00:00, 25 февраля 2009 года

Подведены итоги работы судов Ставропольского края в 2008 году

Сужу хотя бы по возрастающему год от года количеству обращений россиян в Европейский суд и не уменьшающемуся количеству жалоб в «Ставропольскую правду» и другие СМИ. Хоть круглые сутки кричи про самый справедливый суд...

Причины? В суд приходят две стороны, одна из которых обязательно остается недовольной. И это объективно. Критики судов, как правило, это проигравшая сторона и ее адвокаты. Второй момент: слабое законодательство и невыполнение решений судов. По гражданским делам, например, в течение пяти – семи лет тянутся кассации, апелляции…

Логичная репутация

С такой «объективной трудностью», как неоперативность и некачественность принимаемых решений, на протяжении последних лет борется российская Фемида. И именно это стало главной задачей, по его собственному выражению, председателя краевого суда Александра Корчагина. Об этом же шла речь и на семинаре–совещании судей Ставропольского края, где подводились итоги работы за прошлый год, о котором мы уже сообщали.

Естественно, говорилось о том, что сделано за последние годы. В крае создана эффективно работающая система судопроизводства, отремонтированы старые здания и построены новые, в судебной практике появилось единство. Материально суды живут хорошо. То есть оптимизация закончилась. И экстенсивный рост можно прекратить. В докладе председателя краевого суда была предпринята попытка показать, каким должен стать суд на следующем этапе развития. Ведь его значимость, подчеркнул А. Корчагин, определяется авторитетностью принятых решений и их влиянием на общественное сознание. То есть, по большому счету, ставится грандиознейшая задача – вернуть уважение к суду.

Но простым людям, которые попадают в суды в любом качестве – свидетеля, обвиняемого, потерпевшего, как мне кажется, должно быть понятно не только само судебное решение, но и логика его принятия. Тогда недовольных будет значительно меньше. Впрочем, А. Корчагин особо акцентировал внимание на «предсказуемости судебной системы»: человек должен знать, какие критерии берутся за основу при вынесении судебного решения. Многое в этом направлении уже сделано: информтабло в краевом суде, электронный терминал, информационные службы. Все это упростило доступ ставропольчан к судебной системе. Но этого мало.

Особо председатель крайсуда критиковал тех, кто привержен стереотипам, использует при написании решений и приговоров трафареты и шаблоны. А ведь совсем скоро – ставится такая задача – решения и приговоры судов могут появиться в открытом доступе, в Интернете.

Срочные дела

Судейским сообществом Ставрополья за минувший год сделано немало. Судите сами. При таком вале – 365919 уголовных, гражданских и административных дел (только представьте, в судах увеличилась нагрузка почти на 51 процент) – ошибки неизбежны. Но и краевым судом, и сообществом в целом предпринят целый комплекс мер, для того чтобы их избежать или свести к минимуму.

Как большое достижение ставропольских судей нужно оценить сокращение сроков рассмотрения дел. В результате полной проверки всех гражданских и уголовных дел, находящихся в производстве районных судов в апреле прошлого года, были выявлены многочисленные факты волокиты. В гражданском судопроизводстве нашли 1317 дел, которые рассматривались до года. Сейчас их втрое меньше. От года до двух лет – 193 дела. Нынче их всего 40. Свыше трех лет рассматривались 20 дел, осталось одно.

Похожая картина и по уголовным делам: такой работе сказано решительное «нет». И, считает А. Корчагин, если председатель гор – или райсуда хотя бы ежемесячно осуществляет контроль за движением дел, подобных коллизий возникнуть не может.

Плюс к этому, за год Ставропольский краевой суд провел 37 обобщений судебной практики и в результате выработан как бы общий – законный – взгляд на рассмотрение дел, чтобы, обобщенно говоря, в одном районе не судили иначе, чем в другом.

Гражданская ответственность

Гражданских дел за год было рассмотрено более 223 тысяч. При этом у мировых судей рассматривалось более 180 тысяч дел.

Почти на пятьдесят процентов по сравнению с 2007 годом увеличилось рассмотрение дел по жалобам на неправомерные действия должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, органов государственной власти и местного самоуправления. Трудовые споры выносились в суды в 2,3 раза больше.

Уголовная составляющая

Она тоже увеличилась по сравнению с 2007 годом более чем на пять процентов и составила 20508 дел. Треть – это кражи, далее по убывающей идут незаконный оборот наркотиков, мошенничества, грабежи, причинение вреда здоровью и разбои. Несмотря на то, что ставропольские судьи все чаще используют либеральные виды наказания – штрафы, обязательные работы, 6506 наших земляков угодили за решетку. Это больше, чем в 2007 году. Среди «сидельцев» стало больше женщин (почти вполовину) и несовершеннолетних (на четверть). Условное наказание назначено более чем трети осужденных. 62 процента преступников нигде не работали и не учились.

