В Ставропольском краевом музее изоискусств открылась выставка «Эпохи зримые черты», дающая уникальную возможность увидеть произведения, редко выставляемые из фондов.
В достаточно внушительную коллекцию советской живописи 1917-1960 годов вошли работы известных мастеров кисти, имена большинства из них занимают достойное место в истории искусства. Особую значимость выставки отражает специально изданный каталог, что по нынешним временам случается нечасто.
Ф. СЫЧКОВ. Девушка одевается для выступления. 1950 г.

Ф. СЫЧКОВ. Девушка одевается для выступления. 1950 г.

© Фото: из архива газеты «СП»

В.БАСОВ. Мирные будни. Стрелочница. 1952г.

В.БАСОВ. Мирные будни. Стрелочница. 1952г.

© Фото: из архива газеты «СП»

К.ДОРОХОВ. Десятиклассницы. 1950-е. Экспонат выставки «Эпохи зримые черты» (коллекция советской живописи 1917-1960 годов) в Ставропольском краевом музее изоискусств

К.ДОРОХОВ. Десятиклассницы. 1950-е. Экспонат выставки «Эпохи зримые черты» (коллекция советской живописи 1917-1960 годов) в Ставропольском краевом музее изоискусств

© Фото: из архива газеты «СП»

Экспонат выставки «Эпохи зримые черты» (коллекция советской живописи 1917-1960 годов) в Ставропольском краевом музее изоискусств

Экспонат выставки «Эпохи зримые черты» (коллекция советской живописи 1917-1960 годов) в Ставропольском краевом музее изоискусств

© Фото: из архива газеты «СП»

Экспонат выставки «Эпохи зримые черты» (коллекция советской живописи 1917-1960 годов) в Ставропольском краевом музее изоискусств

Экспонат выставки «Эпохи зримые черты» (коллекция советской живописи 1917-1960 годов) в Ставропольском краевом музее изоискусств

© Фото: из архива газеты «СП»

Экспонат выставки «Эпохи зримые черты» (коллекция советской живописи 1917-1960 годов) в Ставропольском краевом музее изоискусств

Экспонат выставки «Эпохи зримые черты» (коллекция советской живописи 1917-1960 годов) в Ставропольском краевом музее изоискусств

© Фото: из архива газеты «СП»

Первыми на встречу с экспозицией музейщики пригласили ставропольских художников, а также преподавателей и студентов художественного училища.

Огромный блок живописи послереволюционного периода сегодня являет собой в самом деле колоритное отражение целой эпохи. Эпохи формирования и утверждения нового в ХХ веке течения в искусстве, именуемого социалистическим реализмом. Постепенно, к счастью, наше общество освобождается от политизированно-предвзятого взгляда на это время, начиная видеть в нем немало интересного, поучительного, профессионального. Словом, настоящего.

Музейщики сознательно разделили советскую живопись на «до» и «после» 60-х годов. Ведь последовавшие после 1960-го друг за другом оттепель, застой и перестройка придали отечественному искусству уже совсем иные черты, также ждущие нашего пристального осмысления.

Что касается открывшейся выставки, казалось бы, от ее содержания можно было ожидать привычного «воспевания советской действительности», и не более. Однако – ничуть не бывало! Коллекция музея, формировавшаяся, в общем-то, стихийно, вдруг высветила немало любопытного. Здесь нет парадно-показного соц-арта, зато много человеческого, лирического, а то и по-своему романтического. Примечательно, что авторы, ставшие в советский период яркими представителями социалистического реализма, – это люди, родившиеся в основном еще в ХlХ веке и учившиеся живописи у таких мастеров, как Репин, Коровин, Маковский... Благодаря чему даже в новых творческих течениях они остаются носителями лучших традиций отечественной классической школы. Проще говоря, профессионалами высокого класса.

Интересно, что некоторые из этих авторов в разные годы имели непосредственное отношение к нашему краю. Так, ленинградец Владимир Турбасов в годы Великой Отечественной войны работал в Ставрополе, а москвичку Юлию Разумовскую у нас вообще считают своей, ведь и ее отец, известный врач, долгие годы работал на Кавминводах, и сама художница успела здесь много написать, кроме того, запомнилась своими мастер-классами для молодежи и организацией выставок...

