и графике ставропольская школа сохраняет свое особое лицо. Наши авторы узнаваемы, самобытны. Мне за наши работы не было стыдно.
– Ближайшие планы?
– Практически сформирована программа выставок на год. Постараемся собрать большую экспозицию произведений юбиляров года, а также провести выставки памяти некоторых художников. Продолжим и организацию групповых выставок, таких, как проходящая сейчас в краевом центре выставка невинномысских художников. Немало интересного ждем и от обменных выставок с соседями из Ростовской области, Осетии и Чечни. Кстати, мы выступили на съезде с инициативой помочь организации художников Чечни, потерявших практически все в ходе боевых действий. Там сегодня нет ни фондов, ни выставочного зала. К лету хотим собрать и передать в дар Чеченской Республике по нескольку картин. Эта акция призвана привлечь внимание власти республики к проблемам художников. Подобные мероприятия проведем и для коллег из Южной Осетии и Абхазии, которые приезжали в Суздаль и вошли в нашу творческую семью. Это был один из трогательных моментов съезда.
Нас по–прежнему волнует вопрос аренды муниципальных мастерских. Надеемся на положительную реакцию в городской администрации и Думе Ставрополя. При этом стоит заметить, что художники не замыкаются только на творчестве, выступают не только в роли просителей, но и сами немало делают для родного края. Нынче вместе с компанией АТВ обязательно продолжим наши традиционные благотворительные акции в помощь детям–сиротам.
Одной из задач видим сотрудничество с профильными учебными заведениями, внимание к молодым талантам. Мы с интересом и надеждой наблюдаем за возникающими молодежными объединениями, всегда готовы им помочь.
Ну и о кризисе, конечно, задумываемся. Как может выжить художник в трудное время? Только одним путем – создавая высокие образцы творчества. Тогда к нам по–прежнему будут идти люди. Вообще художник не может жить былыми заслугами, а ежедневно вновь и вновь подтверждать свое творческое лицо, убеждать общество в своей нужности. А то иной раз такие выставки видишь в наших столицах, что становится и стыдно, и больно...
На протяжении длительного периода большое число работ отечественных художников уходили из края, из страны... Невольно вспоминаешь, что был когда–то социальный заказ, работавший на пополнение музейных собраний. Я не говорю о буквальном его возрождении, однако полностью отстраняться от творческого человека государство не должно. Мы понимаем, что сложный бюджет, что все затягивают пояса, но...
– Еще не худо вспомнить о том, как художники работали в блокадном Ленинграде, а в дни битвы за Москву в 1941–м в Манеже состоялась выставка художников, специально отозванных с фронта! Значит, были нужны.
– Мы, конечно, будем работать, но хочется и поддержки, и востребованности. А то послушаешь, как вон в Саратове даже выставочный зал отобрали... Художников буквально выкидывали на улицу. С другой стороны, и мы сами должны быть более ответственны – не только получать, но и отдавать. Очень хочется выехать в районы, где люди уже забыли про передвижные выставки. Впереди у нас еще одна очень ответственная экспозиция нашей организации в Выставочном зале СХ в Москве на Покровке, думаю, выступим достойно. Каждый новый день приносит новые планы и желания. В общем, не теряем оптимизма, несмотря ни на что.
27 февраля 2009 года