Пойти на мировую

Обратиться к мировым судьям в минувшем году решили сотни тысяч наших земляков. Здесь рост по всем категориям дел – уголовным, гражданским, административным. Факт отрадный: третья власть пользуется авторитетом. Факт тревожащий: с 2001 года нагрузка мировых стабильно увеличивается и сейчас составляет более двухсот дел в месяц. А на некоторых участках зашкаливает и за четыреста, и за пятьсот.

Старшие товарищи

Нельзя не сказать о том, что и краевой суд работает в режиме первой инстанции. Здесь рассматриваются самые сложные дела, потому что служат Фемиде самые опытные и авторитетные судьи. За год таких дел было рассмотрено 62. Среди них – бывшего начальника буденновской милиции, бывшего главного архитектора Кисловодска, группы наркосбытчиков.

Качество работы судей коллегии по уголовным делам улучшилось, констатировал председатель краевого суда. Стабильность приговоров, обжалованных в кассационном порядке, составила 90 процентов. В кассационной коллегии по гражданским делам стабильность решений более 86 процентов. Столь же стабильны результаты работы административного состава судейской коллегии по гражданским делам.

Гласные принципы

Отрадная «ведомственная» тенденция. Ставропольская Фемида по закону, но с пониманием относится к искам по защите чести и достоинства к СМИ. Всего за год судами края было рассмотрено 17 таких дел. Четыре иска удовлетворены, по шести отказано, пять дел прекращены, два оставлены без рассмотрения. А понимание, на мой взгляд, заключается в том, что судьи – и вместе с ними, надеюсь, и общество – признали за журналистами право оценивать происходящее без оглядки на властные авторитеты и толщину кошельков.

В этой же связи весьма интересными представляются размышления председателя краевого суда о гласности.

– Если мы не будем заявлять о своей позиции, – сказал он, – за нас это сделает кто–то другой, припишет нам то, чего не было.

Грех жаловаться, взаимоотношения СМИ и судейского сообщества (пресс–служб краевого суда, районных и городских судов) нынче вполне положительны. Прозвучавшие данные об опубликованных материалах, вышедших на телевидении и прозвучавших на радио сюжетах, впечатляют. Но – не открою Америки – это в основном рассказы о состоявшихся судебных приговорах. А хочется большего...

Впрочем, и председателю крайсуда хочется большего – суда независимого. Он констатировал: да, значительно меньше стало звонков и просьб принять то или иное решение. Но подчеркнул, что формы давления на суд меняются: в Интернете появляется некая информация, автора которой установить очень сложно или вообще невозможно, ее «подхватывают» неинтернетные СМИ, а в итоге к процессу судья подходит в плотном окружении «мнений». Надо признать: что есть, то есть. Некоторые газеты сделали бизнес на судебных историях, не скрывая, что публикуют материалы до, во время и после суда на коммерческой основе. И это именно тот случай, когда поступки одного СМИ портят репутацию всех остальных. Хотя есть противодействие, и А. Корчагин его назвал:

– Отсутствие информации с нашей стороны и порождает такие процессы.

Но беда не только в этом. Да, на совещании были приведены данные о том, сколько человек обратилось в совет судей, в квалификационную коллегию, сколько судей были наказаны: «мы не боимся показать, что судья был не прав», подчеркнул А. Корчагин.

И все–таки дело в другом. Эта тема тоже звучала на совещании: порой случается так, что судья прав, но у него не хватило такта и вежливости убедить в этом участников процесса. Такое пренебрежение к идее процесса у ставропольских судей очевидно. И именно оно ставит под сомнение и состязательность сторон, и независимость судей, и их беспристрастность.

В этой связи нельзя не вспомнить об одном изъяне в нашей судебно–правовой реформе: суды, к сожалению, остались без внешнего контроля (я отнюдь не выступаю за возрождение прокурорского надзора). Но то, что у нас судебная система сама себя контролирует, это факт. Да, квалификационные коллегии наказывают судей. Но кто об этом знает? Судебная система замкнута сама в себе. Пока. Сделанное судейским сообществом Ставрополья за последние полтора года и прошедший семинар–совещание в том числе доказывают: оно понимает, что именно в суде в значительной мере формируется отношение людей к государству.

«Самый справедливый»
Газета «Ставропольская правда»
25 февраля 2009 года