Приёмная семья и дети Татьяны Жугановой
- Этот ароматный чай мы готовим из трав, которые летом собирали в Карелии, - говорит Татьяна Анатольевна, наливая очередную чашку до самых краев. - Здесь чабрец, зверобой...
Моя собеседница попросила детей показать фотографии, и у стола тут же выстроилась целая очередь: каждый принес свой альбом, считая, что он самый яркий и содержательный. Фотографий было очень много, и не только связанных с поездкой в Карелию, каждый год семья отдыхает на море, не раз бывали в Санкт-Петербурге, где теперь живут и учатся четверо родных детей Татьяны Анатольевны. Хотя она не любит таких определений, коротко подчеркивает: «Они все мои, родные!». И воспитывает их, не делая различий. Недаром однажды ее собственная дочь попросила: «Мама, расскажи, как я к тебе попала...». Когда Татьяна Анатольевна сказала, что родила ее, Вика не поверила, строго заметив: «Ты же учила нас всегда говорить правду!».
Первые приемные дети в семье Жугановых появились в октябре 1995 года. Татьяна Анатольевна тогда лежала с сыном в больнице, где и увидела Алену, Ваню и Аслана, на которых оформляли документы для отправки в детдом. В то время самой младшей из шести ее собственных детей, Инне, было всего семь месяцев, Ольге - на год больше, а старшими и надежными помощниками во всех домашних делах были Владислав и Наталья, за ними - Гриша и Ксюша.
Согласие на пополнение семьи за счет приемных ребятишек муж дал, не долго раздумывая, подкрепив его словами: «Забирай детей, жалко ведь... А я во всем помогу!». Не успели «первенцы» обжиться, как через несколько дней инспектор по делам несовершеннолетних привела еще двух девочек, попросив приютить их хотя бы на время. Глава семьи и на этот раз не протестовал, но вскоре собрал вещи и ушел, коротко бросив на прощание: «Я больше не могу».
- Зря ушел, - говорит без всякой злобы Татьяна Анатольевна, - все трудности мы с детьми вместе тогда пережили, а его жизнь так и не сложилась.
Беспризорную ребятню к ней несколько раз привозила милиция, а кто-то и сам старался прибиться, зная, что здесь накормят и обогреют. Через год это уже был настоящий семейный детский дом, в котором 16 маленьких жильцов!
- Накормить ребенка — не самая главная проблема, важно отогреть его душу, в которой успела поселиться злоба на весь окружающий мир, на родных, которые однажды предали, - продолжает она разговор. - Я очень старалась быть для них хорошей матерью.
Вставала она затемно, чтобы подоить двух коров, приготовить завтрак. Не успевала оглянуться, а тут уже пора на обед всех звать. В те времена - в конце 90-х, когда и в нормальных семьях было не слишком сытно, помогали не только добрые люди, но и краевое отделение Детского фонда – и продуктами, и вещами, но по-настоящему выручало собственное трудолюбие: выращивали в огороде овощи, делали на зиму необходимые запасы ...
- Работать и сейчас приходится — у каждого из детей есть своя грядка, а значит, и возможность гордиться результатами собственного труда, - говорит хозяйка. - Хотя сегодня поддержка со стороны государства намного ощутимее, чем раньше: когда- то семья считалась малоимущей, а теперь мы даже путешествуем...
Старшие с удовольствием помогали Татьяне Анатольевне возиться с малышами, в ее доме одновременно бывало по два — три грудных ребенка, брошенных мамашами прямо в роддоме, она их выхаживала, потому что в доме малютки не было места, а потом отдавала на усыновление. Немало детей оформлено и под опеку отыскавшихся родственников. А кто-то оставался в ее доме навсегда, считая его по-настоящему своим. Как, например, Люда — инвалид с детства, очень приветливая девушка с красивыми глазами и открытым, добрым сердцем. К Татьяне Анатольевне она попала вместе с братом и сестрой несколько лет назад. Вспоминает, как однажды ее родная мать появилась на пороге, предложив всем троим «прогуляться» вместе с ней. Люда ответила отказом, строго отрезав: «У меня одна мать, и сейчас она со мной рядом».
