Уникальную коллекцию советской живописи увидят в Ставропольском изомузее
Первыми на встречу с экспозицией музейщики пригласили ставропольских художников, а также преподавателей и студентов художественного училища.
Огромный блок живописи послереволюционного периода сегодня являет собой в самом деле колоритное отражение целой эпохи. Эпохи формирования и утверждения нового в ХХ веке течения в искусстве, именуемого социалистическим реализмом. Постепенно, к счастью, наше общество освобождается от политизированно–предвзятого взгляда на это время, начиная видеть в нем немало интересного, поучительного, профессионального. Словом, настоящего.
Музейщики сознательно разделили советскую живопись на «до» и «после» 60–х годов. Ведь последовавшие после 1960–го друг за другом оттепель, застой и перестройка придали отечественному искусству уже совсем иные черты, также ждущие нашего пристального осмысления.
Что касается открывшейся выставки, казалось бы, от ее содержания можно было ожидать привычного «воспевания советской действительности», и не более. Однако – ничуть не бывало! Коллекция музея, формировавшаяся, в общем–то, стихийно, вдруг высветила немало любопытного. Здесь нет парадно–показного соц–арта, зато много человеческого, лирического, а то и по–своему романтического. Примечательно, что авторы, ставшие в советский период яркими представителями социалистического реализма, – это люди, родившиеся в основном еще в ХlХ веке и учившиеся живописи у таких мастеров, как Репин, Коровин, Маковский... Благодаря чему даже в новых творческих течениях они остаются носителями лучших традиций отечественной классической школы. Проще говоря, профессионалами высокого класса.
Интересно, что некоторые из этих авторов в разные годы имели непосредственное отношение к нашему краю. Так, ленинградец Владимир Турбасов в годы Великой Отечественной войны работал в Ставрополе, а москвичку Юлию Разумовскую у нас вообще считают своей, ведь и ее отец, известный врач, долгие годы работал на Кавминводах, и сама художница успела здесь много написать, кроме того, запомнилась своими мастер–классами для молодежи и организацией выставок...
– Исследование музейной коллекции – процесс бесконечный, – говорит директор Ставропольского изомузея Зоя Белая. – Ведь наше основное предназначение – открывать эти сокровища людям, а для этого мы и сами должны постоянно заниматься изучением, освоением запасников...
Особую «страничку» составляют произведения донских художников Дмитрия Федорова, Федора Черноусенко и Василия Шлипнева, работавших в середине 20–х годов в составе этнографической экспедиции в Дагестане и Чечне. Наряду с учеными, изучавшими жизнь горских народов, живописцы эту жизнь запечатлели на своих полотнах. Причем работы эти, насыщенные сочными, колоритными тонами, и почти сто лет спустя смотрятся очень современно, свежо, они уже издали привлекают внимание... Кавказские пейзажи, сколько их ни пиши, неизменно прекрасны и неповторимы!
Об этом и многом другом рассказывает в названном каталоге выставки его составитель, научный сотрудник музея искусствовед Людмила Волошенко. По ее собственному выражению, едва ли не каждый день исследовательской работы с фондами приносит свои пусть маленькие, но такие интересные открытия. Так, у явно конструктивистской картины «Грузчики» художника с «редкой» фамилией Константин Иванов оказалось два лица! На обратной ее стороне во вполне реалистичной манере изображена виолончелистка в интерьере. Здесь, видимо, нашло отражение то, что автор много лет трудился декоратором в Горьковском театре драмы... Даже жалко, что зритель на выставке увидит лишь одну сторону этого необычного полотна, впрочем, в каталоге показаны, разумеется, обе.
– Произведения многих из этих авторов сегодня украшают крупнейшие музеи страны, причем есть среди их полотен и по–настоящему «знаковые». У нас эти художники представлены более скромно, но это–то и замечательно! Ведь мы таким образом имеем возможность показать нашей публике малоизвестные грани творчества известных мастеров, – полагает Людмила Владиславовна.
Тематическое, жанровое, стилистическое разнообразие выставки также отражает широту авторского поиска и глубину осмысления мира художниками. Все это нашло отражение в материалах каталога, которому теперь предстоит стать своего рода учебником для одних и «путеводителем» для других. И еще одной музейной редкостью в силу малого тиража. Каталог построен по алфавитному принципу, работы приводятся в хронологическом порядке и сопровождаются цветными иллюстрациями. Помимо основного текстового материала, подготовленного Людмилой Волошенко, в издании можно прочесть статьи, посвященные жизни и творчеству Ю. Разумовской, а также Кавказскому циклу пейзажей, выполненных донскими авторами в упомянутой этнографической экспедиции 1924–1925 годов. Эти материалы написаны Зоей Белой и существенно дополняют наше знакомство с удивительно интересной эпохой.
– Мы все еще раз убедились, какая серьезная научная работа ведется в музее изоискусств, – выразила общее мнение гостей директор Ставропольского художественного училища Алла Чемсо. – А ведь это так непросто совмещать с постоянной и столь активной выставочной деятельностью, отслеживая и современный художественный процесс.
– Представленная коллекция достойна быть в постоянной экспозиции музея, – уверен известный ставропольский художник и педагог Алексей Соколенко.
Вот только пока что, к нашему общему сожалению, площади музея не дают такой возможности. Но порадуемся хотя бы шансу встретиться с хорошим искусством, извлеченным из хранилищ.
Ну а юному посетителю здесь откроется и вовсе неведомый ему мир, о котором в учебниках написано кратко и сухо: соцреализм... В залах старинного особняка ушедшая в прошлое натура обретает реальные черты, в которые хочется вглядеться. И вдруг начинаешь ловить себя на том, что в незнакомом портрете полувековой давности различаешь нечто неуловимо близкое, милое сердцу. Эпоха тоталитаризма? Наверное, можно и так сказать. Но с полотен смотрит сама жизнь, не признающая черно–белого изображения.
13 февраля 2009 года