– Исследование музейной коллекции – процесс бесконечный, – говорит директор Ставропольского изомузея Зоя Белая. – Ведь наше основное предназначение – открывать эти сокровища людям, а для этого мы и сами должны постоянно заниматься изучением, освоением запасников...

Особую «страничку» составляют произведения донских художников Дмитрия Федорова, Федора Черноусенко и Василия Шлипнева, работавших в середине 20-х годов в составе этнографической экспедиции в Дагестане и Чечне. Наряду с учеными, изучавшими жизнь горских народов, живописцы эту жизнь запечатлели на своих полотнах. Причем работы эти, насыщенные сочными, колоритными тонами, и почти сто лет спустя смотрятся очень современно, свежо, они уже издали привлекают внимание... Кавказские пейзажи, сколько их ни пиши, неизменно прекрасны и неповторимы!

Об этом и многом другом рассказывает в названном каталоге выставки его составитель, научный сотрудник музея искусствовед Людмила Волошенко. По ее собственному выражению, едва ли не каждый день исследовательской работы с фондами приносит свои пусть маленькие, но такие интересные открытия. Так, у явно конструктивистской картины «Грузчики» художника с «редкой» фамилией Константин Иванов оказалось два лица! На обратной ее стороне во вполне реалистичной манере изображена виолончелистка в интерьере. Здесь, видимо, нашло отражение то, что автор много лет трудился декоратором в Горьковском театре драмы... Даже жалко, что зритель на выставке увидит лишь одну сторону этого необычного полотна, впрочем, в каталоге показаны, разумеется, обе.

– Произведения многих из этих авторов сегодня украшают крупнейшие музеи страны, причем есть среди их полотен и по-настоящему «знаковые». У нас эти художники представлены более скромно, но это-то и замечательно! Ведь мы таким образом имеем возможность показать нашей публике малоизвестные грани творчества известных мастеров, – полагает Людмила Владиславовна.

Тематическое, жанровое, стилистическое разнообразие выставки также отражает широту авторского поиска и глубину осмысления мира художниками. Все это нашло отражение в материалах каталога, которому теперь предстоит стать своего рода учебником для одних и «путеводителем» для других. И еще одной музейной редкостью в силу малого тиража. Каталог построен по алфавитному принципу, работы приводятся в хронологическом порядке и сопровождаются цветными иллюстрациями. Помимо основного текстового материала, подготовленного Людмилой Волошенко, в издании можно прочесть статьи, посвященные жизни и творчеству Ю. Разумовской, а также Кавказскому циклу пейзажей, выполненных донскими авторами в упомянутой этнографической экспедиции 1924-1925 годов. Эти материалы написаны Зоей Белой и существенно дополняют наше знакомство с удивительно интересной эпохой.

– Мы все еще раз убедились, какая серьезная научная работа ведется в музее изоискусств, – выразила общее мнение гостей директор Ставропольского художественного училища Алла Чемсо. – А ведь это так непросто совмещать с постоянной и столь активной выставочной деятельностью, отслеживая и современный художественный процесс.

– Представленная коллекция достойна быть в постоянной экспозиции музея, – уверен известный ставропольский художник и педагог Алексей Соколенко.

Вот только пока что, к нашему общему сожалению, площади музея не дают такой возможности. Но порадуемся хотя бы шансу встретиться с хорошим искусством, извлеченным из хранилищ.

Ну а юному посетителю здесь откроется и вовсе неведомый ему мир, о котором в учебниках написано кратко и сухо: соцреализм... В залах старинного особняка ушедшая в прошлое натура обретает реальные черты, в которые хочется вглядеться. И вдруг начинаешь ловить себя на том, что в незнакомом портрете полувековой давности различаешь нечто неуловимо близкое, милое сердцу. Эпоха тоталитаризма? Наверное, можно и так сказать. Но с полотен смотрит сама жизнь, не признающая черно-белого изображения.

Наталья БЫКОВА