Ставропольская детская больница обманута поставщиком медоборудования
История следующая. В 2007 году ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» через министерство здравоохранения СК подало в краевой комитет по госзаказу заявку на получение трех единиц, как теперь модно говорить, высокотехнологичного оборудования. Комитет, в свою очередь, объявил конкурс на его закупку и летом 2008 года благополучно провел его. Тендер выиграла малоизвестная фирма, зарегистрированная в Краснодаре. Сумма контракта по понятным причинам сейчас не разглашается, однако предположительно речь идет о нескольких миллионах рублей. Спустя какое-то время, пусть и с нарушением оговоренных сроков, техника до больницы все же «доехала», однако на месте ко всем трем аппаратам возникли претензии.
Первым в этом списке значится суперсовременный аппарат ультразвукового исследования. По утверждениям представителей краевой больницы, он вообще не предназначался для использования в России. Такой вывод очевиден: максимально допустимое для его использования напряжение в электросети не должно превышать 110 вольт, что, как известно, ровно вдвое ниже отечественного стандарта. Есть основания предполагать, что этот аппарат, произведенный в Южной Корее, вообще был предназначен для использования на территории США в демонстрационных целях.
Другой аппарат — видеоэндоскопическую систему — больница получила недоукомплектованным. Кроме того, одна из его составляющих оказалась более раннего года выпуска, нежели все остальное «добро». И, наконец, операционный стол, предназначенный для отделения реанимации больницы. По условиям договора он должен иметь специальную систему защиты от непредвиденных случаев — резервную панель управления, которая в случае выхода из строя основного манипулятора могла бы с успехом его заменить. Однако в ходе конкурса выяснилось, что именно такого стола нет в наличии, поэтому фирма-поставщик предложила эквивалент, умолчав, правда, о том, что резервная панель на нем будет отсутствовать. Как уверяет представитель краснодарской фирмы, поставленный стол даже дороже того, что был заказан изначально. Однако представим ситуацию, когда — не дай бог — во время манипуляции случится сбой оборудования, от чего никто не застрахован. Под угрозой может оказаться жизнь маленького пациента. Кто ответит за это?
И все же требования медиков больницы и чиновников из мин-здрава не преследуют цель расторжения контракта. Речь идет о доукомплектации за счет поставщика эндоскопической установки и уменьшении покупной стоимости операционного стола, с которым, в частности, заведующему реанимационным отделением больницы расставаться не хотелось бы — аналога ему даже в нынешнем виде в учреждении просто нет. Плюс взыскание неустойки за несоблюдение сроков поставки. А вот что касается аппарата УЗИ, медики настаивают на его возврате: как можно лечить людей на демонстрационном образце? К делу уже подключились сотрудники краевого управления Федеральной антимонопольной службы и представители таможни.
Комментарий
По словам главного врача детской краевой клинической больницы Н. Анисимова, случаи, когда при поставке медоборудования возникали недоразумения и разногласия, бывали и раньше, но их удавалось разрешить в досудебном порядке. Здесь же впервые столкнулись с тем, что поставщик наотрез отказывается идти на контакт и устранять собственные упущения. «Основная загвоздка — в аппарате УЗИ. Как можно работать на демоверсии, которая не предназначена для использования в российских условиях и даже не имела инструкции на русском языке?».
Как считает Н. Анисимов, этот случай вскрыл сразу несколько аспектов несовершенства существующей системы закупок медоборудования в лечебные учреждения. Во-первых, удивление вызывает тот факт, что аукцион на поставку дорогостоящей аппаратуры выиграла скромная краснодарская компания. Наверное, стоит перед заключением столь солидных контрактов проверять деловую историю участников конкурса. Как показывает практика, фирмы, давно работающие на этом рынке, дорожат своей репутацией и не допускают подобных проколов. Во-вторых, есть проблема с техническим сопровождением оборудования, поступающего в больницы и поликлиники. «За последние годы оно очень усложнилось, и медучреждения просто не располагают специалистами, способными контролировать их состояние и осуществлять качественный ремонт, по-этому назрела необходимость создания на Ставрополье организации, которая бы профессионально этим занималась», – считает Н. Анисимов.
5 февраля 2009 года