А родного отца Аленки, что самой первой попала в приемную семью, Татьяна Анатольевна отыскала... в Германии, созвонилась с ним, объяснила ситуацию. Он выразил готовность воспитывать пятнадцатилетнюю дочь и пригласил к себе за границу, там у него была уже новая семья. Проводили в дорогу, тепло напутствовали... А через восемь месяцев Аленка вновь стояла на пороге родного дома, объяснив свое появление очень просто: «Никому, мамочка, кроме тебя, я не нужна!». Сейчас она уже замужем, живет в Тольятти, а когда у нее родилась дочь, написала: «Только теперь, став матерью, я понимаю, что ты всегда любила меня по-настоящему». А летом Аленка приехала погостить вместе с малышкой, показать бабушке внучку. Да и по дому, видимо, соскучилась.
Было и такое: однажды из отдела опеки Т. Жугановой «подкинули» мальчишку, усыновленного американской семьей. Прожив за океаном без малого шесть лет, он настолько впитал «дух свободы и демократии», что приемные родители ночью боялись даже под замком спать. Словом, вернули его в Россию с характеристикой настоящего монстра. Долго и настойчиво пришлось Татьяне Анатольевне избавлять его от дурных привычек, натерпелись и дети, пока наконец прозвучало первое: «Простите».
- Эту женщину Бог наделил не только великой любовью, но и безграничным терпением, - говорит главный специалист сектора опеки и попечительства отдела образования администрации г. Буденновска Светлана Щевцова. – Быть матерью — ее истинное призвание.
Множество проблем, возникающих в школе и дома, Татьяна Анатольевна привыкла решать самостоятельно, находя выход из любой сложной ситуации со своей житейской мудростью. И Библия неслучайно стала настольной книгой в этой семье: «Отче наш» знает даже четырехлетняя Сонечка.
…Однажды Татьяна Анатольевна купила большой красивый мяч. Сначала детвора играла с ним во дворе, а затем все вышли на улицу. Было очень весело, но мяч, вырвавшийся из чьих-то рук, покатился прямо под ноги пожилой соседки. Она резала ножом траву для кур. А потом повернулась и несколько раз ударила им по мячу. Малыши даже заплакали, старшие замерли в растерянности. Посмотрев на Татьяну Анатольевну, молча стоявшую рядом, кто - то из них спросил:
- Мама, почему бабушка Мотя такая злая?
- Может быть, ее никто не любит? – предположил другой.
Прошло немало времени, и на Рождество дети решили подарить открытки всем соседям. Вспомнили и про бабу Мотю. Татьяна Анатольевна предложила сделать ей подарок: «Вот посмотрите, сердце ее оттает...». Выбрали самую лучшую открытку, отнесли ее соседке, а кроме того, очень просто и тепло пригласили на чай: «Приходите в наш дом!». Долго ждать не пришлось. Гостью дети угощали печеньем, которое сами же испекли. Отведав его, бабушка вдруг прослезилась: «Дети, простите меня за мячик, не знаю, что на меня тогда нашло».
- Таких историй очень много, и по совету старшего сына я начала писать рассказы на основе реальных событий, - говорит Т. Жуганова. - Их читают мои дети, угадывая себя, знакомых и друзей, некоторые обсуждались на классных часах в обычной школе и на уроках в воскресной...
Нередко она и сама получает в качестве подарков детские стихи, искренние и нежные. Вот строки, написанные Ксенией: «...Твоя молитва, словно щит, стояла предо мной. Господь, прошу, прости меня за причиненную ей боль!». И такие признания, заметила Татьяна Анатольевна, дороже самых высоких наград.
5 февраля 2009 года