Оружие: лицензия на безопасность
– Анатолий Анатольевич, прежде чем говорить о достижениях и проблемах вашего подразделения, давайте коротко остановимся на страницах истории «разрешителей».
– Согласен, только надо сразу уточнить: нашими основными задачами являются не только контроль за оборотом оружия, но и исполнение законодательства о частной детективной и охранной деятельности, соблюдение порядка приобретения, учета, хранения, перевозки и использования гражданского и служебного оружия, предупреждение его попадания в преступную среду.
Теперь об истории. Разрешительная система существует в России с середины XIX века, а первый законодательный акт, рассматривавший вопросы контроля за оружием, был подписан Петром Первым 14 февраля 1700 года. До 1917 года в Российской империи разрешение на приобретение огнестрельного оружия гражданам выдавалось губернаторами, градоначальниками и полицмейстерами. Жестко контролировался оборот оружия (особенно нарезного) и в советские времена.
– Не раскроем государственную тайну, если расскажем, сколько сейчас у нас в крае владельцев огнестрельного оружия?
– Восемьдесят шесть тысяч обладателей разного рода стволов. Самого оружия значительно больше: сто семнадцать тысяч единиц. И только за минувший год (вдумайтесь в эти цифры) его владельцами допущено 8278 нарушений правил хранения, ношения, использования и регистрации. То есть каждый десятый переступил закон. Один «забыл», что ружье непременно должно находиться в сейфе, другой перевозит в машине свою «тулку» не только в собранном виде, но еще и с патронами в стволах, третий «запамятовал», что стрельба в населенных пунктах и вблизи них категорически запрещена…
Таких граждан наказываем в административном порядке, убеждаем, что соблюдение нормативных актов необходимо в первую очередь для обеспечения безопасности самих же владельцев оружия и окружающих их граждан. Не все понимают, что беспечность может привести к трагическим последствиям.
– И примеры такие имеются?
– Слава богу, за прошлый год произошел только один случай: после охоты, не заходя домой, гражданин заглянул в гости к знакомому. Там уже находились двое мужчин, между которыми произошла ссора. И главным «аргументом» в этой ссоре стало ружье, которым воспользовался один из буянов. Прогремел выстрел, унесший человеческую жизнь. Убийца осужден. Уголовное наказание применено и к владельцу ружья, также явившегося виновником преступления.
– Обладатели травматического оружия тоже хлопот доставляют?
– Еще каких! Некоторые из них не знают правил необходимой самообороны, при малейшей возможности хватаются за пистолет или револьвер, не понимая, что пуля (даже резиновая) может не только покалечить, но и убить. К хранению и ношению такого оружия тоже немало претензий: бросают его в ящиках столов, в шкафах, оставляют в машинах.
Недавний случай: восемнадцатилетний гражданин, житель Кавминвод, оставил «макарыч» в своем авто без присмотра. Пистолет был похищен. В каких руках он сейчас находится? В каких целях может быть использован? На эти вопросы сейчас ищут ответы оперативники. Одно бесспорно: молодой человек обязательно будет наказан. И довольно серьезно…
– Скажите, а потери, другие утраты гражданского оружия зарегистрированы?
– К сожалению, это наша головная боль: за минувший год утрачено и похищено в общей сложности 73 единицы оружия. Есть среди них и нарезное. Поражает, с каким легкомыслием люди иногда относятся к хранению предметов, представляющих повышенную опасность. Ведь ружья, карабины, пистолеты крадут не для того, чтобы воробьев пострелять или в металлолом сдать, они попадают в незаконный оборот, нередко оказываются в руках матерых преступников.
Как, кстати, и потерянное оружие – такого числится аж 14 единиц. Представьте, приходит гражданин в милицию и заявляет: мол, я на охоте ружье потерял. Смешно? А вот нам не до смеха…
– Да, картина получается не радужная. Но праздник есть праздник. Поздравлять кого-то будете?
– Разумеется. Генерала Валерия Скибу (он стоял у истоков создания нашей службы), полковников Александра Меткалова, Владимира Воробьева, Олега Иванова, других ветеранов лицензионно-разрешительной работы. И, конечно, всех действующих сотрудников нашего подразделения.